- По удельному 
  весу расходов на здравоохранение (6,2 % 
  от ВВП) Беларусь опережает 22 страны с 
  высоким уровнем развития человеческого 
  потенциала. 
- По удельному 
  весу государственных расходов на образование 
  (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из 
  лидеров на постсоветском пространстве. 
  Для примера аналогичные показатели у 
  Латвии и Эстонии составляют 5,3 %, у Литвы 
  - 5,2 %, у России — 3,6 %, у Казахстана — 2,3 
  %.
- Беларусь 
  входит в число сорока стран, где все роды 
  принимаются квалифицированным медицинским 
  персоналом. 
- Страна занимает 
  третье место в мире по количеству врачей 
  (455) на сто тысяч человек населения. Большим 
  количеством врачей располагают только 
  Куба (591) и Сент-Люсия (517). 
- Беларусь 
  достигла значительных успехов в борьбе 
  с детской смертностью (в возрасте до пяти 
  лет всего 12 случаев на тысячу живорожденных 
  малышей). В Украине этот показатель составляет 
  17 случаев, в России — 18 случаев, в Молдове 
  - 16 случаев, в Казахстане - 73 случая. В Беларуси 
  детская смертность ниже, чем в таких странах 
  ЕС. как Болгария (15 случаев) и Румыния 
  (19 случаев).
- Беларусь 
  имеет также наиболее благополучный среди 
  стран СНГ показатель материнской смертности 
  (18 случаев на сто тысяч живорожденных.
- Беларусь 
  входит в число тридцати четырех государств 
  мира, где все население имеет устойчивый 
  доступ к источникам питьевой воды улучшенного 
  качества. Такого показателя не достигла 
  ни одна другая страна СНГ.
Тема 
7 . МЕЖСТРАНОВАЯ 
И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ 
ИНТЕГРАЦИЯ
  -  
  Тенденции и факторы международной интеграции.
-  Интеграционные 
  процессы в экономике стран СНГ.
-  Экономическая 
  интеграция Беларуси и Российской Федерации.
7.1. 
Тенденции и факторы 
международной интеграции.
  Международная 
экономическая интеграция – переплетение 
хозяйственных связей между странами 
мира, которое ведет к слиянию национальных 
рынков, формированию единого мирового 
экономического пространства с единым 
рыночным режимом.
  Международная 
экономическая интеграция обусловлена 
рядом следующих факторов:
  -  углубление 
  международного разделения труда, специализация 
  и кооперация производства;
- ускорение 
  научно-технического прогресса, развитие 
  и внедрение информационных технологий;
- расширение 
  региональных группировок;
- формирование 
  региональных рынков;
- интернализация 
  хозяйственной жизни;
- создание 
  транснациональных корпораций и финансово-промышленных 
  групп.
После 
обретения независимости в 1991 году 
Беларусь впервые стала полноправным 
субъектом международного права. С 19 сентября 
1991 года БССР стала называться Республикой 
Беларусь. Вскоре Парламентом был принят 
первый законодательный акт о самостоятельной 
внешнеполитической деятельности республики. 
С конца 1991 года начался процесс признания 
мировым сообществом молодого белорусского 
государства. Первыми странами, признавшими 
Беларусь, стали Польша, США и Украина. 
К настоящему времени Беларусью установлены 
дипломатические отношения со 162 государствами. 
Республика имеет 65 дипломатических представительств 
в 46 странах мира, в том числе 44 посольства, 
2 постоянных представительства при международных 
организациях, 6 генеральных консульств, 
1 консульство, 12 отделений посольств. 
Беларусью подписано более 3 тыс. международных 
документов. В республике функционируют 
37 посольств, 2 отделения посольств (Швеции 
и Швейцарии), 1 торговое представительство 
(КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных 
консулов иностранных государств, 12 представительств 
международных организаций; по совместительству 
в Республике Беларусь аккредитовано 
82 посла иностранных государств.
Активно 
развивается и внешняя торговля 
Республики Беларусь со стракнми мира. 
В январе-ноябре 2009 года экспорт 
товаров и услуг составил 22 220 млн. 
долларов США, импорт товаров и услуг – 
27 034, 4 млн. долларов США, снизившись по 
сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 
36,5% и 30% соответственно. Дефицит торгового 
баланса за январь-ноябрь 2009 года составил 
6 099,1 млн. долларов США (на 19,2% больше, чем 
в январе-ноябре 2008 года).
