Способы изложения в публичном выступлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – дать характеристику таким способам изложения материала в публичном выступлении как индуктивный способ, дедуктивный способ, концентрический способ, способ аналогии, ступенчатый, исторический способ изложения материала. На проблемном способе изложения публичного выступления остановимся более подробно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Характеристика основных способов изложения материала в публичном выступлении…………………………………………………………………4
Проблемный способ изложения материала в публичном выступлении…8
Заключение……………………………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Способы изл. в публ. выступлении.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО РЫБОЛОВСтВУ

 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

КАМЧАТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Практика публичной речи»

ВАРИАНТ 12

ТЕМА: «Способы изложения материала в публичном выступлении».

 
 
 
 

Выполнила        

студентка группы 09Бус-ЗФ

Маликова  Мария Владимировна

№ зачётной книжки 090592

шифр  специальности_____________     Проверил(а)

_________________________

Ф.И.О. преподавателя

Оценка  « _____________»

«___» ________ 2010г. 

Петропавловск – Камчатский, 2010

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3 

  1. Характеристика  основных способов изложения материала  в публичном выступлении…………………………………………………………………4
  2. Проблемный способ изложения материала в публичном выступлении…8

Заключение……………………………………………………………………..13

Список использованной литературы………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     На  всех стадиях подготовки и осуществления  публичного выступления нужно помнить, что слушатель — это не сосуд, который нужно заполнить, а скорее факел, который нужно зажечь. Об этом же говорит известное положение о том, что для того, чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать материал, на который предстоит воздействовать. Чувство аудитории — это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий.

     Главными  целевыми установками оратора являются сообщить информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо, опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. В зависимости от цели избирается способ преподнесения материала.

     Цель  данной контрольной работы – дать характеристику таким  способам изложения материала в публичном выступлении как индуктивный способ, дедуктивный способ, концентрический способ, способ аналогии, ступенчатый, исторический способ изложения материала. На проблемном способе изложения публичного выступления остановимся более подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  основных способов изложения  материала в публичном выступлении.
 

     Публичное выступление на одну и ту же тему и с использованием одного и того же материала может быть, с учетом, прежде всего, характера аудитории, осуществляться весьма различными способами.

     Так традиционно правильным считается использование так называемого индуктивного способа изложения для менее подготовленной аудитории, а для более подготовленной — дедуктивного.

     Некоторые пособия содержат пожелание о том, что большинство выступлений, связанных с общественно-политической проблематикой, следует строить с использованием исторического, или хронологического принципа. Высказывается и такое пожелание: описательные (информативные) темы следует излагать по «пространственному» принципу.

     В целом, однако, не существует единого  рецепта, по которому бы можно было выбрать безошибочно нужный способ изложения. Поэтому разумно, думается, осваивать специально все возможные, все существующие способы изложения материала.

     Индуктивный способ изложения предполагает начинать с отдельных простых и понятных слушателям фактов, а затем переходить к их обобщениям все более и более высоких уровней.

     Общая ориентация индуктивного способа — от единичного, частного, особенного к общему и даже всеобщему, то есть, поднимаясь до философского уровня обобщения.

     Изучение любых областей внешнего мира человек начинает с исследования единичных предметов, а не с изучения общих положений, общих закономерностей.

     Одним из первых, кто начал исследовать  индуктивные приемы мышления, был  Сократ. Знания, говорил он, есть понятия  об общем, а общее в частных случаях познается путем сравнения этих случаев между собой, т.е. от частного надо идти к общему.

     Примерная схема индуктивного изложения включает в себя следующие моменты, взятые в указанной последовательности:

    1. Местный  фактический материал.

    2. Личный  опыт слушателей.

    3. Актуальный  современный материал по теме.

    4. Теоретические  положения, связанные с данной  темой.

    5. Практические  выводы из материала, подведение  под теоретические положения.

     6. Конкретные рекомендации по решению  рассматриваемых вопросов.

     Индуктивный метод ориентирует отбирать и  анализировать нужные факты, подниматься над частными явлениями. Однако, неизбежным недостатком индуктивного подхода, за редким исключением, является его неполнота. Поэтому индуктивное рассуждение с необходимостью предполагает сравнение и взаимную увязку типичных фактов.

