Мировая экономика (тема № 5) и международные экономические отношения (тема № 15)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 03:46, контрольная работа

Описание

Трамповое судоходство — морское судоходство, при котором работа грузовых транспортных судов не связана с постоянными районами плавания. Транспортное обеспечение — система, представляющая собой совокупность технических и технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, форм и методов управления транспортными операциями и процессами на всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и обращения продукции. Все элементы транспортного обеспечения находятся в тесном взаимодействии и взаимных связях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг…… …..5
2. Динамика и структура международной торговли услугами………………..9
3. Государственное и международное регулирование торговли услугами...13
4. Международный туризм и международные транспортные услуги в
системе МЭО…………………………………………………………………..15
5. Электронная торговля………………………………………………………..18
6. Понятие и размеры транспортной системы мира…………………..……...21
7. Структура рынка транспортных международных услуг……………..…..23
8. Сущность и виды международных транспортных операций…………..…26
9. Конвенции и соглашения о международных перевозках………………….30
10. Проблемы развития международного транспорта в России………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

К-р Мир. экономика и МЭО Дяченко В.А..docx

— 75.02 Кб (Скачать документ)

Содержание

Мировая экономика (тема № 5) и

международные экономические отношения (тема № 15)

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1.  Услуги в современной  мировой экономике. Классификация  услуг…… …..5

2.  Динамика и структура  международной торговли услугами………………..9

3.  Государственное и международное регулирование  торговли  услугами...13

4.  Международный  туризм  и  международные  транспортные  услуги  в

      системе  МЭО…………………………………………………………………..15

5.  Электронная торговля………………………………………………………..18

6.   Понятие и размеры транспортной системы мира…………………..……...21

7.   Структура рынка транспортных международных услуг……………..…..23

8.   Сущность и виды международных транспортных операций…………..…26

9.   Конвенции и соглашения о международных перевозках………………….30

10. Проблемы развития международного транспорта в России………………32

Заключение………………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………………37

 

 

 

Введение

 

Ускорение развития сферы  услуг для воздействия на экономический  рост  – главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

   Как известно, в  последние годы наблюдается тенденция  повышения роли услуг, причем  рост сферы услуг опережает  рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится  на международную торговлю услугами.  Сфера услуг выросла в крупнейший  сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно  больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности  занятых, кроме того она способствует  росту технической оснащенности  труда, внедрению более совершенных  технологий и т.д. Причем ни  в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается  негативно. 

   На развитие сферы  услуг большое влияние оказывает  научно-техническая революция: появляются  новые виды услуг, повышается  качество обслуживания, снимаются  технические барьеры в передаче  некоторых услуг, что открывает  для них мировой рынок. 

   Итак, можно сказать,  что на протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является  одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Товары, являющиеся предметом  экспортной сделки, перемещаются по морю, воздуху, суше, трубопроводом или  путем комбинации этих видов транспорта. Перевозка одним из этих видов  транспорта называется прямой, а при  использовании нескольких видов  транспорта — смешанной или комбинированной.

Примерно ¼ международной  торговли услугами приходится на транспортные услуги. Регулирование этой торговли осуществляется на основе двусторонних соглашений.

Линейное судоходство  — специфическая форма транспортных услуг, при которой перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку генеральных грузов сборными отправками по заранее объявленному расписанию. При этом используются для всех отраслей стандартный договор морской перевозки и стабильные цены.

Трамповое судоходство —  морское судоходство, при котором  работа грузовых транспортных судов  не связана с постоянными районами плавания,

Транспортное обеспечение  — система, представляющая собой  совокупность технических и технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, форм и методов управления транспортными операциями и процессами на всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и обращения продукции. Все элементы транспортного обеспечения находятся в тесном взаимодействии и взаимных связях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг

 

Одной из важнейшей закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста  и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение  в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в  сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости  в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных  технологий.1 Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Торговля услугами также  широко развита, как и международная  торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

неосязаемость

невидимость

неразрывность производства и потребления

неоднородность и изменчивость качества

неспособность услуг к  хранению

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым  экспортом или импортом. Однако и  в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает  ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной  документации.

    Не все виды  услуг в отличие от товаров  пригодны для широкого вовлечения  в международный оборот, например  коммунальные услуги. Сфера услуг,  как правило, в большей степени  защищена государством от иностранной  конкуренции, чем сфера материального  производства.2

  Все многообразие  услуг в современной развитой  экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных  подразделений общей весьма разнородной  структуры: 

Транспорт:

пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)

грузовой (международная перевозка грузов)

Поездки:

деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими  по делу: командировки)

личные (например, туризм)

Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между  резидентами и нерезидентами)

Строительство

Страхование

Финансовые услуги

Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области  компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

Роялти и лицензионные платежи

Другие бизнес – услуги:

посреднические услуги

лизинг

прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные  и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

10.  Личные, культурные, рекреационные  услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

11.  Правительственные  услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые  международными организациями по  сохранению мира)

20% всей мировой торговли  приходится на торговлю услугами. По данным ВТО, в 1998 г. мировой  экспорт услуг составил 1,2 трлн. долларов, что на 2% меньше, чем в предыдущем  году.

Участие ведущих стран  в мировом экспорте услуг в 1998 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания – 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия – 5,4, Япония -  4,7, Нидерланды и Испания  – по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия  – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань  – 1,3.3

Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой  торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.4

В наиболее общем виде оценить  участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно  развитых стран.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

Роль услуг в экономике  стран оценивается также с  помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и  импортеры услуг. Так, отрицательное  сальдо баланса услуг Германии –  крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы услуг  в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических  связях страны в сфере услуг.

Достаточно информативным  является коэффициент относительной  экспортной специализации стран  на торговле услугами, рассчитанный как  отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень  специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого  показателя свидетельствует о высокой  степени развитости экономики, в  которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.5

Однако сфере услуг, международной  торговле услугами  оказывалось  недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с  растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость  создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий  Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

В настоящее время Всемирная  торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом  доступа на национальный рынок для  зарубежных партнеров.

  1. Динамика и структура международной торговли услугами

 

Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

В параметрах экономической  динамики действие этих факторов проявлялось  в расширении спроса на услуги со стороны  основных агентов хозяйственного процесса. Доля затрат на услуги в сумме потребительских расходов населения за 2003 – 2006 гг. в США повысилась с 51 до 59%, во Франции – с 38 до 47%, Великобритании – с 39 до 48%, Японии – с 51 до 58%. Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны современного хозяйства. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам, 50 – 80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства.

Расходы на услуги выросли  в крупную статью производственных издержек фирм разной отраслевой принадлежности. Так, в США за 2007 – 2012 гг. в частном секторе расходы только на деловые услуги в процентах к конечному продукту в частном секторе хозяйства выросли с 6,5 до 9,4%, в обрабатывающей промышленности – с 10,0 до 16,2%, в здравоохранении – с 4,4 до11,6%. Подобные затраты особенно значительны в самих отраслях услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности.

Расширение позиций и  структурное усложнение сферы услуг  происходит как в результате возникновения  новых производств (таких как  компьютерные услуги, услуги электронных  информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.6

Информация о работе Мировая экономика (тема № 5) и международные экономические отношения (тема № 15)