Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы повышения уровня и качества жизни населения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая,а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОДО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ     
1.1.  Предпочтения потребителя и полезность ______________________ 6
1.2. Потребление, качество и уровень жизни населения, и его 
составляющие ___________________________________________________9
1.3. Международные системы показателей качества жизни
 населения______________________________________________________14
1.4. Методика построения интегрального показателя
качества  жизни населения _____________________________________ 18
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РБ
2.1. Показатели потребительского рынка Республики
Беларусь, анализ их тенденций _________________________________ 26
2.2. Факторы, определяющие динамику развития
потребительского  рынка ______________________________________ 31
2.3. Эконометрические модели потребительского рынка ____________ 34
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
3.1. Сущность государственного регулирования
потребительского  рынка _______________________________________ __ 41
3.1.1. Потребительский рынок и доходы населения _________________ __ 43
3.2. Зарубежный опыт регулирования потребительского
рынка _______________________________________________________ __ 44
3.3. Современные подходы к регулированию потребительского рынка Республики Беларусь ____________________________________________ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рис. 1.2 – Интегральный показатель качества жизни в регионах РБ
Следует 
отметить, что в 1995 г. наилучшими по 
качеству жизни были город Минск 
и западные районы нашей страны, 
в 2006 г. в лидерах оказались столица, 
Брестская и Минская области. 
Неизменными аутсайдерами на протяжении 
всего времени являются Гомельская, 
Могилевская и Витебская 
Таблица 1.5
Группировка областей по интегральному показателю
| Области | 1995 | 2000 | 2006 | 
| Брестская | 2 | 2 | 2 | 
| Витебская | 3 | 3 | 3 | 
| Гомельская | 3 | 3 | 3 | 
| Гродненская | 2 | 2 | 3 | 
| Минск | 1 | 1 | 1 | 
| Минская | 3 | 2 | 2 | 
| Могилевская | 3 | 3 | 3 | 
     Рассчитано 
по таблице 1.4 
 
 
 
