Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание

Объектом в моей работе является ораторское искусство, в частности мимика и жесты оратора.
Цель работы: выделить невербальные средства речи (язык телодвижений), рассмотреть компоненты языка телодвижений оратора.
В процессе общения большая часть информации передается невербальными средствами, а именно посредством жестов, позы, расположения и соблюдения дистанции.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. [6]

Содержание

Введение
Имидж оратора
Внешность, манеры оратора
Невербальные средства общения
Мимика и жестикуляция оратора
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

     1. «Открытая рука» (ладонь обращена вверх и раскрыта, пальцы вытянуты). Движения «открытой руки» усиливают значение «отдачи», «сообщения», если производятся от себя, и значение «присоединения», «получения», если направлены к себе. «Открытая рука» - самое обычное движение в процессе речи

     2. «Покрытая рука» (ладонь обращена  книзу, движения от себя)—значение  «неприятия», «несогласия», «отрицания».  Особенно усиливается это значение, если вытянутые пальцы «покрытой  руки» раздвигаются («растопыренная  рука»).

     3. «Кулак». Сжатие «открытой» руки в кулак может обозначать «объединение», «обобщение». Вообще же жестикуляция сжатой в кулак рукой, вследствие происхождения жеста, означает весьма сильное сопротивление, угрозу, ярость или просто высокую степень категоричности утверждаемого (с оттенком наступательности). Весьма интересно, кстати, насколько близки значения некоторых жестов человека и высших приматов (например, гориллы, шимпанзе используют жест «бить себя в грудь кулаком» в значении весьма близком к человеческому, «прочитывают» они и значение жестикуляции «открытой» и «покрытой» рукой, кулаком и т. п.).

     Категоричность  высказывания подчеркивается, усиливается  движением руки с вытянутыми пальцами сверху вниз (так называемый жест «сабля», «отмашка»).

Б. Изобразительные  жесты

     1. Сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными пальцами, как будто охватывающими мяч, обозначает объединение, сближение. Расхождение рук в таком положении – жест - антоним - разъединение, удаление.

     2. Руки в положении (1) «рисуют  шар» - значения: 1) обобщение; 2)множество.

     3. Горизонтальное движение «покрытой»  рукой: значение - ряд однородных, одинаковых явлений при перечислении  их.

     4. Значение «суть», «главное» передается  чаще всего жестами: 1) обращенные  кверху пальцы руки сближаются  «щепоткой»; 2) указательный палец поднят вверх; 3) сжатие кисти руки в кулак.

     5. Противопоставление, противоположность  явлений: согнутая в локте рука  покачивается из стороны в  сторону.

В. Указательные жесты

     1. Указание на себя: «я, мы» - кисть  руки с вытянутыми (а затем  сжимающимися) пальцами направляется к груди.

     2. Указание на адресата: «открытая  рука» направляется к аудитории.

Г. Регулирующие жесты

     1. «Внимание!» - поднятая рука, согнутая  в локте. Этот же жест может  означать призыв к тишине.

     2. «Времени мало!» - указание на  запястье (место, где носят часы) - также призыв к вниманию.

      Жест  нельзя надеть на себя, как смокинг. Он является только внешним выражением внутреннего состояния, точно так  же, как поцелуи, колики, смех и морская  болезнь. Жесты человека, подобно  его зубной щетке, должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и, если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными. Даже двух людей нельзя обучать жестикулированию в одной и той же манере.

      Когда вы произносите речь перед слушателями, делайте только такие жесты, которые выглядят естественными. Однако, когда вы практикуетесь, заставьте себя, если это необходимо, пользоваться жестами. Заставьте себя, и вскоре ваши жесты станут возникать естественно.

      Закройте  книгу. Нельзя научиться жестам по печатному тексту. Когда вы говорите, ваши собственные инстинкты являются более надежными и более ценными, чем то, что мог бы вам сказать ваш инструктор. [5]

     Вот, пожалуй, некоторые из наиболее употребительных  при публичном выступлении значимых движений. Не будем специально останавливаться на описании мимики, передающей эмоции оратора. Она должна быть естественной. Необходимо научиться только одному (правда, это, пожалуй, самое трудное) - добиваться того, чтобы выражение лица не было напряженным (напомним, что напряженность мышц, в первую очередь лицевых, есть одновременно и следствие стресса, и сигнал агрессивности, поэтому она крайне неблагоприятна для впечатления о говорящем).

     Улыбайтесь, но в меру. Улыбка не должна быть постоянной ли напряженной, как гримаса («улыбка - маска»).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, мы рассмотрели жесты и мимику в ораторском искусстве и риторике. Я считаю, что они очень важны  для удачного выступления оратора.

     В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха произнесения речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона - внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.

      Наиболее  важным при публичных выступлениях является психологический аспект, а  не положение рук и ног. Нелепые ужимки не могут заменить естественный жест. Это подводит нас вполне естественно к проблеме жеста, которым очень злоупотребляют.

      Если  вы забыли все то, что говорилось о жестах и их использовании, то помните одно: если человек настолько увлечен тем, что он хочет сказать, если он жаждет довести до сознания слушателей свою мысль до такой степени, что забывает себя и говорит и действует спонтанно, то в этом случае его жесты и манера выступления, хотя и не заученные, вероятно, будут почти безукоризненными.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Корнеги Д. Как вырабатывать уверенность в  себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1992
  2. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: ACADEMA, 2000
  3. Львов М.Р. Риторика. /Учебное пособие. – М.: ACADEMA, 1995
  4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. ACADEMA, 2002
  5. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996
  6. Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород: «Ай Кью», 1992
  7. Чудинов А.П., Чудинова Е.А. Речь и культура общения. Практическая риторика. – Екатеринбург: Из-во «Сократ», 1999

Информация о работе Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве