Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Курсовая работа выполнена на примере  МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы  управления основными производственными  фондами организации: сущность, состав  и структуру основных производственных  фондов.
2. Провести технико-экономический анализ организации на примере МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула: дать общую характеристику предприятия, изучить сильные и слабые стороны, провести SWOT-анализ и финансовый анализ деятельности МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула.
3. Рассчитать и проанализировать структуру и динамику изменения основных производственных фондов МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия………………………………………………………………………4
1.1.Сущность, состав и структура  основных производственных фондов……4
1.2. Оценка основных производственных фондов………………………9
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия, структура его основных фондов и динамика ее изменения………………………………….19
2.1. Технико-экономическая характеристика МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула………………………………………………………………………  19
2.2. Структура  основных фондов предприятия и динамика ее изменения. 27
Глава 3. Система показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов. ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложения……………………………………………………………………..42
Муниципальное унитарное 
предприятие «Горэлектротранс» 
расположено по адресу: РФ, Алтайский край, г. Барнаул, 
ул. Гридасова, д.5.  
Учредителем предприятия выступает муниципальное 
образование г. Барнаула и   края 
в лице Комиссии по управлению муниципальной 
собственностью г. Барнаула. Работодателем 
руководителя предприятия является глава 
администрации г. Барнаула. МУП «Горэлектротранс»  
действует на основе хозяйственного расчета 
и самофинансирования. 
 Целью создания предприятия является транспортное 
обслуживание населения, организация 
оперативного управления пассажироперевозками.  
Предприятие вправе осуществлять следующие 
виды деятельности:  
- перевозка пассажиров городским транспортом;  
- использование имущества для размещения 
рекламы;  
- все виды внешнеэкономической деятельности 
в соответствии с действующим законодательством;
- строительные и ремонтно-строительные работы;  
- ремонт электрических машин и аппаратов;  
- организация диспетчерского обслуживания 
городского электротранспорта и автотранспорта;  
- ремонт узлов автомобилей;  
- ремонт автотракторной техники;  
- торгово-закупочная деятельность [19, 
с. 1].
          
Рассмотрим организационную 
- трамвайное депо №1;
- трамвайное депо №3;
- троллейбусное депо;
- служба пути;
- служба движения,
- производственно-технический комплекс;
- энергослужба;
- служба СЦБ и связи;
- транспортная служба;
- служба сбора выручки и контроля;
- вневедомственная охрана;
- управление.
МУП «Горэлектротранс» возглавляется директором, назначенным на эту должность Учредителем.
Взаимоотношения работников и руководителя предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде и коллективным договором.
        
Проанализируем структуру 
Управление на предприятии осуществляется только директором, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем
вопросам, относящимся 
к руководимой им части объекта, 
и несет ответственность за его 
работу перед вышестоящим 
Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок.
Таблица 3
Анализ сильных и слабых сторон МУП «Горэлектротранс»
Факторы  | 
  Сильные стороны  | 
  Слабые стороны  | 
Маркетинг  | 
  
