12 риторических методов аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:32, статья

Описание

Методы аргументирования делятся на риторические и спекулятивные - первые призваны донести до собеседника свою точку зрения и опровергнуть чужую, тогда как вторые направлены главным образом на то, чтобы сбить собеседника с толку. Выделяют 12 риторических методов и 12 спекулятивных.

Работа состоит из  1 файл

Деловое общение.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)

12 риторических методов  аргументации

Методы  аргументирования делятся на риторические и спекулятивные - первые призваны донести  до собеседника свою точку зрения и опровергнуть чужую, тогда как  вторые направлены главным образом  на то, чтобы сбить собеседника с толку. Выделяют 12 риторических методов и 12 спекулятивных. 
 
1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику. 
 
2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против. 
 
3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому результату. 
 
4. Метод сравнения. 
 
5. Метод «да..., но». 
 
6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения». 
 
7. Метод «бумеранга». 
 
8. Метод игнорирования. 
 
9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает. 
 
10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела. 
 
11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее. 
 
12. Метод видимой поддержки.
 

1. Фундаментальный  метод. Суть его — в прямом обращении к собеседнику, которого вы знакомите с фактами, являющимися основой ваших доказательств.

Существенную  роль здесь играют цифровые примеры  и статистические данные. Они —  прекрасный фон для подтверждения  ваших тезисов. Ведь, в отличие  от сведений, изложенных словами — часто спорных! — цифры выглядят более убедительно: этот источник, как правило, более объективен и поэтому привлекателен.

Используя статистические данные, необходимо знать меру: нагромождение  цифр утомляет слушателей, и аргументы  не производят на них необходимого впечатления. Заметим также, что небрежно обработанные статистические материалы могут ввести слушателей в заблуждение, а порою даже обмануть.

Например, ректор института приводит статистические данные о студентах первого курса. Из них следует, что в течение года 50% студенток вышли замуж. Такая цифра впечатляет, но затем выясняется, что на курсе было лишь две студентки, и одна из них вышла замуж.

Для того чтобы  статистические данные были иллюстративными, они должны охватывать большое количество людей, событий, явлений и т. п.

2. Метод противоречия. По своей сущности он является оборонительным. Основан на выявлении противоречий в рассуждениях, а также аргументации собеседника и заострении внимания на них.

Пример. И.С. Тургенев описал спор между Рудиным и Пигасовым о том, существуют или не существуют убеждения:

«— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало  быть, по-вашему, убеждений нет?

— Нет и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Да.

— Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай. — Все в комнате улыбнулись и переглянулись».

3. Метод сравнения. Очень эффективен и имеет исключительное значение (особенно когда сравнения подобраны удачно).

Придает речи инициатора общения исключительную яркость  и большую силу внушения. В известной  мере фактически представляет собой особую форму метода «извлечение выводов». Это еще один способ сделать утверждение более «зримым» и весомым. Тем более если вы научились использовать аналогии, сравнения с предметами и явлениями, хорошо известными слушателям.

Пример: «Жизнь в Африке можно сравнить лишь с пребыванием в печи, где к тому же забыли выключить свет».

4. Метод «да,.. но...». Его лучше всего использовать, когда собеседник относится к теме разговора с некоторым предубеждением. Поскольку любой процесс, явление или предмет имеют в своем проявлении как положительные, так и отрицательные моменты, метод «да,.. но...» позволяет рассмотреть и другие варианты решения вопроса.

Пример: «Я тоже представляю себе все то, что вы перечислили как преимущества. Но вы забыли упомянуть и о ряде недостатков...». И начинаете последовательно дополнять предложенную собеседником одностороннюю картину с новой точки зрения.

5. Метод «кусков». Применяется часто — особенно сейчас, когда в нашу жизнь вместо монологов активно внедряются диалог, беседа, дискуссия. Суть метода — в расчленении монолога вашего собеседника на ясно различимые части: «это точно», «это сомнительно», «здесь существуют самые различные точки зрения», «это явно ошибочно».

Фактически метод  базируется на известном тезисе: поскольку в любом положении, а тем более выводе, всегда можно найти что-то недостоверное, ошибочное или же преувеличенное, то уверенное «наступление» дает возможность в известной степени «разгрузить» ситуации, в том числе и самые сложные.