     Противоположностью  индуктивного способа изложения  является дедуктивный подход. Этот способ рекомендуется использовать при рассмотрении теоретических вопросов, сложных проблем. Он состоит из формулирования общих положений и подтверждения, или опровержения их фактическим материалом.

     Примерная схема дедуктивного рассуждения следующая:

    1. Общетеоретическое  положение.

    2. Фактическое  состояние проблемы на данном  этапе ее понимания.

    3. Местный  материал по теме.

    4. Опора  на опыт слушателей.

    5. Выводы  для ориентации практической  деятельности слушателей.

     Различают также такие способы изложения  материала, как ступенчатый и концентрический.

      Ступенчатый подход предполагает последовательное изложение путей перехода от одной позиции, заданной планом, к другой, без явного возвращения к уже рассмотренным. Каждый раздел изложения при этом служит определенной подготовкой для понимания следующего. При таком подходе вопросы темы излагаются один за другим.

      При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная на обсуждение проблема. Оно характеризуется постоянным возвращением к проблеме путем последовательного углубления и развития выдвинутых ранее положений.

      Также ораторами используется метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий или фактов. Обычно параллель  проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему  пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

      Эмоциональный способ изложения публичной речи – это образный, взволнованный рассказ, направленный на достижение ответной эмоциональной реакции аудитории.

      Исторический  способ изложения – это изложение материала в хронологической последовательности – описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

      Метод контраста построен на основе сравнения  полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления.

      Последние годы особое, все возрастающее внимание уделяется так называемому проблемному способу изложения. Этот подход более подробно будет рассмотрен ниже. Поэтому здесь мы ограничимся лишь следующей краткой характеристикой этого приема.

      Проблемное  изложение преследует цель: создать  интеллектуальное сотворчество выступающего и слушателей во время выступления путем особой организации их познавательной деятельности. Успешная реализация такого подхода предполагает наличие у выступающего развитого чувства аудитории, навыков быстрой оценки ее возможностей, ее состояния в любой

отдельно  взятый момент. При таком подходе  прибегают к широкому арсеналу средств:

• Задают слушателям вопросы и затем совместно  с ними ищут ответы на них.

• Вводят в изложение риторический диалог, тем самым отчетливо разводя различные подходы к одному и тому же вопросу.

• Выдвигают  заведомо ложное утверждение, которое  затем опровергается, опять же с помощью самих слушателей.

      Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру публичной речи более оригинальной, нестандартной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемный способ  изложения материала  в публичном выступлении.  

      В современной практике выступлений  все шире применяется так называемый проблемный способ изложения, в отличие от более привычного информационно-иллюстративного, или описательного способа. Последний предполагает подачу материала в готовом виде: выступающий приводит факты, выводы как уже установленные и осуществленные. При этом приводятся все необходимые объяснения и обоснования. Материал подается в логически-доказательном, нейтрально-эмоциональном, либо, наоборот, эмоционально-образном виде. Но само доказательство, повторимся, и в том и

в другом случае приводится как уже сделанное, готовое, законченное.

      Информационно-иллюстративный подход по-своему очень экономичен, дает образцы логики изложения и образного описания, развивает понимание, память, репродуктивное, или воспроизводящее мышление; затрагивает эмоциональную сферу слушателей.

      Однако  этот способ слабо развивает активность слушателей, их инициативу, творческие способности. Этот-то недостаток и призван преодолеть проблемно-поисковый метод выступления.

      Проблемный  способ направлен на активизацию познавательной деятельности слушателей уже по ходу выступления. Он в большей степени возбуждает интерес к предмету обсуждения, способствует развитию самостоятельности, творческого отношения к предмету путем постоянного диалога выступающего и слушателей, полемики с самим собой и слушателями.

      Проблемное  выступление должно отвечать своему названию, как в отношении содержания, так и в отношении методического исполнения. В таком выступлении серьезные проблемы, ведущие идеи, актуальные задачи рассматриваются и подаются с использованием различных поисковых средств и на основе воспроизведения самой логики поиска, в частности, научного поиска.

      Проблемное  выступление должно воспроизводить все основные уровни

проблемного поиска в той области, к которой относится тема выступления.

    Оно должно учитывать:

    1. Уже  решенные проблемы данной области.

    2. Проблемы, решенные лишь частично.

    3. Только  что поставленные, новые проблемы, подлежащие решению в

Информация о работе Способы изложения в публичном выступлении