Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание

Объектом в моей работе является ораторское искусство, в частности мимика и жесты оратора.
Цель работы: выделить невербальные средства речи (язык телодвижений), рассмотреть компоненты языка телодвижений оратора.
В процессе общения большая часть информации передается невербальными средствами, а именно посредством жестов, позы, расположения и соблюдения дистанции.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. [6]

Содержание

Введение
Имидж оратора
Внешность, манеры оратора
Невербальные средства общения
Мимика и жестикуляция оратора
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение
    1. Имидж оратора
    2. Внешность, манеры оратора
    3. Невербальные средства общения
    4. Мимика и жестикуляция оратора

      Заключение

      Литература

    3

    4

    6

    7

    12

    19

    20

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Риторика, наука о красноречии, о мастерстве речи – устной и письменной –  учит служить добру, правде, счастью людей посредством ораторского искусства. Оратор – тот, кто выступает с речью, обращенной ко многим людям, профессионал, владеющий богатством языковых средств, выразительностью. В то же время риторика дает проверенную опытом систему приемов, упражнений, фигур и моделей, которые могут помочь каждому образованному человеку четко подготовиться и выступить с речью. Все эти умения необходимы в жизни каждому.

     Всякий  оратор стремиться к тому, чтобы  его внимательно слушали и  соглашались с его мнением. Нередко получается так, что проваливается даже прекрасно подготовленное выступление. Умение хорошо держаться перед слушателями не менее важно в ораторике, чем умение подготовить хороший текст. Имидж оратора – это целенаправленно сформированный в сознании слушателей образ. Этот образ призван оказать эмоционально - психологическое воздействие на слушателей, сформировать у них в подсознании положительное отношение к выступающему.

     Объектом в моей работе является ораторское искусство, в частности мимика и жесты оратора.

     Цель работы: выделить невербальные средства речи (язык телодвижений), рассмотреть компоненты языка телодвижений оратора.

     В процессе общения большая часть  информации передается невербальными  средствами, а именно посредством  жестов, позы, расположения и соблюдения дистанции.

     Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. [6] 

1. ИМИДЖ ОРАТОРА 

      Всякий  оратор стремится, к тому, чтобы его  внимательно слушали и соглашались  с его мнением. Как добиться такого отношения слушателей? Специалисты  рекомендуют прислушаться к следующим  советам.

      1. Демонстрируйте доброжелательность  к слушателям. Перед самой первой фразой не забудьте выдержать паузу: посмотрите в зал, улыбнитесь, пусть на вас посмотрят и улыбнутся в ответ, пусть возникнет эмоциональный контакт. Всякий человек относится с симпатией к тому, кто симпатизирует ему. Если оратор обращается к слушателям свысока, не высказывает свое мнение, а демонстративно поучает, то ему трудно добиться симпатии аудитории. Нельзя делать замечания аудитории в целом.

      2. Проявляйте заинтересованность, увлеченность  предметом речи. Если слушатели  чувствуют, что оратору проблема неинтересна, то они едва ли смогут увлечься ею. Следуйте элементарному правилу: не говорить о том, что вам совершенно безразлично. Если же обстоятельства требуют иного, то постарайтесь найти в проблеме ту «изюминку», которая сделает тему важной для вас и для слушателей.

      3. Демонстрируйте уверенность в  сказанном вами. С первой фразы  своего выступления говорите  самым уверенным тоном. Если  слушатели замечают, что оратор  сам сомневается в сказанном,  то они перестают прислушиваться  к его мнению. Если нет полной уверенности в своих предложениях, то лучше промолчать.

      4. Демонстрируйте объективность, справедливость. Нельзя игнорировать неприятные  для оратора факты и мнения. Слушатели о них все равно  узнают (или уже знают), а поэтому  о таких фактах и мнениях лучше сказать самому. Особенно впечатляет всякая похвала в адрес противников и признание собственных ошибок. Репутация «объективного» оратора стоит значительно дороже, чем успех в отдельном выступлении.

