Музыкальная лексема (на примере Вокализа С.Рохманинова)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:07, реферат

Описание

Обратимся к роли дыхания в образовании певческого звука. Прежде всего отметим, что работа дыхательного аппарата во время речевой и певческой фонации тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата, поэтому изолированное рассмотрение действий дыхательного аппарата в пении в значительной мере условно. Голосовой аппарат работает как единое взаимосвязанное целое

Содержание

Взаимосвязь дыхания с другими частями голосового аппарата 3
Визуальные наблюдения за дыханием в пении и мнения педагогов
и певцов о роли дыхания 4
2. Исторические данные о дыхании при пении. 6
3. Профессиональный долг и авторитет как важнейшие
категории этики дирижера. 8
4. Справедливость, честь и достоинство дирижера. 11
5. Навыки и умения дирижера как составная часть этики
с учетом разновидностей профессии. 13
6. Эстетические особенности воздействия музыки на
духовный мир личности. 15
Заключение 17
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дыхание оля.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

   Научные исследования показывают, что чистых типов дыхания практически не существует, что все певцы пользуются в пении смешанным типом дыхания с большим или меньшим включением в работу той или иной части дыхательного аппарата. Из этих исследований вытекает, что вопрос о типе дыхания в значительной мере условен. Отсутствие чистых типов дыхания в пении легко объяснимо, так как, например, чисто брюшное или чисто ключичное дыхание были бы физиологически невыгодны организму. Как при том, так и при другом типе диафрагма не находила бы наилучших условий для своей работы. При ключичном дыхании она была бы пассивно поднята вверх, а при чисто брюшном типе дыхания область ее основания, ее прикрепления к стенкам полости тела осталась бы неразвернутой, что также физиологически невыгодно. Оба этих типа дыхания в чистом виде были бы нерациональны с точки зрения наилучшего использования дыхательного аппарата для певческого голосообразования.

   Из  сказанного можно сделать несколько  практических выводов. Прежде всего: если ученик пользуется при пении грудодиаф-рагматическим дыханием, вряд ли имеет смысл учить его какому-то особому типу вдоха, чтобы улучшить голосообразование. При правильной тренировке в пении при этом типе дыхания может быть достигнута высокая степень профессионализма.

Если  певец предпочитает высокий тип  дыхания даже мри участии верхней части грудной клетки и у него хорошая манера звукообразования, голос звучит профессионально, не вызывая затруднений, не следует его переучивать в сторону более низкого грудо-диафрагматического дыхания. Далеко не всегда это может привести к успеху, ибо высокое дыхание в данном конкретном случае можсоказаться для него более удобным, чем низкое, благодаря, например, его воздействию на положение гортани или на резонанс трахеальной трубки. Кроме того, всегда следует помнить, что всякое кардинальное переучивание — это полная замена всех певческих рефлексов, формирование новой системы навыков, что представляется весьма трудной задачей для нервной системы певца. Словом, при хорошем голосообразовании не следует разрушать сложную систему рефлексов, которыми оно достигается. При хорошем качестве певческого звука, но при манере дыхания, которая кажется педагогу нерациональной, можно весьма осторожно поискать иную манеру вдоха, всегда контролируя качество звучания голоса.

   В организации певческого голоса всегда надо исходить из качества голосообразования и отсюда идти к типу дыхания, но не от определенного типа дыхания к звуку. Если голосообразование дефектно, недостатки в звуке связаны с работой голосовой щели и при этом наблюдается нерациональный тип дыхания, необходимо поискать более удачные взаимоотношения между работой дыхания и других отделов голосового аппарата. Это может привести к резкому улучшению в голосообразовании.

   Не  следует передавать ученику те дыхательные  ощущения, которые сопровождают певческий процесс у педагога. Эти ощущения, как и другие (резонаторные, вибрационные и т. п.), весьма индивидуальны и не совпадают у разных певцов. Рекомендуется смешивать внутренние субъективные ощущения от дыхания с его объективным типом.

   Часто наиболее рациональный тип дыхания  выявляется у певца при пении удачно звучащего и нравящегося ему произведения. В этом случае наиболее удачная координация между всеми, отделами голосового аппарата и оптимальный тип дыхания выявляются и устанавливаются сами собой. Таким образом, в воспитании определенного типа дыхания можно следовать, от звучания голоса, от музыки, а не методом мышечных приемов.

   Организация певческого выдоха. Из сказанного выше можно с полной очевидностью утверждать, что не столь важен тип вдоха, сколько организация выдоха. Певческий процесс может быть отлично организован при различном типе дыхания.

   II. три» цокольного искусства и практика ясно показывают, ми) шли 1 01 ношении типов дыхания имеется весьма большой

г ■ .и и   1н и орпишшции певческого выдоха такого разнообразия

Н# шмечшиш   И<> всех школах всех времен  говорится о необ-

    п I ики дыхания для голосообразования, о верной

      м I и ' <шр#жении дыхания во время пения. Это позволяет

ш т. ими..и о юм. что инлистся первостепенным для хорошегоголосообразования (организация выдоха) и что не имеет такого значения (тип вдоха). На том, что действительно важно для качественного голосообразования, — все певцы и педагоги сходятся.

