Мастерство публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:43, реферат

Описание

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Слово оратор (от латинского orare – «говорить» )применяется в двух значениях:
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Содержание

.Введение
1. Мастерство публичного выступления
1.1. Ораторская речь и её роль в обществе
1.2. Виды ораторской речи. Красноречие
2. Подготовка к публичному выступлению
2.1. Как побороть страх перед публичным выступлением
2.2. Приемы подготовки выступлений
2.3. Информационное обеспечение выступлений3. Установка контакта с аудиторией
4. Логические аспекты ораторской речи
4.1. Логические правила построения ораторской речи
4.2. Логические законы
4.3. Этические качества речи
5.Заключени
6.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

русский язык мастерство публичного выступленя.docx

— 43.80 Кб (Скачать документ)

 

Реферат

(контрольная работа)

по  дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Мастерство публичного выступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

.Введение 
1. Мастерство публичного выступления 
1.1. Ораторская речь и её роль в обществе 
1.2. Виды ораторской речи. Красноречие 
2. Подготовка к публичному выступлению 
2.1. Как побороть страх перед публичным выступлением 
2.2. Приемы подготовки выступлений 
2.3. Информационное обеспечение выступлений3. Установка контакта с аудиторией  
4. Логические аспекты ораторской речи 
4.1. Логические правила построения ораторской речи 
4.2. Логические законы 
4.3. Этические качества речи 
5.Заключени

6.Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение 
                 Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений. 
Слово оратор (от латинского orare – «говорить» )применяется в двух значениях: 
1. человек, произносящий речь, выступающий публично; 
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром 
красноречия, владеющий мастерством слова.

        Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий 
языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим 
красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой 
оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может 
не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный 
теоретический вопрос. Но таких людей очень мало. В связи с этим можно 
вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А. П. Чеховым в 1893 
году «В московском университете преподаётся студентам декламация, т. 
е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться 
этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим, поговорить и 
послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В 
земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах 
и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, 
«уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в 
ответ – десять, потому, что не умеем говорить коротко и не 
знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил 
достигается известный эффект … В обществе, где презирается 
истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое 
краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним 
из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой 
религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпанпуть ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда нибудь дождемся , что наши юристы, профессора ивообще должностные лица, обязанные по службе говорить, не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить , должно бы считаться таким же неприличием, как неуметь читать и писать, и в деле образования и воспитания –обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

 
1. Мастерство публичного  выступления  
1 Ораторская речь и её роль в обществе.  
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая 
обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет 
своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, 
настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может 
касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного 
депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его 
определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное 
множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на 
внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, 
потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. 
Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной 
деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело 
к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой 
разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой. 
Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, 
чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимуюинформацию в соответствующую речевую форму . 1.2 Виды ораторской речи. 
Красноречие : 
Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, 
воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию. 
Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней 
самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто 
услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы 
приятно провести время. Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность , но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям: 
a) В ней не должно быть ничего спорного;  
b) Она должна вызывать пытливость; 
c)Она должна удовлетворять запросы слушателя; 
d)Сообщение должно быть актуально. 
Воодушевляющая речь – агитационные речи в общем можно разбить 
на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью у бедить; речи с 
целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко 
перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают 
действенныепорывы.  
Убеждающая речь – убедить – значит логическими доводами 
доказать или опровергнуть какое либо положение. Это чисто логическая 
задача. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, 
но не представляет собой призыва к непосредственному действию. 
Призывающая к действию речь – слушателя призвали к новому, к 
продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямыми косвенным. Действие может наступить, когда нибудь или немедленно. Нои меется в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.  
Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает: 
1. Социально политическое красноречие (политическая речь, митинговая 
речь, агитационная речь)  
2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное 
сообщение) 
3. Судебное красноречие (обвинительная речь, защити тельная речь, 
речь обвиняемого в свою защиту ) 
4.Социально бытовое красноречие (похвальная речь, застольная речь, 
поминальная речь) 
5.Богословскоцерковное красноречие (проповедь, речь на соборе). 
2. Подготовка к публичному выступлению .  
2.1. Как побороть страх перед публичным выступлением . 
«Подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов 
оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с 
аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг 
перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо 
больше, чем нарочитые технические приёмы. Влияние ухищрения в осанке, 
манерах, жестах, никогда не создадут настоящего облика оратора, 
воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией » . 

