Основы мастерства публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Описание

Ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером.

Содержание

1. Структура публичного выступления. Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Переходы между частями.
2. Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения.
3. Аргументирующая речь. Планирование и тактика основной части.
4. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.
5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция.

Работа состоит из  1 файл

Основы мастерства публичного выступления (оратория).doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

    План:

    1. Структура публичного выступления.  Части (этапы) речи, их функции  и задачи оратора. Переходы  между частями.

    2. Эпидейктическая речь, ее особенности  и принципы ведения.

    3. Аргументирующая речь. Планирование  и тактика основной части. 

    4. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.

    5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция. 

    1. Структура публичного  выступления. Части  (этапы) речи, их  функции и задачи  оратора. Переходы  между частями.

    Ораторская  речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая  речь  будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.

    Чем выше умение использования  обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной  речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он  выступает перед аудиторией,  должен быть хорошим  актером.

    Классическая  структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и   сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

    Теперь  поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они  из себя представляют.

    ВИДЫ  ВСТУПЛЕНИЯ

    1. Позитивное.  Самое распространенное. В нем сразу же дается главная  концепция  в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.

    2. Негативное. Опровергает какую-либо  мысль, идею или концепцию без  альтернативно

    3. Аналитическое. Не навязывает  слушателям, какую то конкретную  позицию, а предлагает вместе  исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

    4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию.  Сбивает со стандартного, стереотипного  пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

    5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую  включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.

    ВИДЫ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

    1. Логическое. Опирается на рациональное  мышление, подводит аудиторию к правильности идеи.

    2. Информационное. Приводится справочный  материал, статистические данные, факты. 

    3. Эмоциональное. требует от оратора  большой самоотдачи и актерского  мастерства. Иногда правильность  идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.

    4. Отсылочное.  Опытный оратор при  публичном выступлении, как правило,  опирается на заранее заготовленные  тезисы, в качестве подтверждения  ценности и правильности своей  позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может  спасти положение даже при некоторых  недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

    По  классической схеме ораторского  искусства:

    1. Оратор подводит итог выступлению,  объясняя, ради чего оно затеяно.

    2. Кратко повторяет основные мысли  своей речи.

    3. Призывает публику к конкретным  действиям по реализации своей идеи.

    4. Еще раз на наивысшем эмоциональном  накале кратко (возможно использовать  шутку цитату афоризм) излагает  главную идею выступления. 

    Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть. 

    Тезисная  форма и план выступления

    Тезисная  форма – скелет выступления, его  краткий сюжет, в котором фиксируются  основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Тезис - совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые моменты той или иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии со структурой речи.

    Слово – мощное орудие, с которым следует  обращаться очень бережно, так как  оно может не только вдохновлять  на великие дела и поступки, но и  привести к гибели целые народы, что к сожалению нам хорошо известно на примере фашистской Германии.

    Не  возможно построить процветающее и  достойное общество, опираясь только на материальные блага.

    Культуры  речи, даёт возможность обществу гармонично развиваться.

    Культура  речи позволяет сохранить свою самобытность, но вместе с тем способствует рождению диалога между различными культурами.  

    2. Эпидейктическая  речь, ее особенности  и принципы ведения.

    Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью  создание у адресата определенного  эмоционального состояния, определенного  настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам.

    По  назначению эпидейктические речи можно  разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. Однако несмотря на это, такое деление правомерно, т. к. осуществляется по преобладающей задаче. Именно поэтому выговор должен быть назван оценочным жанром (его главная задача — порицание), а извинение — речью по поводу (здесь главное — именно реакция на событие, а не оценка).

    К эпидейктическим относятся и речи, имеющие предметом постыдное. Сюда относятся обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям. Лучший вариант хулительной речи — речь-обличение, которая имеет целью выявить в предмете (человеке, явлении) отрицательное (постыдное), представить его на суд слушателей, заклеймить позором и сформировать в слушателях чувство справедливого презрения, негодования и даже желание противостоять злу.

    Более популярны речь-порицание, критика, протест, назидание, куда хула входит составным  содержательным элементом. Но целью  этих речей является не столько создание отрицательного настроения слушателей, сколько стремление убедить их быть лучше, работать над собой.

    Худший  вариант хулительной речи — оскорбление, имеющее целью заставить адресата испытывать отрицательные эмоции или  возбудить в слушателях ненависть  к предмету речи. К несчастью, следует  признать, что такая речь довольно часто встречается в реальной действительности. Примером тому служат многие речи В. Жириновского.

    Хвала и хула в эпидейктической речи являются двумя сторонами одной  медали: и та, и другая выступают  как топосы, объединяющие аудиторию. Хвала — положительный топос, то, что мы вместе одобряем; хула — отрицательный топос, то, что мы вместе осуждаем. Именно поэтому в эпидейктической речи очень важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей.

    Поводом (типической ситуацией) для произнесения эпидейктических речей по случаю является торжественное событие, поэтому они иногда называются торжественными речами. К торжественным ситуациям можно отнести дни рождения; вручение (получение) наград, званий, премий; презентации; официальные встречи почетных гостей и т. п. Наиболее распространенными жанрами эпидейктических речей этой разновидности являются поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово. В качестве адресата такой эпидейктической речи может выступать лицо или группа лиц, являющиеся виновниками торжества (например, напутственное слово, приветственное слово), или многолюдное собрание, где конкретный виновник не предполагается, а в центре находится само событие, его смысл и значение для аудитории, его положительная оценка (например, вступительное слово, речь на презентации).

    Таким образом, содержание эпидейктической  речи — это информация особого  рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное (чаще всего положительное) отношение к нему через его оценку. Поэтому тезис эпидейктической речи — это оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи, а также ценности общающихся (оратора и аудитории).

    Структуре эпидейктической речи так же, как  и содержанию, присущи определенные особенности. В начале эпидейктической  речи по случаю принято сообщать об этом случае (о поводе). При этом совершенно не нужно прибегать к пространным  описаниям, достаточно сказать: "поздравляя сегодня нашего юбиляра…" или "открывая конференцию молодых ученых…." или "сегодня у нас праздник.…".

    Во  вступлении также должна быть сформулирована задача речи.

    Далее, в основной части, тезис развивается  и обосновывается с помощью разнообразных аргументов. Существует несколько способов развития содержания, например, описание предмета, повествование о жизни и деятельности юбиляра, доказательное рассуждение — обоснование тезиса.

    Наиболее  продуктивным для эпидейктической  речи является построение доказательного рассуждения, при котором речь делится на части (микротемы), представляющие собой единство подтезиса и аргументов.

    Специфика структуры эпидейктической речи особенно проявляется в ее заключительной части, т. к. ни одна другая речь не заканчивается пожеланиями. Пожеланиями адресату всяческих благ, вытекающих из содержания речи, завершаются речь-поздравление, похвальное слово, торжественное слово, благодарственная речь, речь по поводу знаменательного события.

    Пожеланиями могут заканчиваться и речи, не обращенные к непосредственному виновнику торжества, — речь на презентации, открытии/закрытии чего-либо. В этом случае слова обращены к аудитории и связаны с событием, о котором шла речь.

    В пожеланиях заложено побуждение быть достойным похвалы, соответствовать созданному образу, стремиться к совершенству и достижениям. Поэтому иногда эпидейктические речи (приветственное слово, поздравление, похвальное слово) могут завершаться прямым призывом, но не к конкретным действиям, а вообще к добрым и правильным делам.

    Специфика эпидейктической речи проявляется  и в языковом воплощении. Содержание торжественной речи — оценочная  информация, преувеличение — предполагает использование эпитетов, оценочной  и экспрессивной лексики, сравнений, метафор и других тропов и фигур — всего арсенала средств торжественного, высокого стиля.

    И наконец, эпидейктическая торжественная  речь требует в меру торжественной  тональности произнесения. Речь должна произноситься с теплотой, искренностью. Совершенно недопустима ироническая интонация в отношение предмета речи, но возможен шутливый тон, если вспоминаются веселые события. И конечно, невозможно представить себе эпидейктическую речь прочитанной по бумажке. 

    3. Аргументирующая  речь. Планирование  и тактика основной  части.

    Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления  в поддержку общественных движений, компаний. Обычно не планируются заранее, до их произнесения.

Информация о работе Основы мастерства публичного выступления