Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:15, контрольная работа

Описание

Объектом в моей работе является ораторское искусство, в частности мимика и жесты оратора.
Цель работы: выделить невербальные средства речи (язык телодвижений), рассмотреть компоненты языка телодвижений оратора.
В процессе общения большая часть информации передается невербальными средствами, а именно посредством жестов, позы, расположения и соблюдения дистанции.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. [6]

Содержание

Введение
Имидж оратора
Внешность, манеры оратора
Невербальные средства общения
Мимика и жестикуляция оратора
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

      Не  забывайте, что излишняя и особенно неестественная жестикуляция и мимика раздражают людей, и контакт разрушается. [3]

      Жест, мимика, поза, как и пауза, и многие другие невербальные умения в усвоении раздваиваются: во - первых, это спонтанное употребление, во - вторых, поставленное, парадигматическое. Первое приходит само собой, второму учатся долго и упорно.

      И жесты, и мимика, и позы - это телодвижения, обычно в процессе речи и общения они выступают в единстве. Все они подразделяются на общие для разных народов, используемые одним народом, как правило, одной языковой общностью, и средства, употребляемые в малых группах людей, например в одной семье. Все они исторически изменчивы, в этом данные средства подчиняются общей закономерности семиотики.

      Они в большей степени, чем вербальные средства речи, тяготеют к миру эмоций и поэтому всегда экспрессивны.

      Невербальные  умения вписываются в знаковые системы, выработанные народами в их быту, труде, обрядах: это знаки принадлежности к определенным сословиям, например в России XVIII—XIX вв. к дворянству. В общении современных военнослужащих немалую роль играют знаки воинских званий, боевых заслуг: они определяют выбор форм обращения по этикету. В этом смысле к языку телодвижений близок язык одежды, книг личной библиотеки и пр. Язык телодвижений как бы «врастает» в тот поток жизни, роль которого выявляется в анализе дискурса.

      Жестами называют обычно движения или положения рук; их настолько много, что в лингвистике используется понятие «язык жестов» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов) - пасимология, язык кинетический, линейный, ручной. Наиболее развит язык глухонемых; в нем наряду с движениями рук, пальцев используется мимика лица, движения губ, головы, глаз.

      В общении нормально говорящих  жесты играют вспомогательную роль, лишь в некоторых ситуациях общающиеся ограничиваются только жестами: молчаливое приветствие или прощание; тайный разговор в условиях, когда не исключено подслушивание; диалог удаленных друг от друга собеседников и т.п.

      Жесты и другие телодвижения эмоциональные: «распростертые объятия», рукопожатия, хлопанье в ладоши - аплодисменты, жесты  радости и недоумения, горя и отчаяния, одобрения и неодобрения.

      Жесты и другие «вербальные» телодвижения, т.е. заменяющие слово, сочетание слов, фразу: да - кивок головой, нет - покачивание. [2]

      Кинетические  средства речи

      Речь, лишенная невербалъных средств общения, лишается и своей многокрасочности и выразительности.

      Жесты, позы. Движения рук, имеющие постоянное значение: взмах рукой в знак приветствия; поднимание руки при голосовании; рукопожатие друзей; показ сжатой в кулак руки - угроза; покачивание головой в знак отрицания и др. Позы: вставание при встрече, поклоны торжественные или униженные, принятие позы римского оратора, изображение бегущего человека, объятия, аплодисменты и многое другое.

      В современном мире (да и ранее) внимательно  изучаются так называемые «языки телодвижений» (body language): движения человека, поправляющего галстук, прическу, манжет; человека, не знающего, куда деть руки.

     Примеры из «словаря» телодвижений, которые  нетрудно прочитать:

      а) поза и движения человека, который  готовится к активным действиям;

      б) человек указывает на что-то отдаленное;

      в) напряженное, нетерпеливое ожидание;

      г) удивление и радость;

      д) удивление и разочарование;

      е) сильное удивление, недоумение;

      ж) испуг, попытка овладеть собой;

      з) задумчивое ожидание, перерастающее  в нетерпеливое ожидание, волнение и, наконец, в раздражение;

      и) ожидание реакции собеседника на услышанное;

      к) предостережение друзей об опасности.