  Основными 
задачами внешней политики Республики 
Беларусь являются:
  - содействие 
  построению стабильного, справедливого, 
  демократического миропорядка, базирующегося 
  на общепризнанных принципах международного 
  права;
- равноправная 
  интеграция Республики Беларусь в мировое 
  политическое, экономическое, научное, 
  культурное и информационное пространство;
- создание 
  благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических 
  условий для повышения уровня благосостояния 
  народа, развития политического, экономического, 
  интеллектуального и духовного потенциала 
  государства;
- обеспечение 
  защиты прав, свобод и законных интересов 
  граждан Республики Беларусь за границей;
- содействие 
  реализации национальных, культурных 
  и иных прав и законных интересов этнических 
  белорусов, выходцев из Республики Беларусь 
  и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, 
  проживающих за пределами ее территории;
- содействие 
  укреплению международной безопасности, 
  нераспространению оружия массового поражения 
  и контролю над вооружением;
- расширение 
  международного сотрудничества в области 
  предупреждения и ликвидации чрезвычайных 
  ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной 
  и гуманитарной сферах;
- привлечение 
  внешних интеллектуальных и научных ресурсов 
  в интересах образовательного, научного 
  и культурного развития Республики Беларусь;
- участие 
  в международном сотрудничестве в области 
  поощрения и защиты прав человека.
7.2. 
Интеграционные процессы 
в экономике стран СНГ.
  СНГ 
(Содружество Независимых Государств) 
– объединение суверенных государств: 
РБ, РФ, Украины, Казахстана, Туркменистана, 
Молдовы, Таджикистана, Армении, Кыргызстана 
(1991 год), Узбекистана (1992 год), Азербайджана, 
Грузии (1993 год), образованное в соответствии 
с договороми между ними в 1991, 1992 и 1993 годах. 
В апреле 1994 г. было подписано соглашение 
о создании зоны свободной торговли, в 
октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного 
экономического комитета (МЭК) как постоянно 
действующего органа Экономического союза. 
  Объективными 
причинами образования СНГ являлись 
следующие:
1) страны, 
входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы 
в силу того, что долгий период времени 
находились в одном государстве;
2) страны 
СНГ совместно обладают большими 
природными, человеческими и экономическими 
потенциалами, что дает им конкурентное 
преимущество
3) выгодное 
геополитическое положение: например, 
по территории СНГ проходит самый короткий 
путь из Европы в Юго-Восточную Азию;
4) относительно 
дешевая в мировых рамках рабочая сила 
и др.   
Стратегическими 
целями экономической интеграции стран 
СНГ являются: использование международного 
разделения труда; специализация и кооперирование 
производства; повышение уровня и качества 
жизни населения стран, входящих в союз. 
Развитие 
интеграционных процессов в СНГ связано 
с организацией субрегиональных образований 
и заключением двусторонних соглашений:
  - В октябре 
  2000 году был подписан Договор об учреждении 
  Евразийского экономического сообщества 
  (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, 
  Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, 
  Таджикистан, Узбекистан (принят в 2006 году). 
  Статус наблюдателя предоставлен Армении, 
  Молдове и Украине. Основная цель ЕврАзЭС 
  – эффективная реализация общих выгод 
  и национальных интересов его членов.
- В сентябре 
  2003 года подписано Соглашение о создании 
  Единого экономического пространства 
  (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, 
  Украины. При этом Россия, Беларусь и Казахстан 
  – приступили к формированию таможенного 
  союза. 
Основные 
характеристики взаимной торговли РБ 
со странами СНГ за 2009 год:
  - Объем внешней 
  торговли составил 27529 млн. долларов США, 
  что на 46,4% меньше, чем в 2008 году.
- Экспорт товаров 
  снизился на 35,1% по сравнению 2008 годом 
  и составил 9314 млн.долларов США.
- Импорт товаров 
  снизился на 41,2% по отношению к 2008 году 
  и составил 18215 млн. долларов США.
- Основные 
  страны, в которые происходит экспорт 
  продукции: Россия (72% от всего экспорта), 
  Украина (18,2%), Казахстан (3,4%), Молдова (1,8%), 
  Азербайджан (1,3%), Узбекистан (1,1%).
- Импорт продукции 
  в основном из РФ (91,8% от всего импорта), 
  Украины (7,1%), Молдовы (0,5%), Казахстана (0,4%), 
  Узбекистана (0,1%).
7.3. 
Экономическая интеграция 
Беларуси и Российской 
Федерации.
  Союз 
РБ и РФ – интеграционное образование 
двух стран СНГ, созданное в соответствии 
с Договор об образовании Сообщества Беларуси 
и России (1996 год), с 1997 года — Договор об 
образовании Союза Беларуси и России, 
а с 1999 года – Договор о создании Союзного 
государства Беларуси и России.
