Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:53, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматриваются следующие задачи:
1. Определить три подхода к композиции речи;
2. Выделить принципы выдвижения и его схемы;
3. Рассмотреть композицию с точки зрения инвариантных частей ораторской речи

Содержание

Введение 3
Глава 1. Три подхода к композиции речи 5
1.1. Теория выдвижения 5
1.2. Теория расположения доводов 5
1.3. Теория частей ораторской речи 5
Глава 2. Принцип выдвижения. Отмеченные позиции 7
2.1. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения 7
2.2. Заголовок. Начало. Финал 9
Глава 3. Принцип выдвижения. Схемы выдвижения 13
3.1. Конвергенция 13
3.2. Сцепление 14
3.3. Градация 15
3.4. Обманутое ожидание 15
Глава 4. Композиция с точки зрения инвариантных частей ораторской речи 18
4.1. Восемь классических частей ораторской речи. Их дидактическое и технологическое значение 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

     Одна  из основных функций газетного заголовка  – интригующая функция. Заголовок должен привлечь внимание слушателя, заинтриговать его, заставить прочесть весь материал. В устной речи аналогичную функцию может выполнять зачин, когда оратор привлекает внимание аудитории каким-нибудь неожиданным сообщением или вопросом. А. Ф. Кони в «Советах лектору» предлагает, например, начать лекцию о Ньютоне с рассказа о том, что в Англии родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке.  

     Интригующие заголовки могут быть самыми разными. Вот несколько примеров из разных изданий: «Распутин: что за мифом?», «Путин и Наполеон», «Банда Деда Мороза», «Любая власть принимает форму бутылки», «Искусство угрожающего жеста» и прочее. Любой читатель газетной и журнальной периодики найдет сколько угодно интересных примеров интригующих заголовков, ибо об этой их функции журналисты никогда не забывают, а в последнее время проявляют, пожалуй, даже излишнее рвение в изобретении эпатирующих названий.

     Интегрирующая функция заголовка конфликтует  с его информативной функцией, но в принципе не противоречит задачам выдвижения, особенно, если заголовок образный. К тому же журналисты, как правило, сопровождают слишком уж броский и «забористый» заголовок подзаголовком или лидом.

     Лид в последнее время используется в газетах и журналах особенно широко и представляет собой графически выделенное и помещенное перед текстом краткое содержание статьи (или иные сведения, в том числе и сведения об авторе).10    

     Так, одна из статей в «Известиях» называется «Саммит управляется  с делами»  с подзаголовком «Управделами президентов стран СНГ будут экономить бюджетные деньги». Лид выглядит следующим образом: «В Москве проходит встреча управделами президентов стран Содружества. Вчера завершилось пленарное заседание, на котором был подписан ряд документов по оживлению хозяйственного оборота внутри СНГ. Сегодня президентские «завхозы» уже неформально продолжат общение в одном из лучших объектов российского управделами – пансионате «Бор»». Это пример чисто информативного лида.    

     А вот другой пример. Статья «Копейка рубль бережет!» в «Литературной газете» снабжена лидом:    

     «Первое, что приходит в голову при очередном  повышении цен, – опять зажимают нашего брата! Неужели нельзя обойтись без того, чтобы лишний раз не раздражать население? Куда смотрит  государство? Раньше ведь такого не было?    

     О политике ценообразование на такой  популярный вид услуг, как трансляция телевизионных программ, о том, как  согласуются они с нашей довольно-таки низкой платежеспособностью, мы беседуем с начальником Управления экономического развития ОАО Мостелком М. Ю. Сербским»     

     Перед нами пример лида довольно распространенного  типа: интервью предваряется сообщением об общем эмоциональном контексте  проблемы, и лишь затем рассказывается, о чем и с кем беседует журналист. Вообще же лид – активно развивающийся микрожанр газетной публицистики, и виды его чрезвычайно разнообразны.    

     Врезка  – это графически выделенные цитаты из текста, расположенные внутри самого текста. Иногда они дублируют содержание соответствующих абзацев, иногда просто выделяют их.    

