Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ     
1.1.  Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6
1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его 
составляющие ___________________________________________________9
1.3. Международные системы показателей качества жизни
 населения______________________________________________________14
1.4. Методика построения интегрального показателя
качества  жизни населения _____________________________________ 18
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ
2.1. Показатели потребительского рынка Республики
Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26
2.2. Факторы, определяющие динамику развития
потребительского  рынка ______________________________________ 31
2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1. Сущность государственного регулирования
потребительского  рынка _______________________________________ __ 41
3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43
3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского
рынка _______________________________________________________ __ 44
3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Именно этот фактор выделяют в качестве одной из детерминант розничного товарооборота и платных услуг населению в России, Исландии, Германии и других странах. Следует отметить работу австралийских ученых, которые отмечают, что на потребление влияет не только текущий уровень доходов, но и существовавший в предыдущем периоде. Разработки, ведущиеся в Германии , свидетельствуют о том, что с ростом располагаемого дохода склонность к потреблению падает. В некоторых исследованиях, проводимых в России и США, показатель денежных доходов населения заменяется средним уровнем оплаты труда.
Рис. 2.4 – Темп роста розничного товарооборота, платных услуг населению и денежных доходов населения РБ, в сопоставимых ценах
Высокие 
темпы роста денежных доходов 
населения в сочетании с 
Кроме денежных доходов населения, в различных странах к факторам, оказывающим влияние на уровень розничного товарооборота, относят:
Динамика розничного товарооборота определяется также показателями экономической активности, одним из которых является объем ВВП, наиболее полно характеризующий доходы национальной экономики.
Кроме того, к показателям, способным влиять на динамику торговых операций, относится денежная масса, так как ее прирост увеличивает количество ликвидных активов, что в результате приводит к сокращению издержек трансакций и увеличению оборота торговли.
 Динамика 
розничного товарооборота определяется 
и уровнем предложения в 
Рис. 2.5 – Темп роста производства потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, и денежных доходов населения РБ, в сопоставимых ценах
Такая ситуация наблюдалась с 2000 по 2002 г. и с 2005 по 2008 г.; в 2008 г. только темп роста продовольственных товаров чуть опережал аналогичный показатель реальных денежных доходов населения. Свободный платежеспособный спрос удовлетворяется импортными товарами. При увеличении доходов экономики и населения и снижении конкурентоспособности отечественной продукции усиливается смещение потребительских предпочтений в сторону импортных товаров (в большей степени это касается непродовольственных).
 Отдельную 
группу составляют исследования, представляющие 
моделирование не общего уровня розничного 
товарооборота, а только его частей 
- продовольственных и 
При прогнозировании объема платных услуг населению используются различные модели, описывающие динамику данного показателя в его взаимосвязи с различными факторами. Общий объем платных услуг населению является функцией от доходов населения и цен на эти услуги. Однако для отдельных видов услуг (жилищных, транспортных и т.д.) могут быть использованы и другие зависимости. В качестве альтернативных факторов приводятся сложившийся объем услуг, состояние и развитие материально-технической базы, расходы на покупку товаров, ВВП.
 Проведенная 
исследовательская работа позволила 
сделать вывод, что при моделировании 
платных услуг населению 
2.3. 
 Эконометрические модели 
потребительского рынка 
В качестве основных факторов, определяющих розничный товарооборот (), будем использовать: денежные доходы населения (MINCi); импорт товаров (MGi) потребительских цен { ); уровень товарооборота, сложившийся в предыдущем периоде ( RTi-1); производство потребительских товаров (CGi). Данные теоретические предпосылки приводят к следующей спецификации модели: RTi= (MINCi, , MGi, RTi-1, СGi).Для модели платных услуг населению (PSi) выбраны следующие факторы, денежные доходы населения; уровень оказываемых услуг, сложившийся в предыдущем периоде (PSi-1): розничный товарооборот: уровень цен на услуги (). В результате получена следующая спецификация уравнения: PSi = f2(MINi, , PSi-1, RTi)[20,c.46]
Согласно проведенному анализу факторов и предложенных спецификаций моделей для розничного товарооборота и платных услуг населению, были определены показатели, объясняющие их динамику. Все временные ряды (В.р.) показателей сформированы на поквартальной основе с 1 квартала 1997 г. по IV квартал 2008 г. Условные обозначения В.р. показателей, используемых для прогнозирования потребительского рынка, приведены в таблице 2.1.