Пример: «То, что вы сообщили о модели работы современного складского хозяйства, теоретически совершенно верно, но в практике встречаются подчас весьма значительные отступления от предложенной модели: длительные задержки со стороны поставщиков, трудности в получении сырья, медлительность администрации...».

6. Метод «бумеранга». Дает возможность использовать «оружие» собеседника против него самого. Не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное воздействие на аудиторию, особенно если его применить с изрядной долей остроумия.

Пример: В.В. Маяковский выступает перед жителями одного из районов Москвы по вопросу решения интернациональных проблем в Стране Советов. Вдруг кто-то из зала спрашивает: «Маяковский, Вы какой национальности? Вы родились в Багдати, значит, Вы грузин, да?». Маяковский видит, что перед ним пожилой рабочий, искренне желающий разобраться в проблеме и столь же искренне задающий вопрос. Поэтому отвечает по-доброму: «Да, среди грузин — я грузин, среди русских — я русский, среди американцев — я был бы американцем, среди немцев — я немец».

В это время  два молодых человека, сидящих  в первом ряду, ехидно кричат: «А среди  дураков?». Маяковский спокойно отвечает: «А среди дураков я в первый раз!».

7. Метод игнорирования. Как правило, наиболее часто используется в беседах, диспутах, спорах. Его суть: факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут вами, но зато его ценность и значение можно с успехом игнорировать. Вам кажется, что собеседник придает значение чему-то, что, по вашему мнению, не столь важно. Вы констатируете это и анализируете.

8. Метод выведения. Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.

Пример: «Богатство не имеет границ, когда в больших размерах идет за границу»; «Мелкая сошка лучше всех знает, кому достанется прибыль. Но кто будет слушать мелкую сошку?».

9. Метод видимой  поддержки. Он требует особо тщательной подготовки. Пользоваться им наиболее целесообразно тогда, когда вы выступаете в качестве оппонента (например, в дискуссии). В чем он заключается? Скажем, собеседник изложил свои аргументы, факты, доказательства по проблеме дискуссии, а теперь слово предоставляется вам. Но в начале своей речи вы ему вообще не противоречите и не возражаете. Более того — к удивлению присутствующих, приходите на помощь, приводя новые положения в его пользу. Но все это только для видимости! А затем следует контрудар. Примерная схема: «Однако... вы забыли в подтверждение вашего тезиса привести еще и такие факты... (перечисляете их), и это далеко не все, так как...». Теперь наступает черед ваших контраргументов, фактов и доказательств. 
 

Спекулятивные методы аргументации во время спора  и не только.

1. Техника  преувеличения. 
 
2. Техника анекдота. 
 
3. Техника использования авторитета. 
 
4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на правиле: если не получается возразить по существу, тогда по крайней мере нужно поставить под сомнение личность собеседника. 
 
5. Техника изоляции основана на «выдергивании» отдельных фраз из контекста таким образом, чтобы они имели значение, противоположное первоначальному. 
 
6. Техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который не имеет отношения к предмету дискуссии. 
 
7. Техника вытеснения — собеседник вместо того, чтобы рассматривать основные тезисы, преувеличивает второстепенные моменты, взятые из вашего выступления. 
 
8. Техника введения в заблуждение, основывается на сообщении путаной информации, с помощью которой собеседник пытается сбить вас с толку. 
 
9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание. 
 
10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму «вытеснения» процесса рассуждений (собеседник взывает к сочувствию). 
 
11. Техника искажения. 
 
12. Техника вопросов-капканов. Включает 4 группы: 
 
- повторение;  
- вымогательство;  
- альтернатива;  
- контрвопросы. 

 
 
Спекулятивные методы аргументации обычно называют уловками, и они характерны в основном для нечестных оппонентов.  
 
Метод «Преувеличение» заключается в обобщении любого рода, в преувеличении, а также в составлении преждевременных выводов.  
 
«Анекдот». Одно остроумное или шутливое замечание, сказанное вовремя, может разрушить ощущение логичности тщательно построенной аргументации.  
 
«Использование авторитета». Состоит в цитировании известных авторитетов, что далеко не всегда является доказательством точки зрения, ибо цитируемое утверждение может относиться совсем к другим вещам.  
 
«Дискредитация партнёра». Когда оппонент не может опровергнуть аргументы, он «переходит на личность», «ставит под сомнение личность».  
 
