Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций
Республика  Беларусь — молодое независимое  государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. 
      Национальная  экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).
      Национальная  экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.
1.1. Понятие национальной экономики.
      1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
      1.3. Основные макроэкономические показатели  и пропорции НЭ.
       1.4. Типы национальных хозяйственных систем.
Республикой 
Беларусь, первой из стран СНГ, была 
разработана и в 1997 году одобрена Правительством 
Национальная стратегия устойчивого развития 
(НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004 
г. завершена разработка и утверждена 
Правительством Национальная стратегия 
устойчивого социально-экономического 
развития Республики Беларусь на период 
до 2020 года. 
8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь.
Экономическая безопасность – это такое состояние национальньой экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
Основными внутренние факторы, создающими угрозу экономической безопасности Республики Беларусь:
1) недостаточная 
конкурентоспособность 
2)изношенность производственных мощностей;
3) недостаточно 
эффективная система внедрения 
результатов исследований и 
4) малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
Внешние факторы, создающих угрозу экономической безопасности Республики Беларусь:
1) принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;
2) возрастание цен на импортируемые товары, ресурсы и услуги;
3) вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта продукции;
4) нарушение экономических соглашений странами-партнерами;
5) применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь;
6) непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;
7) ужесточение 
технических и экономических стандартов 
и требований. 
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
1) производственная;
2)финансовая;
3) продовольственная;
4) энергетическая;
5) инфраструктурная;
6) инновационная;
7) внешнеэкономическая. 
Производственная безопасность — определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом внешнеэкономических связей.
Для повышения производственной безопасности необходимо:
Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, золотовалютным запасом, размером внешнего и внутреннего долга, нормализацией финансовых потоков.
На 01.01.2010 года нешний государственный долг Республики Беларусь составил 16,5 % ВВП при пороговом значении экономической безопасности 50 % ВВП.
  Основная 
задача обеспечения финансовой безопасности 
Беларуси - улучшение финансового состояния 
организаций реального сектора экономики, 
уменьшение числа убыточных производств. 
Продовольственная безопасность предполагает, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.
Для обеспечения продовольственной безопасности национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100 % обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70 %.
На внутренний 
потребительский рынок для 
Энергетическая безопасность предполагает достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения комфортных условий проживания населения.
Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.
      Энергетическая 
безопасность Беларуси зависит не только 
от бесперебойных поставок энергоресурсов, 
но и от эффективности 
      Одним 
из перспективных направлений 
  Для 
повышения энергетической безопасности 
страны планируется выполнить 
  Инфраструктурная 
безопасность 
предполагает развитие производственной 
(транспорт, связь, электро-, газо- водоснабжение 
и др.) и социальной ифраструкутры (торговля, 
ЖКХ, система здравоохранения и образования, 
предприятия бытового обслуживания и 
др.). Для РБ, учитывая географическое положение 
и открытый характер экономики, прриоритетное 
значение имеют транспорт и связь. 
Инновационная безопасность предполагает вложение существенных средств в развитие науки и внедрение новых технологий.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
  В 
РБ доля затрат на исследования и разработки 
в валовом внутреннем продукте (наукоемкость 
ВВП) составляет в 2009 году 0,77%, что на 0,06% 
меньше, чем в 2008 году. 
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.
  Для 
укрепления внешнеэкономической 
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
1.Бункина М.К. Национальная экономика: учеб. Для вузов/ - М.: Логос, 2003.
2.Национальная экономика Беларуси: учеб./ В. Н. Шимов и др.;
Под ред. Д-ра эк. н., проф. В. Н. Шимова – 2-е изд., перераб. И доп. – Минск: БГЭУ, 2006.
3.Семенова Л. М. Размещение производительных сил:курс лекций / Л. М. Семенова, Т. А. Голубева – Гомель: Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2008.
4. Национальная экономика Беларуси: практикум для студентов эк. спец. И слушателей системы переподготовки кадров: С. Н. Лебедева и др. – Гомель: УО «Белорусский торгово-эк. ун-т потребит. кооперации», 2009.
 5.Шимов 
В.Н. Экономическое развитие Беларуси 
на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. 
Мн.: БГЭУ, 2003.                         
8. Беларусь и страны мира: стат. Сб. – Минск: М-во статистик и анализа РБ, 2009.
9. Беляцкая Н. Рынок продовольствия: необходимость государственного регулирования. // Агроэкономика. – 2006. - № 4. – с.10-14
10. Борисевич 
В. И. Планирование 
11. Ведущие 
отрасли социальной сферы Республики 
Беларусь: состояние и актуальные проблемы 
развития // Материалы постоянно действующего 
семинара руководящих работников республиканских 
и местных государственных органов. Мн.: 
Администрация Президента РБ, 2003.            
12. Гусаков В.Г., Котковец Н.Н.  Состояние, 
перспективы развития и государственной 
поддержки сельского хозяйства РБ на пути 
вступления в ВТО. // Белорусское сельское 
хозяйство.-2005. - № 7. – с.3-6                         
14. Инвестиции в строитенльство в Р: стат. Сб. – Минск: М-во статистики и анализа РБ, 2009.
15. Комплексный 
прогноз научно-технического прогресса 
в Республике Беларусь на 2001—2020 годы: 
В V т.   Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т. V.  .                             
18.Кучевский 
Н.Г. Транспорт Беларуси: интеграционные 
процессы. Мн.: ИООО «Право и экономика», 
2003.                         
21. РБ в цифрвх: стат.сб. – Минск: М-во статистики и анализа РБ, 2009.
22. Экономическая 
и национальная безопасность: чеб. 
Пособие для вузов/ под ред. 
Л. П. Гончаренко – М.: Экономика, 
2008. 
Нормативные правовые акты.