2. 
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ 
РЫНОК РЕСПУБЛИКИ 
БЕЛАРУСЬ 
2.1. Показатели потребительского рынка Республики Беларусь, анализ их тенденций
 Потребительский 
рынок Республики Беларусь, демонстрировавший 
стабильный рост в последнее десятилетие, 
определяется широким кругом показателей. 
Среди них важными 
 Платные 
услуги населению - это результат 
деятельности предприятий, организаций 
всех форм собственности и 
Согласно статистическим данным, в 2008 г. [16,17] темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 120,5% к уровню 2007 г., а платных услуг населению - 113,9% (при прогнозе 110-111 и 109-110% соответственно [18]). Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459, в 2009 г. розничный товарооборот прогнозируется в сопоставимых ценах по отношению к 2008 г. на уровне 116-117%, платные услуги - 113-114%.
Динамика потребительского рынка свидетельствует об уровне жизни населения. Это связано с тем, что расходы на покупку товаров и оплату услуг составляют свыше 80% (рис.2.1) от всех денежных расходов населения (65,2-67,2%) приходится на розничный товарооборот и 15,2-16,5% - на платные услуги). В 2008 г. на покупку товаров они выросли, а на оплату услуг снизились.
Рис. 2.1 – Структура денежных расходов населения РБ
 В 2008 
г. розничный товарооборот, включая 
общественное питание, через все 
каналы реализации и платные услуги 
населению составили в 
Оборот розничной торговли в 2008 г. в большей степени формировался за счет торговых организаций (69%). Доля продаж, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, физическими лицами и созданными в результате перерегистрации индивидуальных предпринимателей частными унитарными предприятиями, торгующими в специально обустроенных помещениях, на рынках, в киосках, палатках и на других объектах, в 2008 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом на 3%. Организациями общественного литания в 2008 г. реализовано продукции на 2,4 трлн. руб., что в сопоставимых ценах на 9,2% больше, чем в 2007 г. [16].
 В структуре 
общего объема розничного товарооборота 
удельный вес продовольственных 
товаров в 2008 г. составил 49%, непродовольственных 
-51%. В 2007 г. - соответственно 51 и 49% (рис. 
2.2). Населению продано 
25,7 трлн. руб., т.е. соответственно ПО и 131,6% к уровню 2007 г. Динамика розничного товарооборота этих товаров приведена на рис. 2.3.
Товары отечественного производства составляли в 2008 г. 78,8% общего объема товарооборота магазинов (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности), в том числе продовольственных товаров - 85,9%, непродовольственных - 69,3% [16]. Более 95% всей стоимости купленного мяса и птицы - продукция отечественного производства.
Рис. 2.2 – Динамика доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота РБ
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 2.3 
– Динамика розничного товарооборота 
продовольственных и непродовольственных 
товаров РБ, в фактически действовавших 
ценах 
  То 
же можно сказать и о колбасных 
изделиях и копченостях, сырах, 
сахаре, яйцах, животном масле и мясных 
консервах. В продажах 
растительного масла, а также рыбы и пищевых 
морепродуктов, включая 
сельдь, большая доля товарооборота приходится 
на продукцию импортного 
производства (их доли в общем объеме продаж 
этих товаров - 62 и 57,9% 
соответственно), однако и для них удельный 
вес отечественных продуктов в 
2008г. немного повысился. Из основных непродовольственных 
товаров население предпочитает покупать 
импортные синтетические моющие средства, 
стиральные машины и лекарственные средства 
(в 2008 г. их доли в общем объеме продаж таких 
товаров колеблются от 58,8 до 78,5%). Однако 
в большинстве своем отечественные непродовольственные 
товары вытесняются импортными.
 Социально-экономическое 
положение населения 
 Рост 
благосостояния населения республики 
способствовал увеличению спроса на 
бытовые, туристско-экскурсионные услуги 
и услуги социальной сферы. В 2008 г. через 
все каналы реализации бытовых услуг 
оказано на сумму 1,7 трлн. руб., что 
в сопоставимых ценах к уровню 
2007 г. больше на 25,8% при прогнозе 115,5%. 
Темп роста объемов туристско-
Наиболее быстро в 2008 г. развивались услуги культуры (121 % при прогнозе 112%) и медицинские. Высокими были темпы развития услуг учреждений образования (их объем по организациям всех форм собственности увеличился на 11,5% по сравнению с уровнем 2007 г. при прогнозе на год 108%), а также связи, транспортных, банков, санаторно-оздоровительных.
В 2008 г. наблюдалось существенное отставание темпов роста жилищно-коммунальных услуг-98,5%) (прогноз - 104,7%), имеющих наибольший удельный вес в общем объеме реализации платных услуг. Это связано с сокращением потребления коммунальных услуг в результате внедрения индивидуальных приборов учета расхода ресурсов, внедрения новых прогрессивных типов оборудования и энергосберегающих технологий.
 Повышение 
жизненного и культурного уровня 
населения обусловливает 
Несмотря на положительную динамику розничного товарооборота и платных услуг населению, мировой экономический кризис сказался и на них. Увеличение объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе 2009 г. составило 12.3% по сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 г. [17]. Однако по сравнению с предыдущим месяцем он сократился сразу на 22,1% [14]. И это несмотря на ажиотажный спрос па непродовольственные товары в начале января 2009 г., вызванный девальвацией национальной валюты на 20,5%. За январь 2009 г. было куплено 29,9 тыс. холодильников (па 126% больше, чем за январь 2008 г.), 17,4 тыс. стиральных машин (на 40% больше), 42.3 тыс. цветных телевизоров (на 20% больше) [19]. Однако необходимо отметить, что повышенный спрос на крупную бытовую технику наблюдался еще до девальвации в декабре 2008 г.
При росте спроса на непродовольственные товары произошло снижение продаж продовольственных. В январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. было продано меньше мяса и мясных продуктов, сыра, сливочного и растительного масла, макаронных изделий, яиц (на 15%, 22, 15, 13. 36 и 40% соответственно), рыбы (более чем в 2 раза) [19]. Произошло значительное сокращение физических объемов продаж указанных продовольственных товаров и по сравнению с январем 2008 г. Однако наблюдается рост продаж сахара и круп по сравнению с предыдущим месяцем (на 7 и 15% соответственно), что можно объяснить девальвацией и инфляционными ожиданиями населения.
Отсутствие статистических данных по платным услугам, оказанным населению в январе 2009 г., не позволяет определить их динамику, однако можно предположить, что пессимистические ожидания, связанные с мировым финансовым и экономическим кризисом, снизят уровень развития этой сферы.
 Таким 
образом, очевидно, что снижение благосостояния 
населения вследствие экономического 
кризиса (падение реальных денежных доходов 
и сбережений, рост безработицы, девальвация 
национальной валюты, пессимистические 
ожидания) отрицательно скажется на дальнейшей 
динамике потребительского рынка Республики 
Беларусь[12,с.152]. 
 
2.2 Факторы, определяющие динамику развития потребительского рынка
На протяжении 
последних десятилетий 
Стремительное увеличение потребительского рынка, обусловленное повышением платежеспособного спроса населения, обеспечивается положительной динамикой реальных денежных доходов населения (рис. 2.4 стр. 32).