Ораторское искусство в правосудии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. Слово «оратор» — латинское и означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство- это умение произносить публичные речи убедительно и действенно, а также искусно пользоваться речью для оказания наибольшего воздействия на слушателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ораторское искусство – неотъемлемая часть правосудия……………4

Глава 2. Особенности судебной речи……………………………………………6

Глава 3. Основные этапы в развитии искусства судебной речи……………12

Заключение………………………………………………………………………17

Список используемой литературы……………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.71 Кб (Скачать документ)

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ ИСКУССТВА СУДЕБНОЙ РЕЧИ

 

Одним из видов ораторского искусства  является судебное красноречие. Его  возникновение было вызвано потребностями  общественного развития, в частности  повышением роли суда в жизни государства. Ведение устного судебного процесса в состязательной форме способствовало развитию судебного красноречия. Корни судебного красноречия находятся в Древней Греции, в жизни которой особое значение приобрел суд. Именно в Древней Греции выросло немало выдающихся ораторов, внесших существенный вклад в развитие ораторского искусства: Сократ, Платон, Демосфен, Ликург, Исократ, Исей, Эсхил, Филократ. В Афинском суде при рассмотрении любого дела каждая из спорящих сторон должна была самостоятельно доказывать свою правоту. Это требовало от выступающих умения логично и ясно представлять суду доказательства, производить должное воздействие в суде своим публичным выступлением. В связи с этим в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составлять судебную речь и с использованием правил ораторского искусства выступить с нею в судебном разбирательстве. Основоположниками судебного красноречия по праву считаются Коракс и Лисий, которые впервые основали школу красноречия. Главным способом обучения в ней являлось изучение правил и методических приемов красноречия, а также заучивание образцов речей судебных ораторов. Почетное место в истории ораторского искусства занимает Сократ (469-399 гг. до н.э.). Это был мастер в искусстве спора, он буквально завораживал людей своей манерой вести дискуссию. Его речи не только по содержанию, но и по форме были довольно привлекательными, ему легко удавалось определить, что, в какой момент и как именно сказать. Самой блестящей была его заключительная речь в свою защиту на суде. Сократ считал полемику диалогической формой обсуждения предмета и поиска истины.

Одним из лучших учеников Сократа  был Платон (427-347 гг. до н.э.). По его мнению, красноречие должно быть деловым, истинным и высоконравственным, оно должно не только убеждать слушателей, но и приобщать их к знаниям. Важным вкладом в развитие теории красноречия явился его труд "Теэтет". В нем Платон под видом спора своего учителя Сократа с вымышленным собеседником развил свои основополагающие взгляды о сущности красноречия, его важнейших принципах и обобщил опыт античной риторики. Платон рассматривал красноречие как общественное явление, как средство знания, воспитания мудрости и добродетели. Как мы уже отмечали ранее, звездой первой величины среди древнегреческих ораторов являлся Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Он блестяще доказал, что оратором может стать любой человек, если он будет учиться этому искусству и не пожалеет для этого времени и своих сил. В Древнем Риме значительный вклад в развитие теоретических основ красноречия внес Марк Туллий Цицерон. В своих трудах "Про оратора", "Оратор", "Брут" он развил теорию ораторского искусства, обосновал требования к оратору и дал исторический очерк развития ораторского мастерства. Цицерон успешно выступал с политическими речами в сенате, а также с речами по уголовным и гражданским делам.

Опыт древнегреческого и римского красноречия обобщил известный  оратор, преподаватель риторики, адвокат Марк Фабий Квинтилиан. В своем труде "Наставление в ораторском искусстве" он защищал принципы и нормы ораторского мастерства, выдвинутые Цицероном. После периода упадка в эпоху Средневековья судебное красноречие получило наибольшее развитие в XIX в. во Франции. Этому способствовало введение суда присяжных с состязательной формой рассмотрения уголовных дел (16 сентября 1791 г.). На судебных ораторов большое влияние оказали политические ораторы Великой французской революции (Марат, Робеспьер, Дантон и др.). Многие французские адвокаты сами нередко принимали активное участие в политической жизни страны и использовали опыт политических выступлений в своих профессиональных целях. К числу судебных ораторов Франции XIX в. можно отнести Беррье, Лабори, Демэнже, Лашо, Морнара и многих других.

Судебным ораторам Франции были присущи такие черты, как ясность  и точность судебной речи, последовательность в оценке доказательств, критический  анализ речи обвинителя. Их речи носили острый политический характер, четко  соблюдалось корректное отношение  к процессуальному противнику, к  суду и своим коллегам по защите. В России судебное красноречие значительного расцвета достигло в конце XIX - начале XX столетия. Этому способствовала судебная реформа 1864г., которая открыла путь для развития ораторского искусства после длительного периода господства крепостничества. После судебной реформы 1864 г. с введением суда присяжных и провозглашением новых процессуальных правил судопроизводства - устность, гласность, непосредственность, состязательность, участие прокурора и адвоката при рассмотрении уголовных дел в значительной мере оживились судебные заседания.

