Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:43, курс лекций
Республика  Беларусь — молодое независимое  государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. 
      Национальная  экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).
      Национальная  экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.
1.1. Понятие национальной экономики.
      1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
      1.3. Основные макроэкономические показатели  и пропорции НЭ.
       1.4. Типы национальных хозяйственных систем.
В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:
• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;
• дальнейшее наращивание нормативного капитала;
• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
      • 
снижение общего уровня процентных ставок 
в экономике при условии 
• В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией;
• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.
6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.
Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год.
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.
Расходы 
бюджета определяются программами социально-экономического 
развития РБ и соответствующей административно-
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс РБ, сферой регулирования которого являются отношения возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
Доходы консолидированного бюджета за 2009 год.
  Исполнение 
бюджета определялось негативным влиянием 
мирового экономического кризиса. В консолидированный 
бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов, 
что на 15,4% меньше, чем в 2008 году. Формирование 
доходной части бюджета представлено 
в таблице 6.5.1. 
 
Таблица 6.5.1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2008-2009 годы, %
| Показатели | 2008 год | 2009 год | 
| 
 | 71,3 | 65,7 | 
| в том числе – налог на доходы и прибыль | 17,0 | 15,3 | 
| - налог на собственность | 3,1 | 2,6 | 
| - налоги на товары и услуги | 31,2 | 31,7 | 
| В том числе НДС | 17,4 | 19,2 | 
|  | 5,9 | 5,8 | 
| - налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 16,2 | 12,7 | 
| 
 | 22,1 | 25,2 | 
| 
 | 6,6 | 9,1 | 
| 
 | 100,0 | 100,0 | 
Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%).
Расходы консолидированного бюджета за 2009 год.
Расходы профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, что на 11,6% меньше, чем в 2008 году. Основные задачи в области политики расходов бюджета – сохранение достигнутого уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Расходы бюджета представлены в таблице 6.5.2.
Таблица 6.5.2. Расходы консолидированного бюджета РБ, млрд. рублей
| Показатели | 2008 год | 2009 год | 
| Расходы всего | 63811,3 | 63766,0 | 
| 1.Общегосударственные расходы | 10708,0 | 8053,5 | 
| 2.Национальная оборона | 1373,3 | 1323,7 | 
| 3.Судебная 
  власть, право-охранительная | 2325,8 | 2433,9 | 
| 4.Национальная экономика | 16494,9 | 16359,9 | 
| 5.Охрана окружающей среды | 537,1 | 396,9 | 
| 6.Жилищно-коммунальные 
  услуги и жилищное | 3109,6 | 3042,6 | 
| 7.Здравоохранение | 5024,9 | 5354,0 | 
| 8.Физическая культура, спорт, культура и СМИ | 1426,3 | 1414,2 | 
| 9.Образование | 6635,3 | 6767,1 | 
| 10.Социальная политика (с ФСЗН) | 16176,0 | 18620,1 | 
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составил 1 852 млрд. рублей или 1,4% к ВВП).
Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.
Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.
Мероприятия по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:
6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.
Социальный императив является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала при разработке и реализации государственной политики и реализуется через социальную политику государства – это деятельность государства и общественных институтов по вырботке и достижению комплекса целей социального развития государства, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и социальной защите граждан. Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:
Обобщающим 
показателем социального