!Не следуйте примеру оппонента, а спокойно укажите присутствующим на то, что у оппонента закончились контраргументы, и он проявляет слабость в своей позиции. 
 
!Проигнорируйте такой выпад.
 
 
«Изоляция». Основывается на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде, чтобы они имели значение, совершенно противоположное первоначальному.  
 
«Изменение направления». Заключается в том, что оппонент исподволь переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии. Он пытается обойти «горячее место» и вызвать интерес к другим проблемам.  
 
!Будьте предельно внимательны в этой ситуации, чтобы своевременно предотвратить любой маневр подобного рода. 
 
«Введение в заблуждение». Основывается на сообщении партнерам путаной информации. Собеседник сознательно все перемешивает, стараясь всех сбить с толку и таким образом уйти от обсуждения нежелательной для него темы.  
 
!Рассмотрите как под микроскопом каждый пункт выступления такого партнера и спокойно продолжайте дискуссию. 
 
«Отсрочка». Преследуется цель — создать препятствия для ведения дискуссии или ее затянуть. Оппонент задает уже отработанные вопросы, требует разъяснений по мелочам, чтобы выиграть время. Эту технику нельзя считать безусловно спекулятивной.  
 
!Не показывайте удивления и не проявляйте смущения. Дискуссия может быть острой, но при этом всегда должна оставаться честной.
 
 
«Апелляция». Представляет собой опасную форму «вытеснения» процесса рассуждения. Оппонент здесь выступает не как специалист, а как человек, взывающий к сочувствию. Воздействуя на чувства, он ловко обходит нерешенные деловые вопросы во имя каких-то неопределенных морально-этических норм.  
 
!Надо сразу повернуть дискуссию на «деловые рельсы», хотя это часто бывает очень нелегко, так как техника, направленная на чувства сторон, блокирует путь к разуму.  
 
«Вопросы-капканы». Основывается на совокупности предпосылок, рассчитанных на внушение. Эти вопросы подразделяются на три группы.  
 
Повторение. Один и тот же вопрос или утверждение повторяется много раз, что рано или поздно ослабляет критическое мышление. Например, древнеримский государственный деятель Катон каждую свою речь в сенате заканчивал словами: «Впрочем, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен!».  
 
Альтернатива. Альтернативные вопросы «закрывают горизонт», подразумевая только такие ответы, которые соответствуют концепции вашего партнера. Пример: «Будешь учиться или пойдешь работать дворником?».  
 
Контрвопросы. Вместо того чтобы заняться проверкой и возможным опровержением ваших доказательств, партнер задает вам контрвопросы. Лучше сразу же от них отгородиться. Например, так: «Ваш вопрос я с удовольствием рассмотрю после вашего ответа на мой вопрос, который все же, согласитесь, был задан раньше».  
 
«Искажение». Представляет собой неприкрытое искажение или перестановку акцентов.  
 
«Демагогия» очень близка к этому методу — это совокупность приёмов, позволяющих создать видимость правоты. Демагогия — нечто между логикой и ложью, отличается от логики отстаиванием неверных суждений, а от лжи — подведением слушателя к ложным выводам, которые демагог не формулирует, предоставляя это сделать собеседнику. Демагогия имеет несколько разновидностей.  
 
Метод «Без нарушения логики» находит свое выражение в следующем:  
 
—пропуск фактов, подозревать о существовании которых собеседник не может, но которые меняют кажущийся очевидным вывод;  
—пропуск факта, который виден и воспринимается собеседником как очевидный, что приводит к неверному заключению;  
—пропуск фактов, меняющих вывод, о которых собеседник может догадаться, только если не доверяет говорящему;  
—создание недоверия у собеседника к какому-либо факту посредством «нагнетания» недоверия по ступеням.  
 
«С незаметным нарушением логики» :  
 
—использование логической ошибки, когда временная связь трактуется как причинно-следственная;  
—из А следует либо В, либо С, но С не упоминается;  
—подразумевается, что если из А следует В, то из В обязательно следует А.  
 
«Без связи с логикой»
:  
 
—использование словесных блоков «одноразового действия»;  
—ответ на незаданный, но близкий по теме вопрос;  
—ссылка на авторитет неспециалиста;  
—смешение в одной фразе верного и неверного утверждения;  
—неверное утверждение, содержащееся в постановке вопроса;  
—признание своих мелких и несущественных ошибок.  

Информация о работе 12 риторических методов аргументации