     Помещенная  в «Новой газете» статья с названием  «Прихлопнуть на «последней миле», имеет  две скромные врезки: «ВЭК пришел взять  штраф, потому что может это сделать  всегда» и «И тогда «Голлен  Лайн» начал биться за свое достоинство, и не только за свое». Врезки создают общий сюжет и успешно осуществляют функцию выдвижения. Встречаются и более объемные врезки.11    

     Нечто схожее с врезкой образует и какой-либо размещенный на пространстве газетного  текста документ или факсимильное изображение. В качестве средств выдвижения используются и надписи под фотографиями или рисунками. Сами рисунки и фотографии также позволяют определенным образом ориентироваться в тексте, если только не выполняют интригующую функцию.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Принцип выдвижения. Схемы выдвижения

     Выше  речь шла об отмеченных позициях, но позиции в тексте можно создавать  самому, специальным  образом  структурируя текст. Это  достигается с помощью, так называемых, схем выдвижения. Список этих схем открыт. Обычно в числе их называют конвергенцию, сцепление, градацию и обманутое ожидание.

     3.1. Конвергенция

     Конвергенция  – это концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста. Тем самым этот фрагмент как бы особым образом расцвечивается, и это выделяет его, привлекает к нему внимание, ставит сказанное в нем в особую позицию. Конвергенцией называют и обратное явление: намеренно скупое использование изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте, что также выделяет его.12    

     Конвергенцией охотно пользуется художественная литература. Для риторических текстов эта схема выдвижения менее типична. Проявление конвергенции в риторике – это «картинки», расцвечивающие текст, но не простые примеры, на которых отдыхает внимание слушателя, а красочные, выделяющие главную мысль автора.    

     В своей книге «Народная монархия»  И.Л. Солоневич в главе «Без лица»  дает развернутую метафору, содержащую главное положение всей главы:    

     «Сократовский рецепт «познай самого себя» выполняется  так, как если бы мы в целях самопознания стали бы изучать квартиру, в которой судьбе было угодно разместить нас на постоянное жительство, соседей, которыми судьбе было угодно нас снабдить, окружающий ландшафт, систему отопления и дыры в крыше. Жилец этой квартиры, с его талантами и темпераментом, привычками и формой носа, как-то остался вне внимания исследователей. Им, собственно и должна была заниматься история. Вот история и повествует нам о прошлом квартиры и жильца: какие там были пожары, как туда врывались воры, какие были семейные дрязги под крышей нашего «места развития» и как, в сущности, мало понятным путем стены этой квартиры раздвинулись на одну шестую часть земной суши. Молчаливо предполагается, что сам жилец тут не при чем. Были такие-то и такие географические, климатические, экономические и прочие явления, обстоятельства и даже законы – и вот автоматически создали Империю Российскую. А жилец? Жилец тут не при чем».    

     Мысль о том, что историки не занимались познанием собственного народа, заявленная автором в запоминающейся картинке-уподоблении, пронизывает весь текст главы. «Картинка», следовательно, задает смысловой ключ к пониманию всего текста.    

     «Картинка»  не единственный способ создания конвергенции в риторических текстах. Фрагмент теста  может  быть выделен  эмоционально с помощью  экспрессивной лексики и экспрессивного синтаксиса – фигур (см. ниже). Соответственно, и обесцвечен текст может быть скупостью красок и скупостью чувств. В художественной литературе есть множество примеров того, как красочное и напряженное повествование прерывается, а еще чаще заканчивается сухим протокольным описанием, подчеркивающим драматизм происходящего. Например, «Поединок» А. И. Куприна, где так много места уделено душевным переживаниям молодого офицера Ромашова, завершается протокольной записью о его гибели на дуэли. Намеренно скупыми сообщениями о смерти главных героев заканчиваются и многие новеллы позднего Бунина.

     3.2. Сцепление

     Сцеплением  называется повтор сходных элементов в сходных позициях. Элементарный случай сцепления – рифма в обычном рифмованном стихе. В конце стихотворных строк повторяются сходные звуки. Это выделяет рифмованные слова, делает их ключевыми. Очень часто по столбику зарифмованных слов можно восстановить смысл всего стихотворения. Как и в случае рифмы, при сцеплении образуются цепочки ключевых слов или ключевых высказываний. Сцепление в этом смысле то же, что врезка, но достигнутая не графическим, а лексическим способом. Предположим, что каждую часть своей речи вы заканчиваете анекдотом. Тогда эти анекдоты образуют цепочку внутри вашей речи. Если их содержание удачно интерпретирует каждый фрагмент вашего выступления, значит, вы правильно построили схему сцепления.13    

     Развернутый пример сцепления будет дан в  связи с последней схемой выдвижения – обманутым ожиданием, построенном  на нарушении сцепления.