      Мимика, выражение глаз. Это множество видов улыбок, усмешек, ухмылок, нахмуривания; мрачное выражение; плач и смех. Глаза выражают любовь и ненависть, любопытство и безразличие, ликование и отчаяние; тысячи оттенков душевного состояния. [4]

4. МИМИКА И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ  ОРАТОРА 

     Наряду  с языком словесным в человеческом общении существует и активно  используется иной, но также чрезвычайно  важный код - «язык движений» лица, рук, всего тела. В разных речевых ситуациях относительная роль, «удельный вес» мимики, пантомимики и средств словесного общения различны (сравните речевое поведение диктора ТВ и рыбака, рассказывающего приятелям о своем улове).

     Здесь мы рассмотрим роль жестово - мимического кода в ситуации публичной речи.

     Владение  «языком движений» - это во многом владение вниманием слушателей: движение - один из главных факторов внимания.

     Немного теории. Человек одарен способностью проникаться теми же эмоциями, которые испытывают окружающие. В этом явлении (эмпатии) не последнюю роль играет движение. Оказывается, что у слушателей (или зрителей) рефлекторно напрягается те же мышцы и группы мышц, что у человека, на которого они смотрят, которого слушают. Если оратор сжимает кулаки, напрягаются мышцы кистей рук у слушающих, и т. п. (Понятно, что если говорящий находится в состоянии эмоциональной напряженности, когда напряжены мышцы всего тела, такое же мышечное и, соответственно, эмоциональное напряжение охватывает и аудиторию.)

     Хорошо  известно также, что физическое состояние  и действие вызывает связанные с  ним эмоции (на этом законе основана теория «физических действий» К. С. Станиславского). Это означает, что  с помощью жестово - мимических средств (средств физического движения) говорящий может вызывать у слушателей именно те эмоции, которые порождают эти характерные движения, проявляются ими. Конечно, реальный процесс общения значительно сложнее и приведенная здесь схема сильно его упрощает.

     Как и наши древние предки, мы подвластны распространенному в животном мире весьма общему поведенческому закону - закону подражания. Вероятно, он и лежит в основе таких явлений человеческого общения, как эмпатия.

     Все это свидетельствует о том, насколько  важно для любого, кто часто  говорит публично, владеть движениями своего лица и тела и уметь использовать их в качестве эффективных средств воздействия. Как этому научиться? Что для этого нужно знать?

     Совершенно  ясно, что полная неподвижность во время речи невозможна и невыгодна. Чрезмерная подвижность тоже не годится: она только отвлекает внимание от смысла, а не помогает восприятию и пониманию. Значит, движение на трибуне (вообще перед слушателями) должно с чем-то соразмеряться.

     Существует  общее правило: чем живее чувство, тем живее движение.

     В актерской и ораторской практике издавна принято выделять три  «ступени» подвижности, определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, - так  называемые «малое», «среднее» и  «большое» движение. При «малом»  движении рука может подниматься (и  опускаться) не выше уровня локтя. (Кстати, имеется в виду, что человек, приступающий к речи, стоит свободно, спокойно опустив руки, а не вытянув их по швам)|.

     «Среднее» движение позволяет руке (рукам) свободно двигаться в пределах линии плеч, не выше.

     «Большое» движение, соответствующее максимальному выражению эмоций, сильному подъему чувств оратора (что бывает достаточно редко), допускает поднимание руки (рук) уровня головы и выше (еще реже).

     Еще один существенный принцип: движение должен быть естественно и разнообразно.

     Вам нужно научиться во время выступления  чувствовать себя раскованно - не только духовно, но и телесно. Интенсивность  мимики и жестикуляции должна соответствовать  вашему темпераменту.

