Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:53, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматриваются следующие задачи:
1. Определить три подхода к композиции речи;
2. Выделить принципы выдвижения и его схемы;
3. Рассмотреть композицию с точки зрения инвариантных частей ораторской речи

Содержание

Введение 3
Глава 1. Три подхода к композиции речи 5
1.1. Теория выдвижения 5
1.2. Теория расположения доводов 5
1.3. Теория частей ораторской речи 5
Глава 2. Принцип выдвижения. Отмеченные позиции 7
2.1. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения 7
2.2. Заголовок. Начало. Финал 9
Глава 3. Принцип выдвижения. Схемы выдвижения 13
3.1. Конвергенция 13
3.2. Сцепление 14
3.3. Градация 15
3.4. Обманутое ожидание 15
Глава 4. Композиция с точки зрения инвариантных частей ораторской речи 18
4.1. Восемь классических частей ораторской речи. Их дидактическое и технологическое значение 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

ИВАНОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

Юридичский  факультет

Кафедра юридических наук 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Ораторское искусство» 

на тему: «Риторический канон: расположение изобретенного

(диспозиция)». 
 
 

                  Выполнила: студентка

                  3 курса группы 31 ЮЗ,

                  Никонова  С. А. 

                  Проверил:

                  преподаватель

                  Шувалова  А. А. 
                   
                   
                   

Иваново, 2011

Содержание

Введение 3
Глава 1. Три подхода к композиции речи 5
  1.1. Теория  выдвижения 5
  1.2. Теория расположения доводов 5
  1.3. Теория частей ораторской речи 5
Глава 2. Принцип выдвижения. Отмеченные позиции 7
  2.1. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип  выдвижения 7
  2.2. Заголовок. Начало. Финал 9
Глава 3. Принцип выдвижения. Схемы выдвижения 13
  3.1. Конвергенция 13
  3.2. Сцепление 14
  3.3. Градация 15
  3.4. Обманутое ожидание 15
Глава 4. Композиция  с точки зрения инвариантных частей ораторской речи 18
  4.1. Восемь  классических частей ораторской речи. Их дидактическое и  технологическое значение 18
Заключение 23
Список  использованной литературы 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Изучение ораторского искусства требует равного внимания ко всем стадиям ораторской деятельности: успех ожидает того, кто внимательно готовит каждое своё выступление, кто умеет хорошо держаться перед слушателями, кто тщательно анализирует каждое своё выступление и изучает опыт других ораторов.    

     Специфика ораторской речи состоит в том, что  она может быть максимально подготовлена по сравнению с репликами во время дискуссии или переговоров. Если оратор хорошо подготовился к выступлению, уверен в себе, то успех ему обеспечен. Наша же работа будет посвящена риторическому канону, который служит основой для создания грамотной и эффективной речи, а именно одному из его этапов – диспозиции.

     Диспозиция (лат. Dispositio) — «расположение» - inventa disponere — «расположить изобретенное».1 Этот этап риторического канона начинается со сбора информации, на нем говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. Важно узнать максимум о том, о чём вы собираетесь говорить. Это наиболее важный этап подготовки речи. Плохо подготовленному оратору трудно отвечать на вопросы и участвовать в полемике, которая может возникнуть после его выступления.

     В настоящее время мы часто попадаем в ситуации, которые требуют наших коммуникативных способностей. Например, менеджеру, предлагающему товар, нужно правильно построить свою речь, чтобы успешно продать его. Или студенту, представляющему свой доклад, необходимо продумать порядок расположения информации так, чтобы слушатель был заинтересован в ней. Поэтому этап – диспозиция в риторическом каноне, на мой взгляд, играет не менее важную роль, чем 2 других его этапа: «инвенция ((лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» — invenire quid dicere —«изобрести, что сказать»)» и «элокуция ((лат. Elocutio) — «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» — «ornare vebris» — «украсить словами»)»2.