   Выработанные  временем и общеизвестные правила  пользования дыханием в пении, которые бытуют в настоящее время, обязательны для хорошей организации певческого голоса. Не перебирать дыхания, так как при переборе трудно добиться верной атаки звука и плавного голосоведения. Не начинать звука без достаточной дыхательной поддержки. Для этого после умеренного вдоха следует сделать краткую задержку дыхания, что поможет зафиксировать дыхание во вдыхательной установке, когда гортань и органы надставной трубки находятся в свободном, ненапряженном состоянии. На этой задержке вдыхательного состояния и надо атаковать звук, пользуясь тем видом атаки, который в данном конкретном случае наиболее целесообразен. Координацию, возникшую при этой атаке, надо сохранить при дальнейшем звучании. Итак, надо плавно подавать дыхание, не ослаблять его и не напирать, не толкать, чтобы не разрушить найденной координации. Дыхание в фразе надо распределять так, чтобы звук все время был хорошо поддержан и в конце фразы дыхания было бы достаточно. Это общее правило. По окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть прежде, чем начать новый вдох.

   Эти общеизвестные правила вряд ли вызовут  у кого-либо возражения. Они-то и должны занимать основное внимание педагога при работе с учеником над постановкой голоса. Естественно, что эти правила дают полный простор для любой методики и для развития индивидуальности каждого ученика.

   Воспитание  голоса путем контроля над деятельностью  дыхания. Как говорилось, дыхание прямо воздействует на организацию певческого звукообразования. Это один из путей, которым можно с успехом пользоваться в развитии голоса.

   Наряду с таким прямым воздействием дыхания на работу голосовой щели можно указать еще на влияние дыхания на резонанс трахеи, которая может быть растянута, удлинена при глубоком низком дыхании, а также на положение гортани, что может отразиться на целом ряде явлений, происходящих в надставной трубке — в полостях ротоглоточного канала.

Внимание  к особенностям работы дыхательного аппарата в пении, умение анализировать свои дыхательные ощущения и по ним контролировать голосообразование — один из способов овладения певческим звуком. При такой организации певческого процесса эти дыхательные ощущения от работающих мышц (какие из них ВКЛЮЧ№Ы и работу, в какой последовательности, в какой степени и т. п.), тонкая дифференцировка степени подскладочного давленияразвиваются и могут стать основным внутренним контролером качества голосообразования. У певцов, воспитанных по такой системе, пение сводится к дыханию. Для них афоризм "школа пения есть школа дыхания" полностью оправдывается.

   Однако  певческий процесс может быть организован и без привлечения активного внимания к проблеме вдоха и выдоха, с помощью верной координации в работе голосового аппарата и посредством приемов, связанных с работой гортани или артикуляционного аппарата. Трата дыхания, его распределение будет зависеть от характера действия голосовой щели и влияния на нее вышележащих полостей. Говоря о влиянии дыхания на работу голосового аппарата в целом, нельзя не отметить, что в пении напрасно стараться целиком подчинить дыхание своей воле. Следует всегда помнить о том, что в дыхании наряду с произвольными мышцами имеются регулировочные механизмы, действующие рефлекторно и независимо от нашей воли. Задача педагога поставить дыхательный аппарат в условия, создающие наилучшие проявления этой регулировочной функции.

   О беззвуковых упражнениях в дыхании. В свете того, что было сказано о дыхании, можно оценить целесообразность упражнений в развитии дыхания без звука и утверждать, что никакие системы беззвуковых упражнений в дыхании не могут привести к развитию певческого дыхания. Можно говорить о хорошем певческом дыхании лишь тогда, когда правильно организовано певческое звучание голоса. Тогда дыхание перестает утекать, начинает "держаться", его хватает уже на длинные музыкальные фразы. Таким образом, дело не в количестве набранного воздуха, не в его длительной задержке в легких, а в правильной трате на певческом звучании, т. е. в координированной работе дыхания с другими отделами голосового аппарата в процессе пения.

Если беззвуковые  упражнения в дыхании не могут привести к развитию певческого дыхания, то значит ли это, что они вообще во всех случаях бессмысленны? Отнюдь нет. Как всякая гимнастика, кик всякая тренировка мускулатуры, дыхательные упражнения без шука ведут к развитию мышц и лучшей управляемости их работой, и Оольшему подчинению их нашей воле и, соответственно, оказывают положительное воздействие на работу голосового аппарата в целом. Являясь хорошим вспомогательным средством для укреп-п'пия дыхательных мышц, они особенно показаны для лиц, у которых эта мускулатура плохо развита от природы или ослаблена В результате боле «ни При мпимможноети петь в течение какого-то периода полнив цышальной шмнветикой поддерживать необходимый юну« мушушурм

Информация о работе Музыкальная лексема (на примере Вокализа С.Рохманинова)