      5. Демонстрируйте искренность, нежелание  (а еще лучше неумение) кривить душой. Если слушателям кажется, что оратор пытается ввести их в заблуждение, о чем-то умалчивает, они перестают доверять выступающему. Слушатели могут простить выступающему запальчивость, ошибку, даже резкость, но никогда не прощают обмана. Репутация порядочного человека стоит больше, чем сиюминутный успех.

      6. Демонстрируйте энергичность. Оратор  не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным, беспомощным.  Грубая ошибка - говорить о своих  проблемах, приносить извинения  за свою миссию или за организаторов выступления.

      7. Демонстрируйте свою образованность, информированность, эрудицию. Можно  упомянуть о какой-то принципиально  новой книге, идее, теории. Соблюдая  чувство меры, используйте иногда  иностранные термины, афоризмы,

      8. Загляните в зеркало: вас будут не только слушать, но и внимательно разглядывать. Поэтому - ничего экстравагантного, отвлекающего внимание, избегайте всякой небрежности или самодовольства. Привлекать внимание аудитории должны мысли, а не внешность выступающего, который должен производить серьезное впечатление.

      Очень хорошо, если вам не надо нарочито демонстрировать  все названные качества, если такая  манера выступления для вас вполне естественна. Но в любом случае всегда следует помнить, что оратор - это  в значительной степени актер, человек, внутреннее состояние которого должно быть выражено внешне; что недостаточно просто быть искренним, объективным, уверенным - надо уметь демонстрировать эти качества перед аудиторией.

 

2. ВНЕШНОСТЬ, МАНЕРЫ ОРАТОРА 

      Каждому приятно быть красивым или хотя бы хорошо выглядеть. П. Л. Сопер (автор книги "Основы искусства речи") утверждает, что речь на четверть воспринимается зрительным путем. Слушатели присматриваются к внешнему облику оратора: к его позе, одежде, движениям, чертам лица, манерам. Они проникаются к нему симпатией, доверием, - или, увы, наоборот. Зарождается контакт. Возможен, например, такой вариант. Часть слушателей ничего не знала об ораторе, другая же часть слышала об этом человеке что-то недоброе. И вот появляется статный мужчина лет 45, он явно смущен, но, видно, умеет владеть собой. Окинув взором зал и поприветствовав собравшихся легким поклоном, он помедлил секунды три и заговорил - легко и свободно, постепенно увлекаясь. Он помогал себе движением руки, сам не замечая этого. Он легко подбирает слова, говорит просто и ясно, голос у него сильный - все его хорошо слышат. Люди еще не вполне поняли его позицию, потому что речь свою он только начал, но они непроизвольно проникаются, к нему добрым чувством. Изначальная настороженность рассеивается.

      Надо  учитывать психологию общения. Есть такой афоризм: мы слушаем не речь, мы слушаем человека, который говорит  с нами. И говорим не ему, не им, но с ними. Общение имеет две  равноправные, хотя и совсем разные стороны.

      Никакой искусственности, манерности, эксцентричности, ведь вас сразу разгадают, и их мнение будет не в вашу пользу. Надо быть естественным, быть самим собой и не забывать, что многие признанные ораторы и артисты не были красавцами атлетического сложения, но это не мешало им завоевывать, покорять аудиторию: таковы Талейран, Наполеон, Суворов, актеры Мочалов, Р. Быков, Грибов и др.

      Слушатели представили вам, оратору, ведущую  роль в равном общении. Они ждут от вас чего-то большего, на что сами, может быть, не способны. Удовлетворите их! Создайте дружескую и в то же время деловую атмосферу. Но как? Вот несколько советов из практики, принадлежащих опытным ораторам.

      А. Заранее ознакомьтесь с залом, его  акустикой, местом, где вы будете стоять, прикиньте, каково будет ваше расстояние от слушателей. Обеспечьте хорошую слышимость.

      Б. Не читайте по написанному, не ройтесь  в своих бумажках Если нужны цифры, цитаты и вы не в состоянии их запомнить (у оратора должна быть натренированная память!), то записи приготовьте так, чтобы достать их незаметно.

      В. Не поправляйте галстук, воротничок, не крутите пуговицу, не проверяйте, в порядке ли ваша прическа: все  это следует проверить заранее.