     В данной работе рассматриваются следующие задачи:

     1. Определить три подхода к композиции речи;

     2. Выделить принципы выдвижения  и его схемы;

     3. Рассмотреть композицию  с точки зрения инвариантных частей ораторской речи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Три подхода к композиции речи

     1.1 Теория  выдвижения

     Речь  должна быть выпуклой, правильно структурированной. Главное в ней должно быть подчеркнуто, а не утоплено в общем содержании. Дряблые, аморфные речи плохо воспринимаются. Они лишены главного качества – ясности. Обратим внимание на простую вещь – разбиение печатного текста на абзацы. Сплошной текст всегда воспринимается хуже, читается медленней, чем графически структурированный, например такой, части которого снабжены заголовками. Вспомним, как облегчает восприятие новой информации графическое выделение, подчеркивание, особенно необходимое в учебнике или конспекте. А хорошо ли запоминается монотонная устная речь?     

     Умению  правильно структурировать речь, выделяя в ней главное, посвящена  специальная теория – теория выдвижения.    

     В классической риторике в законченном  виде ее не было. Существовали лишь отдельные замечания на этот счет. Теория выдвижения родилась уже в наш век и адекватно отражает законы распределения информации в речи с опорой на нейролингвистическую и теоретико-информационную базу.3

     1.2. Теория расположения доводов

     Доводы  должны образовывать наиболее выгодную последовательность, которая существенно  зависит от таких факторов, как  степень принятия аудиторией самого оратора и его системы ценностей. Теория расположения доводов учит нас, когда следует отступать, когда наступать, а когда маневрировать. С этой стороной композиции знакома даже наивная риторика. У нее в ходу такие обороты, как «Самый сильный довод он приберег на конец», или, напротив, «Он сразу выложил все главные козыри»4.

     1.3. Теория частей  ораторской речи

     Изучая  композицию речи, риторика выделяет неизменные ее части, т.е. те части, из которых состоит любая речь (вступление, заключение и др.). Этим занимается разработанная еще в античности теория частей ораторской речи. Эта теория открывает возможность отдельного изучения каждой части, а также классификации и каталогизации частей ораторской речи, ибо риторическое мышление распространяется не только на темы речей, но и на сам предмет риторики. 5Выделение отдельных «модулей» речи удобно и в дидактическом отношении. Можно тренировать себя, сочиняя, например, вступления. Можно делать «заготовки» для тех или иных «модулей», что имеет смысл как в индивидуальной работе оратора, так и в работе специальной фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Принцип выдвижения. Отмеченные позиции

     2.1. Неравномерность  распределения информации в тексте и принцип  выдвижения    

     Принцип выдвижения основан на современном  представлении об информационной структуре  текста.    

     И в устном ли, и в письменном тексте информация распределена неравномерно: есть информационные сгустки, а есть пустые места, «вода». В этом легко убеждаются те, кто работает с информантами, угадывающими текст побуквенно или пословно. Допустим, мы взяли фразу «Колумб открыл окно» и предлагаем участникам эксперимента восстановить ее, называя слова на выбор. Первое слово будет названо правильно явно не с десятой и даже не с сотой попытки. Зато после слова «Колумб» слово «открыл» последует с довольно большой долей вероятности. Затем угадывающий будет пытаться подставить в предложение слово «Америку», а узнав, что оно не подошло, начнет подбирать другие географические названия. Кривая распределения информации в предложении будет выглядеть следующим образом: одна вершина на слове «Колумб», другая – на слове «окно». Эти два слова и являются информационными центрами предложения.6    

     Аналогичным образом можно подсчитать распределение  информации и в отдельном слове, и целом тексте. Суть одна: есть информационные пики и спады, и это совершенно согласуется с устройством внимания человека, которое не может работать на одной монотонной волне напряжения. На пиках мы максимально напрягаемся, на спадах отдыхаем. В русском слоге пик обычно приходится на согласный, в слове - на начало корня и окончание.    

     Если  мы компрессируем информацию, например, сокращаем слова, опускаем те их части, которые легко восстановить, воспринять речь будет сложней, чем обычно, из-за невозможности отдохнуть на том, что мы пренебрежительно именуем «водой». Известно, что конспект читать трудней, чем книгу.

