Особенности современного мифотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 00:22, контрольная работа

Описание

В процессе овладевания техническими знаниями, происходит идеализация возможностей техники, формируется миф о неограниченных возможностях технического процесса. Однако по статистике это встречается чаще среди молодых студентов. Более опытные инженеры считают, что развитие техники имеет пределы. Возможно по тому, что они сами сталкиваются с ограничениями техники. Также к мифотворчеству склонны управляющие предприятий, поскольку они не работают с техникой.

В науке тоже есть мифы. Прежде чем произойдет открытие, ученые делают предположение о существовании какого-либо явления, "своеобразный миф". Когда имеются доказательства, миф не появится.

Содержание

Введение.


I. ЧЕЛОВЕК - НАУКА - МИФ.


II. СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ.


2.1. Миф о реликтовых существах.


2. 2. Мифы о космосе.


2. 3. Реклама - миф современности.


Заключение.

Работа состоит из  1 файл

миф современости.rtf

— 253.24 Кб (Скачать документ)

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    "ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа на тему:

    "Особенности современного мифотворчества" 
 
 
 
 

                                            Выполнила: студентка 6 курса

                                            факультета психологии и

                                            педагогики заочного отделения

                                            Воропаева Ю.А. 

                                            Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    - Шуя 2010 -  
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ: 

    Введение. 

    I. ЧЕЛОВЕК - НАУКА - МИФ. 

    II. СОВРЕМЕННЫЕ МИФЫ.  

    2.1. Миф о реликтовых существах. 

    2. 2. Мифы о космосе. 

    2. 3. Реклама - миф современности. 

    Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Очень давно, когда человек жил в непосредственной связи с природой, он постигал окружающий его мир и часто сталкивался с непонятными, необъяснимыми явлениями природы. И естественно, что если человек не сам управлял этими явлениями, то это должен был делать кто-то другой. А кто?

    Какое-то существо, которое, по-видимому, сильнее, могущественнее человека, возможно, дух. Постепенно они приобретали имена, а в последствии духов сменили боги, которые тоже носили имена и обладали качествами, присущими человеку.

    Особенно ярко это выражено в религии древних греков. Именно в Греции было написано бесчисленное множество рассказов о жизни богов - мифов. Боги имели семьи, детей. Они также ссорились, вступали в конфликты, вели войны, как и люди. Однако богам было свойственно бессмертие и вечная молодость, то чего не было у людей и чего им так хотелось. Т.е. мы видим, что в мифах человек не только описывал непонятные ему явления (шторм на море - гнев бога морей Посейдона), но и показывал свои желания, цели и стремления.

    В обыденном сознании миф - это просто сказка или легенда. В действительности миф - это мировоззрение людей, их миропонимание и мировосприятие. В них прослеживается отношение человека к окружающим его явлениям. Люди считают миф вымыслом, свойственным только для истории. Но было бы неверно полагать, что сейчас нет и не может быть мифов, что их создание возможно было только в прошлом, когда человек ничего не знал о происходящих вокруг него явлениях, и пытался все объяснить с помощью мифов. Человечество и сейчас занимается мифотворчеством. Мифотворчество - это специфическая разновидность культурно творческого процесса, в ходе которого формируются те или иные (мифологические) представления о действительности, оказывающие достаточно существенное влияние на процесс функционирования знания в духовной жизни общества.

    Если миф трактовать как сказание о богах, то возможно, что у нас нет мифов. Но ведь миф - это объяснение невозможного, чего пока нет, и к чему стремится человек. Неужели сегодня человек ни к чему не стремится? Это не так. Человечество и сейчас хочет жить вечно, пытается найти эликсиры вечной молодости, т. е находится в плену мифа о бессмертии.

    Верующие в Бога люди тоже живут под влиянием мифа, ожидая " конца света ". Что такое " конец света "?  Время, когда мир прекратит свое существование, возможно даже не будет нашей планеты. И это вполне возможно, судя по тому, что человек все больше вторгается в природу, причиняя ей вред. Создаются опасные виды оружия. И эти процессы происходят с большой скоростью. Т. е если проанализировать проблему, то действительно все живые существа могут погибнуть.

    Таким образом, миф легко исчезает, если его подвергнуть рациональному объяснению. Тем не менее, многим из нас больше нравится жить в " мире сказок ".

    Человек  вторгается в природу, пытается понять и изучить ее. А затем хочет подчинить ее себе, считая, что он все знает и все может. Но люди не могут познать весь мир в силу ограниченности своих знаний, способностей, наконец, возможностей. Это мир не ограничен, а человек ограничен. Однако не все это понимают и, таким образом, живут в плену мифа о бескрайних возможностях человека.

    В процессе овладевания техническими знаниями, происходит идеализация возможностей техники, формируется миф о неограниченных возможностях технического процесса. Однако по статистике это встречается чаще среди молодых студентов. Более опытные инженеры считают, что развитие техники имеет пределы. Возможно по тому, что они сами сталкиваются с ограничениями техники. Также к мифотворчеству склонны управляющие предприятий, поскольку они не работают с техникой.

    В науке тоже есть мифы. Прежде чем произойдет открытие, ученые делают предположение о существовании какого-либо явления, "своеобразный миф". Когда имеются доказательства, миф не появится. 
 

    I. ЧЕЛОВЕК - НАУКА - МИФ. 

    Мифологический стиль мышления, тесно связанный с очеловечиванием явлений природы, ушел в прошлое. Нашему времени -- эпохе научно-технической революции соответствует иной, научный стиль мышления, основанный на диалектико-материалистических представлениях о природе и процессе ее познания человеком. Однако отдельные мифы, в том числе связанные с наукой -- околонаучные мифы, появляются и получают иногда довольно широкое распространение и в наше время.

    В обыденном понимании с понятием мифа связывается прежде всего представление о вымысле, не соответствующем реальной действительности. Именно такое содержание вкладывают в слово «миф» ученые по отношению ко всякого рода околонаучным построениям, не имеющим под собой научной почвы, а иногда и вступающим в прямое противоречие с твердо установленными и подтвержденными практикой научными данными.

    Как и любое общественное явление, современное околонаучное мифотворчество имеет вполне определенные объективные причины. Правда, вырастает оно не в результате очеловечивания природы, а вследствие необоснованного фантастического «раздувания» некоторых данных современного естествознания.

    Хотя всегда находятся отдельные «энтузиасты», которые по тем или иным соображениям (нередко корыстного характера) занимаются активной поддержкой и распространением околонаучных мифов, над их созданием, по сути дела, работают не одиночки, а целое поколение людей. Именно это обстоятельство и заставляет с особенной серьезностью отнестись к околонаучному мифотворчеству как к общественному явлению и разобраться в его корнях.

    Одна из главных причин, породивших во второй половине XX столетия очередную волну мифотворчества, -- кардинальные изменения научной картины мира, вызванные революциями в физике в начале века, а затем и в астрономии. Человек как общественное существо во все времена испытывал потребность в завершенном, целостном и понятном образе мира. Между тем современная научная картина мира, которая к тому же постоянно усложняется, не вполне понятна или труднодоступна для обыденного сознания. Чтобы в ней как следует разобраться и правильно оценить те изменения, которые вносит в нее развитие естествознания, необходимы специальные знания. Кроме того, в научной картине мира всегда имеются «белые пятна», нерешенные проблемы, которые придают ей незавершенный характер.

    Поэтому люди, далекие от науки, нередко пытаются «достраивать» картину мира на свой лад, преодолевая неясное и непонятное с помощью воображения.

    Как отмечал еще К. А. Тимирязев, в процессе научного исследования можно выделить три основных этапа: вначале интуиция (догадка), затем доказательство и, наконец, эксперимент. «На двух последних этапах мифу места нет (выделено авт.), -- отмечают исследователи мифотворчества. -- Современный околонаучный миф рождается, вырастая из научного знания в той области, где точное знание кончается, то есть в области догадок и сомнений».