                                                                                                                 П. Сопер. 
 
Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном 
разговоре. И все же многие обнаруживают робость, когда их просят 
выступить.Выступая перед аудиторией надо «не бояться ничего, кроме самогостраха». Застенчивость – довольно обычное явление у начинающих 
ораторов. Только немногие студенты действительно испытывают страх 
перед публичным выступлением. В общем, они в меньшей степени, чем 
пожилые люди, боятся аудитории. Вероятно, только один студент из 
тысячи не в состоянии преодолеть страх. 
Ораторы, как спортсмены и скаковые лошади, нуждаются в собранности 
перед выступлением. Непрерывная практика публичных выступлений – 
наилучшее средство против смущения и страха. Но помочь могут и 
следующие советы: 
1. Отдать себе отчет в причине страха. Никто вас не обидит. Ваши 
слушатели дружески настроены и желают вам только успеха. Они понимают 
стоящие перед вами трудности, особенно в речи перед классом, где вы « 
из одной команды » .  
2. Выступать в полной готовности. У вас будут основания испытывать 
«беспокойство», если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите 
свои заметки или внезапно «блеснет идея», в связи, с которой вы 
нацарапаете несколько случайных замечаний на клочок бумаги. 
3. Сохранять уверенный вид. Уверенный вид действует на слушателя. 
Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет 
чувство уверенности всебе. При необходимости сделать несколько ослабляющих вздохов перед 
началом речи. Надо быть особенно осмотрительным во вступительных 
замечаниях. Если поддаться первому побуждению – спешить, ваша 
нервозность только возрастет. Паузы надо делать так часто, как 
посчитаете нужным. Не надо стесняться, когда случайно оговорился. 
Слушатели не придадут этому никакого значения, если самим не 
смутиться. 
4. Преодолеть страх действием. Футболист борется с нервным 
возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Надо действовать 
подобным же образом: не бояться приступить сразу к делу. Вы только 
увеличите напряжение, если не разрядите его. Придется иметь в виду, 
что предстоит учиться на опыте и на ошибках. Может быть, чувства 
уверенности и не будет, но энергично произнесённые фразы произведут 
впечатление на слушателей. Препятствия на пути к мощному слову и делу 
не устранимы без мужественного упражнения воли. 
2.2 . Приёмы подготовки выступлений.  
Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой 
информации – разновидность ораторской прозы. Выступление должно 
отличаться ясностью, целеустремлённостью, глубиной содержания, 
оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью.Задача выступающего иногда не сводится к изложению некоторого объёмаинформации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к её принятию, убеждать в своей правоте.Выступления различаются по тематике, объёму, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают, 
различна обстановка. Однако существуют устойчивые приёмы речевой 
разработки текста выступления. 
1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует 
рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая 
возможность подготовки. 
2.Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления. 
3.Определить цель выступления. Чего добиться? Поставить новую 
проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? 
Изменить ход обсуждения ? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему? 
4. В начале выступления сразу же сформулировать основную мысль 
выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. 
Если затягивается изложение сути дела, то раздражение аудитории растёт 
в геометрической прогрессии. 
5.Определить главную мысль, расчленить её на отдельные составляющие. 
Это членение должно быть проведено на основе одного принципа. 
Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по 
важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая 
главной мысли должна представлять отдельную часть выступления, которая 
может быть названа по ключевому слову этой части выступления. 
6.Начинать изложение содержания с самых главных, основополагающих 
тезисов. На конец оставить второстепенные компоненты. 
7.При необходимости подобрать к каждому тезису соответствующую 
информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, 
результаты социологических опросов. 
8.Своёмнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано 
авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать 
другой текст, воспроизвести элементы личной беседы. 
9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить её 
примерами. 
10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположить их 
таким образом, чтобы их доказательственная сила возрастала. Самые 
сильные аргументы поставить в конце. Конечный аргумент фиксируется в 
памяти лучше, чем первый. 
11.Оценить непротиворечивость всего текста в целом. Проверить 
насколько соответствует последовательность изложения материала 
поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, 
сложившейся к моменту начала выступления. 
При этом надо помнить, что речи выступления могут быть: написаны 
полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по 
рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, 
но без записи и без заучивания.  
2.3. Информационное обеспечение выступления. 
Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному 
материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение 
выступления. 
Заранее надо подумать о приводимых цифрах. В тексте не должно быть 
много цифрового материала. Большое количество цифр утомляет аудиторию, 
заслоняет главное. Цифры должны быть понятными и опираться на реальные 
фоновые знания аудитории. В некоторых случаях цифры следует округлять, 
так они лучше воспринимаются и запоминаются. Округление не желательно 
в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесьокругление может вызвать у слушателей чувство недоверия.  
В аудитории составленной из специалистов , цифрового материала может 
быть больше, так как фоновые знания специалиста позволяют ему легко 