В печати стали широко освещаться судебные процессы. В этот период выходят "Сборник интереснейших уголовных процессов всех стран прежнего и новейшего времени", ежемесячный журнал "Судебные драмы. Иллюстрированные процессы всех стран" (1866-1912 гг.), юридические газеты "Судебный вестник" (1866-1877 гг.) и "Право" (1898-1917 гг.). Большое внимание со стороны общественности к судебным процессам требовало от их участников более тщательной подготовки, умения глубоко анализировать доказательства, способности производить должное впечатление своей речью на присяжных заседателей и тем самым влиять на их решение.

Видные русские писатели, такие, как Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, проявляли  широкий интерес к судебным процессам, часто присутствовали на судебных заседаниях, поддерживали дружеские отношения  с виднейшими адвокатами, а нередко исследуемые судами события брали в основу своих литературных произведений. Блестящими судебными ораторами были адвокаты Федор Никифорович Плевако (1842-1908), Владимир Данилович Спасович (1829-1906), Петр Акимович Александров (1836-1893), Александр Иванович Урусов (1843-1900), Сергей Аркадьевич Андреевский (1847-1919), Николай Платонович Карабчевский (1851-1925), Александр Львович Боровиковский (1844-1905). Для их ораторского творчества характерны были такие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатейшие стилистические и интонационные возможности живой русской речи.

Однако создателем русской школы  судебного красноречия по праву  называют Анатолия Федоровича Кони (1844-1927). Л.Ф. Кони - известный русский юрист и общественный деятель. Он участвовал во многих судебных процессах. А.Ф. Кони много внимания уделял нравственным началам судопроизводства, вопросам ораторского мастерства. Широко известны его труды "Приемы и задачи обвинения", "Советы лекторам" и др. Будучи блестящим оратором, речи А.Ф. Кони всегда были глубокими по содержанию и безупречными по форме. Они отличались ярким литературным языком, оригинальностью. Исследуя творчество выдающихся русских юристов, академик В.В. Виноградов характеризовал многие из их выступлений как образцы художественной речи. В период расцвета русского судебного красноречия большое внимание уделяется разработке его теоретических основ. Этим вопросам посвящены труды А.Г. Тимофеева "Судебное красноречие в России", Н.П. Карабчевского "Около правосудия".

В 1910г. выходит оригинальный труд по теории русского судебного красноречия "Искусство речи на суде" П.С. Пороховщикова, будучи членом Петербургского окружного суда, был известен своими статьями в юридических журналах, яркими выступлениями в Обществе любителей ораторского искусства. В своем труде "Искусство речи на суде" П.С. Пороховщиков впервые обобщил опыт русского судебного ораторского искусства. Основываясь на своих наблюдениях и примерах из судебной практики, он показал значение предварительной подготовки речи, использование в ней данных судебного следствия, раскрыл схему речи судебного оратора, основные правила ведения спора на суде. Он глубоко исследовал вопросы применения ораторских приемов в судебной речи и ее художественной обработки. Рецензируя книгу П.С. Пороховщикова, А.Ф. Кони писал: "...Читайте со вниманием книгу П.С. Пороховщикова: с ее написанием настоящей любовью к судебному делу, обращающей его в призвание, а не в ремесло...".

Таким образом, Древний мир являлся  колыбелью ораторского искусства, в том числе и судебного  красноречия. Дальнейшее развитие судебного  красноречия было обусловлено потребностями  общественной жизни, возрастающей ролью  суда в государстве, введением устного  состязательного процесса в судебном разбирательстве.

оратор искусство правосудие

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейший показатель речевой  культуры оратора - это богатый словарный  запас, точность и образность фраз и  выражений, это учение лаконично  и просто сформулировать свою мысль. Итак, оратор с высокой культурой  речи отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.

Особенно важны навыки владения речью для юристов. Сфера  применения юридических кадров все  более расширяется, и каждому  юристу, какую бы работу он ни исполнял, приходится выступать с докладами, лекциями, беседами перед населением. Следовательно, любой юрист (а не только прокурор и адвокат, постоянно  участвующие в судебных прениях) должен быть хорошим оратором, владеть  навыками работы над речью, навыками общения с аудиторией, умением  убеждать, произносить речь доходчиво, грамотно, эмоционально и со знанием  дела.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. В.И. Андреев, Деловая  риторика, Народное образование,  М.:2005.

2. М. Предраг, Как проводить деловую беседу. - М.:2007.

3. А. Иствуд, Я вас слушаю. - М.:2004.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М., 2010

5. Введенская, Л.Г. Павлова. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону. 2002

6. Абакумов В.И. Буткевич В.Г. Об ораторском искусстве: сборник изречений и афоризмов. М.: Знание, 2006

7. Абрамов Н. Дар слова. Искусство излагать свои мысли. - СПб, 1912

 

Размещено на Al


Информация о работе Ораторское искусство в правосудии