  Основой 
построения качественной модели является 
эконометрический анализ исходных В.р., 
цель которого - установление типа (стационарный, 
нестационарный) и анализ структурных 
изменений ряда (выбросы, изменение тренда, 
изменение уровня, наличие сезонности). 
Для определения порядка интегрированное 
В.р. использовались тесты Дики-Фуллера, 
Филлипса-Перрона, Квятковского-Филлипса-Шмидта-
 Построение 
уравнений проводилось в 
Исходя из проведенного эконометрического анализа В.р., используемых в модели показателей и предложенной спецификации, модель для реального розничного товарооборота имеет вид:
Таблица 2.1
Условные обозначения временных рядов показателей
| Условное обозначение временного ряда | Показатель | 
| Розничный товарооборот, включая общественное питание, в фактически действовавших ценах, млрд.руб. | |
| MINCi | Денежные доходы населения, в текущих ценах,млрд.руб. | 
| MGi | Импорт товаров по данным платежного баланса, млн.долл.США | 
| CGi | Производство потребительских товаров, в отпускных ценах, млрд. руб. | 
| Индекс потребительских цен, 2000г. = 1 | |
| PSi | Платные услуги населению, в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | 
| Индекс потребительских цен на услуги, 2000г. =1 | 
на данных с I квартала 1997 г. по IV квартал 2008 г.[20,c.50] -
(2.1)
ln(RTi/) = 0.486ln(MINCi /) + 0,144nMGl +
+0,33ln(RTi-1/ )+ 0,334∆ln (CGi/ cpilb)- 2,264-
- 0,071 DS(2003,2008,l)i 
+ 0,009DT(2005:l,2008:4)I ; 
 
на данных с 1 квартала 1997 г. по IV квартал 2007 г. [20,c.50] -
(2.2)
ln(RTi /) = 0,480ln{MINCi 
/ ) + 0,150∆lnMGi + +0,335 ln(RTi-1/) + 0,301∆ln 
{CGi /) -2,194-   -0,077 DS(2003,2007,l)i +0,011 
DT(2005:l,2007:4)i , 
где ∆ -оператор 
взятия первых разностей. 
Фиктивные переменные моделируют сезонность (падение уровня реального розничного товарооборота) в I квартале с 2003 г. (DS(2003,2008,1),) и изменение тренда в исследуемом показателе с I квартала 2005 г. (DT(2005:l,2008:4)i). Необходимость использования фиктивных переменных подтверждается как фактическими данными Республики Беларусь, так и их использованием в исследованиях других стран.
 Модель 
является устойчивой к изменениям входных 
данных, что объясняется неизменностью 
ее коэффициентов на различных временных 
промежутках, знаки при параметрах 
уравнений сохраняются.[20,c.
 Таблица 
2.2 
 Значения 
критериев оценки качества уравнений 
(2.1) – (2.4) 
| Урав нение | R2 | R2d | SER | DW | JB | BG | 
 | МАРЕ, % | 
| 2.1 | 0.975 | 0.971 | 0.058 | 1.534 | 0.15(0.93) | 1.25(0.30) | 1.38(0.22) | |
| 2. 2 | 0.967 | 0.961 | 0.059 | 1.531 | 0.17(0.92) | 1.33(0.28) | 1.44(0.21) | 2.91 | 
| 2.3 | 0.693 | 0.653 | 0.048 | 1.923 | 1.11(0.57) | 0.74(0.48) | 0.81(0.69) | |
| 2.4 | 0.696 | 0.653 | 0.050 | 1.887 | 1.18(0.55) | 0.73(0.49) | 0.78(0.72) | 2.06 | 
*Примечание. 
В скобках указано р-значение 
соответствующей статистике 
Проведенные исследования и построенная эконометрическая модель показали, что основным фактором, определяющим розничный товарооборот Республики Беларусь, являются денежные доходы населения. Потребности населения страны удовлетворяются за счет производства потребительских товаров и их импорта. Немаловажное значение имеет ранее сложившийся уровень продаж. Таким образом, согласно уравнению (2.1), рост на 1 % реальных денежных доходов населения и сложившегося уровня продажи товаров вызовет повышение реального розничного товарооборота Республики Беларусь на 0,486 и 0,333% соответственно. Прирост производства потребительских товаров и их импорта на ту же величину будет способствовать увеличению эндогенного показателя на 0,334 и 0.144% соответственно.