усваивать этот материал. При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другиеапеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника. Этот механизм использования цитаты характерен для сакральных (священных) текстов, а также для идеологических текстов (произведения В. И. Ленина). Если цитата необходима в выступлении обязательно нужно, во -первых, проверить цитату. Следует сверить её с оригиналом, а не полагаться на 
собственную память. Во – вторых, смысл цитируемого отрывка в 
тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в тексте 
– источнике. В – третьих, по своему объёму цитата должна быть достаточной, чтобы её смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется малый объём материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование – один из способов манипулирования общественным мнением.  
3. Установление контакта с аудиторией.  
Постоянный контакт с аудиторией ключевая проблема ораторского 
выступления. Если контакта с аудиторией нет ,то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его  способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформулировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее: 
· Запретить говорящему думать о посторонних вещах. 
·Сосредоточить внимание на слушателях. 
·Внимательно следить за их реакцией. 
·Убедиться в том, что в данный момент нет ничего более важного и 
значимого, чем выступление и внимание аудитории. 
·Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы. 
·Иметь волевой наступательный настрой: вести аудиторию за собой, а не 
идти на поводу у аудитории . 
·Понимать, что публичное выступление – это профессиональное 
действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно 
достичь цели. 
Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят  отражение в выражении лица, мимике, характере взгляда, в позе, осанке, 
движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на 
подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить своевыступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себярасслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразуощутит аудитория, и её реакция будет неблагоприятной, пассивной. О контакте с аудиторией следует помнить ещё при подготовке текставыступления. Существуют специальные речевые действия, назначениекоторых – установление и поддержание контакта. К ним относятся:обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевыхдействий хорошо разработаны. Следует выбрать для себя нескольковариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационномотношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия иобращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругуспециалистов, встречи с которыми происходят довольно часто. Обращениямогут и должны употребляться и в центральной части выступления, ониактивизируют внимание слушателей.Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст – это те слова и предложения речивыступающего, в которых говорится о том, как она построена, о чем и вкакой последовательности выступающий собирается говорить, то есть метатекст – это текст о тексте. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своеговыступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим ещераз…; теперь перейдем к вопросу о…; во первых…; взаключении хотелось бы сказать о том, что… 
Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта, очень важно 
внести в выступление элементы диалога. Диалог – основная коммуникативная форма речи. Именно диалогпредставляет собой изначальную, первичную форму существования языка,отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своейприроде диалогично. Любое сказанное или предполагаемое словопредставляет собой реакцию на чужое слово. Монолог – этоискусственное речевое построение. Усвоение и построение онологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Посколькуораторское выступление – это монологическая речь, то длят успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога , поскольку устная речь необратима, говорящий должен постояннозаботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималасьслушателями. Обязанность выступающего – свести к минимумузатруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь ввиду некоторые синтаксические параметры текста. 
1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть 
чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной 
словесной цепочки, состоящей из 5 – 7 слов. 
2.Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют 
к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют 
собой предложения нераспространённые и малораспространённые, 
односоставные, неполные, неосложнённые. Эти конструкции могут быть как 
самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. 
3.Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их 
естественная сфера функционирования – официальноделовой стиль, 
тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, 
а не воздействие. 
Восприятие речи значительно осложняется использованием от глагольных существительных, заканчивающихся на ние, тие, а также подобных им.Любое отглагольное существительное – это свернутое предложение,оно является как бы сгустком смысла и требует развертывания иосознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления. «Необходимо разрешение конфликтов» . «Необходимо разрешить конфликты…»Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий будетиспользовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает приработе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу сконкретным лицом при непосредственном контакте («Живая беседа»). 
Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления 
четко обозначает своё авторское Я: своё отношение к предмету речи , к 
собеседнику. В качестве средства выражения авторского Я опытные 
ораторы используют практически все средства языка. Однако для таких 
языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, 
сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным выражениеавторского Я является основным функциональным назначением. Частицы(лишь, даже, вот, же), несмотря на малую величину звукового материала,совершенно однозначно указывают наприсутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторскоеотношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знайсебе, взял да и ). Наиболее ярко выражают авторское отношениесложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (с читаючто; ясно, что; тут, кстати, замечу, что).