      Г. Не смотрите в окно, на потолок, себе под ноги. На своих собеседников смотрите не как на пустое место! Перед вами люди, достойные уважения! Дорожите их вниманием!

      Д. Следите за своими слушателями, замечайте  малейшие признаки усталости, невнимания, разочарования, безразличия, скуки. Заметили - улыбнитесь, введите в речь шутку, восстановите контакт.

      Е. Стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы (рекомендуется стоять, слегка расставив  ноги, держаться более "вольно", чем "смирно"). Не переминайтесь  с ноги на ногу! Будьте сдержанны  в жестах и мимике! 

3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 

      Невербальными средствами речи принято считать  дыхание (речевое), голос и его  модуляции, дикцию и артикулирование  звуков, их сочетаний, интонации, которые  подразделяются на смысловые, связанные  со структурой предложения, и эмоциональные; тон, мелодику речи, тембр голоса, темп речи, громкость; особо рассматриваются паузы — смысловые и фразовые, психологические, артистические; наконец, средства, связанные с телодвижениями, - позы, жесты, мимика.

      Природа всех этих средств общения, как и  их внешние характеристики, позволяют ранжировать их по степени произвольности и осознанности. В жизни человека, даже в интеллектуальной, сознательное и бессознательное, разум и чувство постоянно взаимодействуют.

      Это особенно заметно в так называемых «языках телодвижений» (Body Language), подробно описанных в англоязычной психоаналитической литературе.

      Положение и движения рук, особенно ладоней, пальцев, выражение лица, доброжелательное или  злобное, глаза, которые выдают то, что  человек подчас предпочел бы скрыть, - все это языки телодвижений.

      Интуитивные телодвижения: защитные движения и  положение рук, позы отдыха, напряжение тела в момент опасности, поза прислушивания, повышенного внимания – не лишены знаковой функции, но непроизвольны.

      Телодвижения  условные, но входящие в привычку и становящиеся также интуитивными: пожимание правой руки (а не левой), кивок головой при утверждении и покачивание при отрицании, указание пальцем на что – либо, приветственное помахивание рукой и т.п.

      Невербальные  паралингвистические средства не только дополняют и украшают речь, но и существенно повышают ее результативность: понимание содержания высказываний, эффективность общения, воздействие на слушателей.

      Паралингвистические средства также подразделяются на естественные, непроизвольные, и осознанные, преднамеренные, - те, которыми индивид может овладеть в большей или меньшей степени. Именно они, вторые, являются предметом данной главы.

      Первая  группа средств - непроизвольные, связана с первосигнальной деятельностью человека, миром ощущений, чувств, эмоций; человек, как правило, не управляет ими, но может, применив волевые усилия, сдержать их, чтобы не обнаружить своих чувств перед окружающими. Таковы неудержимый смех, искаженные злобой черты лица, угрожающие жесты в момент раздражения, резкий повышенный тон речи, выражение испуга на лице, дрожь тела или рук, губ в момент испуга, слезы и громкий плач в минуты горя и пр.

      Тренированный актер может искусственно вызвать  слезы, вполне естественно смеяться, придать выражение радости или  испуга своему лицу.

      Невербальные  средства общения — жесты и мимика — входят в понятие "артистизм". Надо хорошо знать язык телодвижений, его основные средства всем известны: кивок, наклон головы в знак согласия - покачивание головой влево - вправо при отрицании; разведение рук в знак удивления; нахмуренные брови в знак неудовольствия; улыбка обычно выражает добрые чувства, но она может иметь множество оттенков: может выражать доверие и недоверие, радость или смущение, похвалу или иронию.

      Существуют  классификации жестов: жесты, выражающие ваши душевные движения; жесты, отражающие размеры предметов и явлений; жесты, изображающие действия; жесты - указания; подражательные жесты. И жесты, и мимика непосредственно связаны с миром эмоций, они возникают обычно непроизвольно, трудно подчиняются контролю. Поэтому требуется тренировка на подготовительных этапах ораторской работы.

Информация о работе Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве