Лекции по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:14, курс лекций

Описание

1. Что такое литературный язык? Каковы его свойства?
2. Что такое нормированная речь?
3. Что такое орфоэпия?
4. Что такое литературное произношение?
5. Каковы особенности русского литературного ударения?
6. Каковы функции ударения в русском языке?

Работа состоит из  1 файл

вопросы русский.doc

— 411.50 Кб (Скачать документ)

Единой классификации споров не существует, хотя делаются попытки систематизировать их. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относится цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, формы проведения спора. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для её обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападения, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в её решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходиться отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.

Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так “надо” по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффективнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

Довольно часто встречается и спор ради спора. Это своего рода “искусство для искусства”. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать. Подобных полемистов можно встретить среди молодежи.

Приведенная классификация видов спора по цели носит условный характер. В жизни их не всегда удается четко разграничить.

Характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой проблемы. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле. В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества. Нередко приходиться отстаивать групповые интересы, например: людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий, учреждений. В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов.

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три основных группы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор), спор-диалог (полемизируют два лица), спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами). В свою очередь спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех участников).

Споры могут происходить при слушателях и без них. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, действует на спорящих. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным. Поэтому участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство во мнениях, порой излишнюю горячность.

В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для слушателей. Спор ведется для того, чтобы привлечь внимание к проблеме, произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым образом.

На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма борьбы мнений. Споры могут быть устными и письменными. Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная форма —  опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные формы более продолжительны во времени.

В устном споре, особенно если он ведется при слушателях, важную роль играют внешние и психологические моменты. Большое значение имеет манера уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный.

Споры делятся на организованные и неорганизованные (стихийные). Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать ответы на возможные возражения оппонентов.

Неорганизованные, стихийные споры, как правило, менее продуктивны. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания.

Итак, в своем реферате я рассмотрела виды вербальных коммуникаций, их цели и содержание, методы проведения. Вербальные, знаковые системы всегда были и, по всей видимости, будут главными средствами человеческого общения. “Слово — это сама жизнь”, — говорил Т. Манн. Принципиальным условием успешного взаимодействия является способность людей “найти общий язык” —  именно язык, а не жест или позу.

“Слово, — пишет психолог А. Р. Лурия, — является и средством контакта, и орудием сложной мыслительной деятельности. Практика свидетельствует о возрастающем знании о речевых коммуникаций в условиях усложнения производственных контактов людей, в процессе взаимоотношений руководителей и подчиненных, личности и коллектива. Для правильного изложения мысли с помощью слова необходимо внимательно следить за гармоничным соединением в слове функций общения и обобщения, коммуникации и мышления”. Так, Дионисий Галикарнасский, говоря о красоте и ценности слова, предупреждал молодых ораторов: “... все молодые души наслаждаются цветистостью выражения и стремятся к ней безумно, словно одержимые богом. Они-то и нуждаются с самого начала в основательном и разумном надзоре и руководстве, если только хотят не всякое выговаривать слово, что на язык попадет, и не наудачу соединять между собою первые попавшиеся слова, но пользоваться подбором слов чистых и подлинных и содействовать их красоте, соединяя их величаво и вместе с тем приятно... слово же брошенное наугад, как попало, губит вместе с собой и полезную мысль”.

 

Лекция №2

Понятие о современной стилистике как совокупности нескольких наук

 

Стилистика как раздел языкознания. Понятие языковой и стилистической нормы как исторической категории. Учет языковых тенденций в развитии языка при стилистической правке текста. Функциональная стилистика языка и речи (учение о функциональных стилях языка и речи) – центр стилистики. Стилистика ресурсов, изучающая единицы языка с точки зрения их стилистических возможностей и стилевой маркированности. Стилистика художественной речи, познающая языковые средства в их особой функции образно-эстетического отображения действительности. Целесообразное отступление от нормы как средство художественной выразительности. Стилистика текста.

 

Лекция №3

Стилистическое использование многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, заимствованных слов

 

Многозначность как источник выразительности и образности речи. Омонимия и смежные с ней явления и их стилистическая оценка. Ошибки в речи, возникающие при использовании многозначных слов и слов, имеющих омонимы. Паронимы и парономазия. Смешение паронимов. Стилистические функции синонимов, антонимов. Ошибки при их употреблении.

Заимствования и языковой пуризм

      Языковой пуризм долго не рассматривался как лингвистическая проблема, а считался экстралингвистическим фактором языкового развития. Однако с укреплением позиций социолингвистики «пуризм  стал включаться в лингвистическую науку как явление, определяющее использование языковых средств носителями языка, влияющее на процесс нормирования и планирования языка, а также детерминирующее уровень его развития» [6], пуристическая деятельность начинает изучаться как целостный процесс, как сложное, подчас разнонаправленное явление. Объясняя сущность этого явления, Г.О. Винокур [4] прежде всего утверждает, что «пуризм стар, как мир», что «пуристы существовали  во все времена, у всех народов». Из этого следует, что историческое содержание пуризма изменчиво, однако сущность его все же остается одинаковой. Наиболее заметен пуризм в период значительных сдвигов в организации языка, когда язык быстро и наглядно реформируется, что, как правило, соответствует и крупным сдвигам социального характера. В.М. Жирмунский [7] видит такие истоки пуризма в германских и славянских языках:  там интернациональные слова латинского или французского происхождения резко выделялись на фоне национальной лексики и это создавало видимость оправдания для  национального пуризма, для борьбы с интернациональными словами как с «иностранщиной». Особенно характерно это было для немецкого языка. В.М. Жирмунский полагает, что интернациональные тенденции в языковом развитии капиталистической эпохи не могут проявиться с полной последовательностью, ибо они наталкиваются на обособленность национальных языков в условиях ожесточенной экономической конкуренции, что в свою очередь ведет к развитию буржуазно-националистической идеологии. Буржуазный «пуризм», как борьба за национальную чистоту проявляется во Франции ХVI в. (борьба против итальянского и латинского влияния) и в Германии ХVII-ХVIII вв. (реакция против французской гегемонии в культуре и языке), однако в полной мере пуристические тенденции дают себя знать в языковом строительстве эпохи развитого капитализма [7].  В конце ХIХ в. «Общенемецкий языковой союз», в котором было несколько сот тысяч членов, издавал словари для «онемечивания» иностранных слов. В систематической  и упорной борьбе против иностранных слов члены союза апеллировали к «национальному сознанию», «национальной гордости» немецкой буржуазии, а наиболее фанатичные враги иностранщины обвиняли своих противников в «национальной измене». Главным лозунгом было: « Ни одного иностранного слова для того, что  т а к  ж е   х о р о ш о  может быть сказано по-немецки».  Понятно, что это «так же хорошо» могло быть истолковано по-разному.

Пуристическим реформам могут подвергаться языковые явления всех уровней, однако чаще всего пуристическая деятельность направлена на лексику. Именно здесь пуризм ярче всего проявляется как некое настроение: человеку «режут слух» странные (прежде всего – иностранные) слова. «Поскольку слово в самом деле обладает эмоциональной суггестивностью и с известными явлениями языка действительно может сочетаться впечатление чего-либо неприятного или враждебного – например, неприятно действующего на нас психического уклада говорящего, принадлежности его к какой-либо враждебной среде, чуждости его нашей культурной традиции и т.п. – постольку пуризм в этом смысле вещь вполне   е с т е с т в е н н а я  и, в таком качестве, законная» [4].

Вид языкового пуризма определяется типом языковой ситуации – стандартизацией литературного языка, двуязычием, пиджинизацией и креолизацией языков-пиджинов и под. Языковая ситуация – одно из ключевых понятий социолингвистики. По признаку интенсивности межъязыковые и межэтнические контакты бывают экзоглосными (если в них участвуют несколько языков) и эндоглосными (если в них участвуют варианты одного языка).

Чаще всего языковой пуризм связывается с противодействием иноязычным влияниям.  Ср.: «Понятие пуризма заключает в себе разные формы культивирования и планирования языка, обладающее общей целью – избавить язык (или удержать его) от иностранных влияний» [6] В широком же смысле языковой пуризм есть языковая политика, ориентированная на преобразование словарного состояния языка с опорой на определенные представления о приемлемости тех или иных единиц языка. Г.О. Винокур [4] различает эмоциональный и идеологический пуризм. Против первого, в общем, нечего возразить («представители разных лингвистических вкусов и культур отстаивают привычные для них речевые навыки и не допускают проникновения в язык таких способов выражения, которые несут на себе печать культурной инородности»). В другой своей работе Г.О. Винокур [5] пишет о том, что эмоциональный, или бессознательный  пуризм хочет только того, чтобы правнуки непременно говорили так, как в старые и лучшие годы говаривали прадеды».

Идеологический пуризм, как отмечал Винокур Г.О. [4],  своей базой имеет «посторонние соображения», часто – политические. То есть имеется в виду, что подоплекой, к примеру, деятельности шишковцев была боязнь прогрессивных идей,  связанных с классовой борьбой на Западе. Однако, очевидно, что идеологический пуризм мог «встраиваться» в систему ядерных концептов, например – в учении русского славянофильства.

Концепт самобытный является исходным в теории славянофильства, связанным с реализацией архетипической оппозиции «свой/чужой» (русский/западный). Ядерный репрезентант концепта «самобытность» - лексема «самобытный», а среди наиболее значимых признаков концепта выделяются «самостоятельность», «отдельность существования», «независимость от чужого влияния», «оригинальность»,[1] своеобразие», «своенародность». В дискурсе славянофильства самостоятельность = «независимость от чужого влияния».

Информация о работе Лекции по "Риторике"