     Нарушение этого правила приводит к впечатлению  либо лишней скованности (локти неподвижно прижаты к телу, жесты производятся тесно приближенными к туловищу руками), либо развязности (другие крайности: походка вразвалку, руки вообще кажутся не связанными с телом).

     Часто бывает так, что у говорящего есть один излюбленный жест или мимическое движение («манеризм»), которое все время, повторяется, в большинстве случаев бессознательно. Это утомляет зрителя, как всякое однообразие, Поза, жесты, выражение лица должны иметь собственный смысл, значение, помогать восприятию речи, а значит - варьировать, меняться.

     Движение (телесное) особенно уместно в тех  местах речи, где оно отмечает переход  к новой мысли или выделяет какое – то подтверждение.

     рекомендации  по поводу положения тела позы оратора  и значение основных жестов, употребляемых в публичной речи.

     Поза. Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута (не сильно), центр тяжести перенесен на другую ногу. О положении рук мы уже говорили. В процессе речи не обязательно и не нужно сохранять неподвижность - можно сделать шаг - другой в сторону, в другую, подойти ближе к аудитории, не рекомендуется только метаться из стороны в сторону, как маятник.

     Если  вы говорите сидя, сядьте прямо, не облокачиваясь  на спинку стула и не нависая над  столом. Руки свободно лежат на столе  или на коленях - они готовы к жесту. Одна нога немного впереди, другая отодвинута несколько назад - это позволит вам легко и красиво встать, если понадобится.

     Еще раз повторим, что не нужно вцепляться в кафедру, стол или спинку стула. Это нарушит всю область пантомимического вощения.

     Общие требования: чувствовать себя, (а  следовательно, в выглядеть) нужно  свободно, естественно, бодро. Но никакой  расслабленности, когда голова бессильно  повисает на шее, а рука вдоль тела, как у Пьеро: это пантомимика  вялости или отчаяния.

     Переходя  к описанию формы и значения основных жестов, заметим, что заучивать жесты  ни в коем случае нельзя: они должны быть ваши, собственные. Выявить вши  индивидуальные движения можно, если за вами кто - нибудь понаблюдает, когда  вы говорите, а потом вы вместе обсудите результаты наблюдений, что полезно сделать на классном занятии. Наблюдая за поведением людей во время речи, за теми, кто выступает по телевизору (непрофессионалами), обратите особое внимание на «манеризмы» - непроизвольные движения, мешающие слушать. Назовем самые распространенные, чтобы помочь вам обнаружить свои собственные и избавиться от них.

     1) Почесывание; человек трогает  себя за нос или за уши. 2) Поправляет волосы или одежду; откидывает назад голову резким  движением, отбрасывает волосы со лба. 3) Подергивает плечом. 4) Комкает платок или что - нибудь, находящееся у него в руках. 5) Покачивается вперед-назад или из стороны в сторону. 6) Нервно смеется или все время улыбается. 7) Морщит нос, лоб, таращит глаза, хмурится.

     Осталось добавить, что, выходя на трибуну, внешне выигрывает тот, кто одет и причесан скромно, но не серо - желательна одна яркая, заметная деталь - она поможет привлечь внимание к говорящему, но не отвлечет от его речи.

     Основные  принципы жестикуляции.

     Движения человеческих рук, в общем подчинены многим законам. Одну из закономерностей уже называли: чем сильнее эмоция, тем интенсивней жестикуляция. Интересно также, что направление движений рук сообщает о характере эмоций: подъем чувств, настроения выражается «взлетающими» движениями  снизу вверх; печаль, подавленность, вообще отрицательные эмоции - «падающими» движениями рук сверху вниз. Безнадежность, тупик - одновременным падением обеих рук. Если жестикуляция одной рукой (как правило, правой) начинает сопровождаться такими же синхронными движениями левой - интенсивность воздействия на слушателей резко возрастает.

Словарь жестов, употребляемых  при публичной  речи

А. Жесты - модификаторы

(жесты,  меняющие «интенсивность» значения  слов)

Информация о работе Невербальные средства речи и язык телодвижений в ораторском искусстве