  | 
  
  | 
Финансы  | 
  
  | |
Производство  | 
  
  | 
  
  | 
Организация  | 
  
  | 
  
  | 
Выводы: Слабые стороны финансового фактора превосходят сильные, желательно скорейшее изменение сложившейся ситуации. Главный изъян – в производственном факторе – большие затраты на оказание услуги, это приведет к тому, что увеличит стоимость производимой услуги. Существенным минусом организационного фактора является недостаточная мотивация сотрудников. Необходимо разработать стратегию развития кадрового потенциала предприятия.
Таблица 4
Анализ опасностей и возможностей деятельности организации.
Угроза  | 
  Возможность  | 
  Последствия для предприятия  | 
  Возможные меры для избежания угрозы или не использования возможностей  | 
Потеря потребителя  | 
  Финансовые потери, а в случае потери крупного потребителя, значительные; возможно, уменьшение заработной платы рабочих или сокращение штата.  | 
  Всевозможные меры для удержания потребителя: дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с потребителем.  | |
Появление потребителя  | 
  Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств  | 
  Рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок.  | |
Преимущ-ва конкурентов  | 
  Потеря потребителей как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка.  | 
  Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами.  | |
Слабость конкурентов  | 
  Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов.  | 
  Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка.  | |
Потеря поставщика  | 
  Срыв поставок, финансовые убытки, потеря потребителей, падение авторитета предприятия, поиск нового поставщика.  | 
  Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы.  | |
Появление нового поставщика  | 
  Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов.  | 
  Перезаключение договоров   | |
Введение дополнит-ых налогов  | 
  Повышение стоимости услуги  | 
  Попытка получения налоговых льгот  | |
Предоставле- ние государством субсидий  | 
  Снижение стоимости услуги, расширение предприятия и увеличения объемов производства.  | 
  Попытка получения новых субсидий.  | 
Вывод: практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации предприятия. И наоборот, любая возможность дает предприятию шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.
Рассмотрим основные показатели производственной деятельности МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула в динамике за 2007-2008г. (таб. 5). Так основной деятельностью является перевозка пассажиров городским транспортом, производственная мощность предприятия выражается в пассажирообороте. В 2007г. данный показатель составлял 140,0 млн. км в год, в 2008г. 139,6 млн. км в год, что 0,3% меньше. Среднесписочное количество подвижного состава в 2007г. составляло 330 единиц, в 2008г. 324 единицы, так как произошло списание 6 трамваев и поступление 2 троллейбусов. На данном подвижном составе перевезено пассажиров в 2007г. 43,1 млн. чел., в 2008г. на 43 млн. чел. Объем продукции на предприятии измеряется вагонно-машинно часах, из таблицы видно, что объем продукции (услуги) уменьшился. Все показатели говорят об уменьшении мощности предприятия в связи с тем, что подвижной состав изношен и устарел и не может выполнять работу используя всю мощность.
Таблица 5
Основные показатели производственной деятельности
№ п/п  | 
  Основные показатели производственной деятельности  | 
  Ед. измер.  | 
  2007г.  | 
  2008г.  | 
  Отношение 2008г. к 2007г. в %  | 
1  | 
  Среднесписочное количество п/состава  | 
  ед.  | 
  330  | 
  324  | 
  98,2  | 
2  | 
  Поступило п/состава  | 
  ед.  | 
  1 троллейбус  | 
  1 троллейбус  | 
  100  | 
3  | 
  Списано п/состава  | 
  ед.  | 
  6 трамваев  | 
  ||
4  | 
  Перевезено пассажиров всего  | 
  млн. чел.  | 
  43,1  | 
  43  | 
  99,8  | 
5  | 
  Пассажирооборот  | 
  млн. км  | 
  140,0  | 
  139,6  | 
  99,7  | 
6  | 
  Объем продукции  | 
  ваг.маш. час.  | 
  983500  | 
  972000  | 
  98,8  | 
       Далее 
можно рассчитать различные 
1. Средняя списочная 
численность. Она рассчитываетс
2. Коэффициент общего оборота = (число принятых + число уволенных) / численность среднесписочная.
3. Коэффициент оборота по приему = число принятых/численность среднесписочную.
4. Коэффициент оборота по выбытию = число уволенных/численность среднесписочную.
5. Коэффициент текучести = (число уволенных по собственному желанию + число уволенных за нарушение дисциплины)/численность среднесписочную.
Все вышенайденные показатели и коэффициенты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели движения кадров за 2007-2008г.
показатель  | 
  количество (чел.) 2007г.  | 
  количество (чел.) 2008г.  | 
Численность плановая  | 
  2988  | 
  2895  | 
Численность среднесписочная  | 
  2764  | 
  2684  | 
Численность на начало года  | 
  2812  | 
  2715  | 
Численность на конец года  | 
  2715  | 
  2653  | 
Число принятых за год  | 
  631  | 
  564  | 
Число уволенных за год всего, в том числе: За прогулы По собственному желанию По сокращению  | 
  728 
 33 598 97  | 
  626 
 28 543 55  | 
Коэффициент общего оборота  | 
  49,16 %  | 
  44,34%  | 
Коэффициент оборота по приему  | 
  22,83%  | 
  21,01%  | 
Коэффициент оборота по выбытию  | 
  26,34%  | 
  23,32%  | 
Коэффициент текучести  | 
  22,82%  | 
  21,27%  | 
Наибольший удельный вес в структуре персонала в 2007 и 2008гг. занимает категория «рабочие» (табл. 7).
Таблица 7
Структура персонала МУП «Горэлектротранс»
2007г.  | 
  Удельный вес в %  | 
  2008г.  | 
  Удельный вес в %  | |
Рабочие  | 
  2384  | 
  84,8  | 
  2303  | 
  84,8  | 
Руководители  | 
  127  | 
  4,5  | 
  125  | 
  4,6  | 
Специалисты  | 
  244  | 
  8,7  | 
  235  | 
  8,7  | 
Служащие  | 
  57  | 
  2,0  | 
  52  | 
  1,9  | 
Всего  | 
  2812  | 
  100,0  | 
  2715  | 
  100  |