     Этим свойством распределения информации можно сознательно пользоваться при построении текста. В каждом тексте есть самое главное, суть его содержания, и менее главное. Правильно организованный текст – это текст, в котором информационные пики приходятся именно на главное, а побочное оказывается предсказуемым, легко расшифровываемым. Тем самым главное в тексте выдвигается на первое место, и текст в целом становится гораздо более понятным.    

     Поясним сказанное на примере такого известного графического приема, как курсив. Текст, выделенный курсивом, более неожидан, менее предсказуем, чем текст  обычный, немаркированный. Если в тексте основные положения, определения, термины даны курсивом, общий смысл текста становится более выпуклым. Но если воспользоваться курсивом бездумно, выделяя случайные слова, до общего смысла, напротив, добраться будет гораздо сложнее. Возьмем фразу из учебника: «В античности под диалектикой понимали доказательство, в котором использованы не только силлогизмы, но и параболы, парадигмы и энтимемы». 7Нормальный курсив в этом тексте должен выглядеть так: «В античности под диалектикой понимали доказательство, в котором использованы не только силлогизмы, но и параболы, парадигмы и энтимемы». Такой курсив, выделив дефинируемые понятия и термины, облегчает восприятие учебного текста. А вот другой вариант выделения: «В античности под диалектикой понимали доказательство, в котором использованы не только силлогизмы, но и параболы, парадигмы и энтимемы». Ясно, что такая акцентуация затемняет смысл текста. Читатель должен затратить лишнее время, чтобы мысленно избавиться от неоправданного курсива.

     Теория  выдвижения учит нас  при выборе композиции особым образом маркировать  главные мысли.     

     Для этого есть две возможности. Во-первых, это отмеченные позиции, те места, которые  маркированы априорно, самим положением в тексте, как, например, заглавие. Во-вторых, это позиции, созданные специальными схемами выдвижения, когда дополнительное внимание к определенным фрагментам текста привлекается особым расположением его элементов. Остановимся на первом случае.8

     2.2. Заголовок. Начало. Финал    

     В устной речи естественно сильной  позицией являются зачин и концовка выступления. Эти элементы маркированы тем, что с одного речь начинается, а другим завершается. В письменной речи графика порождает и другие позиции. Это заглавие, подзаголовок, лид, врезка, плюс те же начало и конец текста.    

     Заголовок является своеобразным символом текста: с одной стороны, он его неотъемлемая часть, с другой – представитель всего текста в целом. Заголовок – мощный ключ к быстрой разгадке смысла всего текста. Это относится не только к газетным, но и к художественным заглавиям. Так, название романа «Преступление и наказание» сразу сигнализирует и о тематике, и о высоте философских обобщений, заглавие же «Золотой теленок» – о сатирическом или юмористическом развитии темы «золотого тельца». Что касается газетных заголовков, то у них появляются дополнительные возможности, связанные с организацией газетной полосы. Заголовок в газете не только знак текста, не только его часть, он связан со всеми другими заголовками и вообще со всеми шрифтовыми выделениями. В совокупности выделенные графически места образуют своеобразную газету в газете, которую мы читаем еще не обратившись к самим текстам статей и заметок.9    

     Последнее свойство очень важно для автора статьи. Дело в том, что газетчики  почти всегда втягивают заголовок  в свою собственную «игру», он участвует в создании всего номера. Для них заголовок – штрих в том политическом пейзаже, который они рисуют. Заголовками и другими выделенными словами газетчик пользуется как широкими мазками. Выделенный графически текст образует экспресс-информацию о случившемся, дает ему экспресс-оценку. Для автора же статьи заголовок – мощное средство выдвижения, обозначения главного внутри его собственной статьи. Поэтому даже тогда, когда автор солидарен с редактором в политических оценках, предложенный последним заголовок (а газета обычно сама озаглавливает материалы) может быть дисфункционален в смысле выдвижения. Это, пожалуй, в еще большей степени относится к врезкам, лидам и другим шрифтовым выделениям, образующим газету в газете. Бывают случаи, когда газетчики, выделив не самый главный и не самый сильный аргумент статьи, делают ее уязвимой для критики, которая подхватывает и использует в своих целях именно этот графически неудачно оформленный аргумент.     

Информация о работе Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)