    Необходимо учитывать и то обстоятельство, что современному человеку интересны не только знания «сами по себе», скажем знания об элементарных частицах или «черных дырах», их занимает и «человеческий» аспект этих знаний, их значение для решения мировоззренческих проблем.

    Околонаучная мифология удовлетворяет и эту потребность, создавая свою «картину мира» -- более занимательную и интригующую, чем научная. Хотя она и не вполне соответствует научным данным, а иногда и про тиворечит им, но по меткому выражению некоторых исследователей человеческой культуры, дает приют человеческому духу.

    В последние десятилетия околонаучное мифотворчество в большей степени развивается вокруг вопросов, так или иначе связанных с космизацией различных сторон человеческой деятельности. Природа подобной направленности совершенно ясна. Человек всегда стремился осознать свое место в мироздании, а в эпоху успешного освоения космического пространства и бурного развития космической техники это стремление стало особенно сильным.

    В то же время те области современного естествознания, которые связаны с изучением Вселенной и различных космических процессов, представляют собой особенно благодатную арену для околонаучного мифотворчества. Несмотря на стремительное развитие астрофизики во второй половине XX столетия, многого о космических процессах мы еще не знаем. Здесь особенно часто встречаются нерешенные и дискуссионные проблемы, одни и те же факты истолковываются с разных позиций, а практическая проверка выдвигаемых гипотез и предположений в большинстве случаев оказывается трудноосуществимой или невозможной. Подобная ситуация вполне нормальна для процесса научного исследования в новых областях, но в то же время она создает благоприятную почву для чисто фантастических предположений и допущений, которые в массовом сознании нередко трансформируются в околонаучные мифы.

    Любопытно отметить, что в механизме формирования научных гипотез и околонаучных мифов есть нечто общее. И гипотезы и мифы возникают в результате необходимости преодоления недостатка конкретных данных, фактов, неполноты информации, отсутствия точных знаний о каком-либо предмете, попыток распространения имеющихся знаний на неизведанные области.

    Однако на этом аналогия и заканчивается. Если научные гипотезы подвергаются многократной, всесторонней, объективной, тщательной проверке, то с мифом дело обстоит иначе -- любые новые факты сторонники мифа сремятся истолковать в его пользу. И так может продолжаться до тех пор, пока в науке не будет получено достаточно полное решение той проблемы, которая послужила источником мифа, и это решение не будет освоено массовым сознанием. Когда это происходит, миф обычно умирает.

    У современного околонаучного мифотворчества есть и глубокие социальные корни. Мы живем в сложном и быстро меняющемся мире, вписаться в который человеку с каждым годом становится все труднее. Над человечеством нависла угроза самоубийственной термоядерной войны, уничтожения окружающей природной среды. Все это и заставляет некоторых людей искать утешения в мифологических иллюзиях.

    Особенно благоприятная обстановка для мифотворчества складывается в капиталистическом мире, где в результате усиления гонки вооружений, роста безработицы и инфляции у человека возникает неуверенность в завтрашнем дне. С другой стороны, правящие классы западных государств всевозможными околонаучными сенсациями стараются отвлечь людей от острых социальных проблем. Этим объясняется то обстоятельство, что большинство современных околонаучных мифов родилось именно на Западе.

    А в условиях нашего социалистического общества околонаучные мифы полезны или вредны?

    На протяжении веков мифологические представления, подкрепленные авторитетом религии, во многом формировали восприятие человеком окружающей действительности. И тем не менее доминировал всегда рациональный способ мировосприятия, ибо только такое отношение к действительности может направлять человеческую деятельность к достижению реальных практических результатов. Свое высшее выражение рациональное мировосприятие находит в научном подходе к пониманию и освоению мира; характерной особенностью такого подхода является переработка уже имеющейся информации для получения новой.

    Мифы же, в том числе и околонаучные, не несут в себе никакой новой информации и не могут ее нести, поскольку сами являются плодом необоснованного воображения, которое в значительной степени возбуждается и направляется верованиями, близкими к религиозным.

Информация о работе Особенности современного мифотворчества