Основные 
Союзные программы:
  -  создание 
  компьютерных технологий программно-переналаживаемого 
  оборудования, новых материалов и инструментов 
  для обработки оптических деталей от микрооптики 
  до астрооптики из традиционных и нетрадиционных 
  оптических материалов;
-  разработка 
  и организация производства специального 
  технологического оборудования для изготовления 
  сверхбольших интегральных схем;
-  разработка 
  и освоение в серийном производстве семейства 
  высокопроизводительных вычислительных 
  систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) 
  и создание прикладных программно-аппаратных 
  комплексов на их основе;
-  разработка 
  опережающих технологий «двойного» применения 
  и гаммы современного оптического оборудования 
  на принципах управляемого формообразования;
-  создание 
  и организация серийного производства 
  комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных 
  машин на базе универсального мобильного 
  энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 
  2006-2009 годы;
-  создание 
  высокоэффективных и биологически безопасных 
 лекарственных препаратов нового поколения 
  на основе белков человека, получаемых 
  из молока трансгенных животных;
  7) применение 
метода вибросварки при изготовлении 
изделий из пластмасс для автомобильной 
промышленности. Использование высококачественного 
сетевого шнурка для сложной бытовой техники;
8) программа 
«Нанотехнологии — СГ»;
Основные 
характеристики экономических 
связей РБ и РФ за 2009 
год: 
  - Общий оборот 
  товаров и услуг с Российской 
  Федерацией составил 23 431 млн долларов 
  и уменьшился на 45,4 %, что связано с мировым 
  экономическим кризисом.
- Экспорт товаров 
  и услуг составил 6 713,9 млн долларов и снизился 
  на 57,2 %. Основными группами в экспорте 
  товаров явились: транспортные средства, 
  машины и оборудование, сельскохозяйственная 
  продукция и продукты питания. Основными 
  видами услуг, предоставленными резидентам 
  Российской Федерации, явились транспортные 
  услуги, услуги по статье «Поездки» и услуги 
  связи
-  Импорт товаров 
  и услуг уменьшился на 40,6 % по сравнению 
  с 2008 годом и сложился в размере 16 717,1  
  млн долларов. Основными группами в импорте 
  товаров: минеральные продукты, Основными 
  видами услуг, приобретенными у резидентов 
  Российской Федерации, явиляются транспортные 
  услуги (и услуги по статье «Поездки» .
- Отрицательное 
  сальдо внешней торговли товарами и услугами 
  составило 10 003,2 млн долларов, что на 29,5 
  % меньше, чем за 2008 год.
Тема 
8. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
  - Национальная  
  безопасности РБ и основные задачи ее 
  обеспечения.
  - Экономическая 
  безопасность Республики Беларусь. 
 
8.1. 
Национальная  безопасность 
РБ и основные задачи 
ее обеспечения. 
  Национальная 
безопасность – состояние защищенности 
жизненно важных интересов личности, общества 
и государства от внутренних и внешних 
угроз.
  Составные 
части национальной 
безопасности — безопасность в политической, 
экономической, военной, экологической, 
информационной и гуманитарной сферах.
  Концепция 
нациоанльной безопасности 
РБ – система взглядов относительно 
направлений, средств и способов защиты 
жизненно важных интересов личности, общества 
и государства.
  Основные 
объекты безопасности 
– личность, общество, государство.
  Основной 
субъект обеспечения 
безопасности – государство, действующее 
через органы законадательной, исполнительной 
и судебной власти.
  Основными 
задачами обеспечения национальной 
безопасности в Республике Беларусь являются:
  - определение 
  внешних и внутренних угроз национальной 
  безопасности;
- разработка 
  и реализация мер по предупреждению и 
  нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- достижение 
  сбалансированности политических интересов 
  граждан и государства, поддержка обществом 
  внутренней и внешней политики государства;
- обеспечение 
  суверенитета и территориальной целостности 
  страны, безопасности ее приграничного 
  пространства;
- динамичное 
  и устойчивое развитие экономики и повышение 
  уровня жизни населения, последовательная 
  реализация социально ориентированной 
  модели экономического развития;
- равноправное 
  и взаимовыгодное сотрудничество со всеми 
  государствами мира;
- сохранение 
  биосферы и среды обитания человека на 
  уровне, обеспечивающем воспроизводство 
  возобновляемых и рациональное использование 
  невозобновляемых природных ресурсов 
  с учетом удовлетворения разумных потребностей 
  нынешнего и будущего поколений;
- совершенствование 
  государственной системы предупреждения 
  чрезвычайных ситуаций и ликвидации их 
  последствий;
- поддержание 
  на необходимом уровне оборонного потенциала 
  государства;
- обеспечение 
  личной безопасности человека и гражданина, 
  соблюдение его конституционных прав 
  и свобод;
- совершенствование 
  законодательства и системы государственной 
  власти, укрепление правопорядка, сохранение 
  социально-политической стабильности 
  общества.