     3.3. Градация 

     Градация  – это расположение текста в порядке нарастания и убывания какого-либо признака. Градация рассматривается и как фигура мысли (см. ниже) и как схема создания выдвижения. В последнем случае она функционирует глобально, организуя весь текст. Градация подобна сцеплению, но, помимо повтора, предполагает усиление какого-либо признака в каждом из элементов сцепления. Через текст с градацией как бы пропущена лесенка, от ступени к ступени повышающая эмоциональный тон или смысловое наполнение текста. Например, каждая часть речи может заканчиваться каким-то призывом, причем каждый следующий призыв будет эмоционально или содержательно сильней, чем предыдущий.

     3.4. Обманутое ожидание

     Обманутое ожидание – это сцепление или градация с нарушением в конце. Например, последняя строчка стихотворения, вопреки ожиданию, ни с чем не рифмуется – нарушено сцепление. В последнем члене градации вместо усиления неожиданно возникает ослабление – нарушена градация. Классический пример обманутого ожидания – «Сказка о рыбаке и рыбке». В ней происходит нарушение градации: всякий раз исполняются все более и более притязательные желания старухи, но финал исполнения желаний – разбитое корыто. В сказке же про курочку Рябу нарушено сцепление. Все били яичко и не могли его разбить, однако потом оно все-таки разбилось. 14 Момент нарастания отсутствует. Сказке о репке – пример градации: каждый следующий из тянущих репку оказывается меньше предыдущего. Но и здесь градация нарушается: вместо ожидаемого «тянут потянут – вытянуть не могут» следует «вытянули репку». Вообще, обманутое ожидание – характерный для фольклора прием. В фольклорных произведениях оно используется достаточно прямолинейно, и понять его схему не составляет труда.

     А вот пример сцепления из речи Сталина  «По поводу смерти Ленина». Речь неоднократно прерывается клятвами Ленину (в собрании сочинений они выделены графически), каждая из которых завершается словами «твою заповедь».

     «Уходя  от нас, товарищ Ленин обещал держать  высоко и хранить в чистоте  великое звание члена партии. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь!

     Уходя от нас, товарищ Ленин завещал  нам хранить единство нашей партии, как зеницу ока. Клянемся тебе, товарищ  Ленин, что мы с честью выполним и  эту твою заповедь».15

     Далее следуют еще три аналогичных  пассажа. Клятвы образуют цепочку, выделяя ключевые моменты сталинского выступления. Но в конце речи схема сцепления нарушается:

     «Уходя  от нас, товарищ Ленин завещал  нам верность принципам коммунистического  интернационала. Клянемся тебе, товарищ  Ленин, что мы не пощадим своей  жизни для того, чтобы укрепить и расширить союз трудящихся всего мира – коммунистический интернационал!»

     Приемом обманутого ожидания автор подчеркивает сверхважность последней выделенной части. Тема Интернационала, в самом  деле, развивается в конце речи наряду с темой народов Республики Советов. Речь Сталина подводит к идеям мировой революции.

     В целом принцип выдвижения можно  сформулировать следующим образом. Текст должен быть организован иерархически, главные мысли должны быть выделены, должны образовывать верхний ярус текста. Возможна многоярусная его организация. Выделение осуществляется либо за счет готовых позиций – начало, конец, заглавие и т.д., либо за счет перегруппировок внутри текста. Эти перегруппировки, называемые схемами выдвижения, могут быть организованы по-разному. Наиболее известны такие схемы, как конвергенция, сцепление, градация и обманутое ожидание. Обманутое ожидание – пример того, как образуются три яруса значимостей. На первом – основной текст, на втором – то, что выделено сцеплением, на третьем – последнее звено сцепления, в котором нарушены читательские ожидания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Композиция  с точки зрения инвариантных частей ораторской речи

     4.1. Восемь  классических частей ораторской речи. Их дидактическое и  технологическое значение.

Информация о работе Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)