 
4. Логические аспекты  ораторской речи.

 
Логические  правила построения ораторской речи:

Логические аспекты выступления  изучены и разработаны достаточно 
глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует 
руководствоваться во время выступления:  
Быть последовательным в своей речи . Не переходить к следующему 
пункту выступления, пока не закончен предыдущий. Многократное 
возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное 
впечатление.

-· Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя наконец частное и второстепенное.  
- Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно 
обойтись в выступлении.  
- Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это 
специально. Дать понять, что это намеренное повторение.  
- Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на 
посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, 
примеры.  
- В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы .

 
Логические  законы. 
Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы. 
1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна 
быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в 
выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь 
определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме 
к ней ни возвращались.  
2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения 
не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них 
необходимо ложно.  
3. Закон исключённого третьего. Утверждение и его отрицание не 
могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них 
необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в 
выступлении сформулировано какоето положение в виде высказывания, а 
затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет 
истинным, а другое – ложным.  
4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признаётся 
истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши 
суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая 
истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

 
Этические качества речи: 
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в её различныхпроявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать слюбой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с тойкоторая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. 
Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико -интонационного целого должно быть разнообразие. онотонностьпритупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательносказывается на восприятии . Поэтому хорошо воздействующая речь должнабыть выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, чтоделает этот текст цельным и цельным. В то же время единая стилеваяманера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедлениетемпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух , по крайней мере – проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где переставить слова. Ораторское выступление должно быть логично построено, оратор не имеетправа нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает её воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме. 

Заключение

 
В заключении хотелось бы отметить, что  мастерство публичного 
выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого          мышления: логическую и образную . Овладев мастерством публичного 
выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка. Здесь 
можно обратиться ко всем со своеобразным призывом, сказанным А. П. 
Чеховым: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык 
– ваша база и ваше профессиональное оружие » . Стать мастером 
публичного выступления это большое достижение для того, кто этого 
пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему 
двери во все сферы нашей жизни, а возможно и поможет изменить 
некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного 
процесса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы: 
 
1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.  
В. И. Максимова. – М. :Гардарики, 2002. – 413 с.  
2. Основы культуры речи: Учебное пособие / Под ред.  
Б. Н. Головина. – М.: Высшая школа, 1988. – 319 с.3.  
3. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992


Информация о работе Мастерство публичного выступления