Экономика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 99.48 Кб (Скачать документ)

65. ЭЛЕМЕНТЫ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Политика государства в области  финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно  отнести:

  • налоговую политику;
  • бюджетную политику;
  • денежно-кредитную политику;
  • ценовую политику;
  • таможенную политику;
  • социальную политику;
  • инвестиционную политику;
  • политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

  • источников формирования доходов государственного бюджета;
  • приоритетных направлений расходов бюджета;
  • допустимых пределов разбалансированности бюджета;
  • источников финансирования бюджетного дефицита;
  • принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

 В свою очередь, в составе  бюджетной политики приобретают  относительную самостоятельность  налоговая политика, инвестиционная  политика, политика управления государственным  долгом. Налоговая политика определяет  выбор состава налогов, размера  их ставок, льгот и санкций  по каждому виду налогов. Она  должна строиться на компромиссе  интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны  на принципе достаточности налогообложения.  Одновременно налогообложение не  должно подрывать мотивацию к  эффективной деятельности.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного  обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса  национальной денежной единицы; обеспечение  своевременности и бесперебойности  расчетов в народном хозяйстве и  в различных звеньях финансовой системы через регламентацию  и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью  финансового рынка через регламентацию  эмиссии и размещения государственных  и корпоративных ценных бумаг  и регулирование их оборота (курса  покупки и продажи) и др.

 В кредитно-денежной политике  относительную самостоятельность  приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в  ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная  политика.

Ценовая политика основана на регулировании  цен и тарифов на монопольные  товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных  инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия  по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов  наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

 Все большее значение приобретает  международная финансовая политика. В ее основе лежит управление  валютно-финансовыми и кредитными  отношениями в сфере международных  отношений, связанных как с  международным разделением труда,  с формированием и погашением  государственного долга, так и  с участием в деятельности  международных организаций, в  том числе и в международных  финансовых организациях.

 Международная финансовая политика  отдельных государств, как правило,  направлена на развитие производительных  сил своей страны, и соответственно  каждое государство старается  занять свое весомое место  на международных рынках сырья,  товаров, рабочей силы и капитала.

 Государство защищает свои  интересы через таможенную и  валютную политику, особенности  которых определяются степенью  заинтересованности государства  в расширении или сокращении  своего экспорта или импорта.  В соответствии с этим применяется  система таможенных платежей  или конкретный таможенный режим.  Основная цель таможенной и  валютной политики – сохранение  и увеличение золотовалютных  резервов государства. 

 Государство защищает свои  интересы и содействуя росту  авторитета страны, участвуя в  деятельности международных организаций,  принимая участие в формировании  финансовых фондов этих организаций  и в финансировании совместных  программ.

 Финансовая политика международных  финансовых организаций направлена  на оказание финансовой помощи  государствам, переживающим финансовый  кризис или испытывающим финансовые  трудности. Помощь, как правило,  оказывается в форме предоставления  кредитов или в форме реструктуризации  уже имеющегося внешнего государственного  долга. 

 Помощь международных финансовых  организаций оказывается не безвозмездно  и сопровождается рядом экономических  или политический условий, не  всегда выгодных для страны  заемщика.

 В период эволюционного развития  общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя  и внешняя финансовая политика  государства решает одну главную  задачу – обеспечение сохранения  и упрочения существующей в  государстве системы общественных  отношений.

64.Сущность финансовой  политики, ее осуществление, активизация и реализация

Любое государство для осуществления  своих функций и достижения определенных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической  политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и  социальное развитие общества.

 Т.о., финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

 Государство является главным  субъектом проводимой финансовой  политики. Оно разрабатывает стратегию  основных направлений финансового  развития на перспективу, определяет  тактику действий на предстоящий  период, определяет средства и  пути достижения стратегических  задач.

 Объектами финансовой политики  является совокупность финансовых  отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья  финансовой системы государства.

 Сущность любой экономической  категории, в том числе и  финансовой политики, проявляется  в ее функциях. Финансовая политика  выполняет 2 функции – фискальную  и экономическую.

Фискальная функция заключается  в увеличении формирующейся доходной база государства и рациональном ее использовании.

Экономическая функция сводится к  регулированию механизма перераспределения  национального дохода между территориями и отраслями хозяйствования.

 Сущность данной политики  заключается:

  • в том, что она порождается экономическими отношениями (общество не свободно в выборе финансовой политики и исходит из своих возможностей и условий объективной реальности);
  • она направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач (активное государственное влияние на общественное производство);
  • она воздействует на экономику и социальное развитие общества. Отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития данного общества.

Финансовая политика осуществляется в результате разработки финансовой стратегии и финансовой тактики.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий  решение, как правило, крупномасштабных задач.

 В процессе ее разработки  прогнозируются основные направления  развития финансов, намечаются принципы  их использования и организации;  решается вопрос концентрации  финансовых ресурсов на тех  направлениях развития экономики,  которые разработана и приняты экономической политикой. Финансовая тактика более гибка, чем финансовая стратегия, т. к. она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая тактика – это  методы решения финансовых задач  на важнейших участках финансовой стратегии.

 Финансовая тактика и финансовая  политика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития.

 Тактика позволяет в более  сжатые сроки и с наименьшими  затратами решать задачи стратегии.

 При активации финансовой  политики финансы используются  в общественном производстве  в направлении обеспечения экономических  интересов и стимулов.

Финансовые стимулы – это  экономические рычаги, действия которых  связано с материальными интересами субъектов хозяйствования.

 Финансовые стимулы группируются  следующим образом:

- финансовые стимулы, которые  позволяют обеспечить выбор наиболее  эффективных направлений инвестирования  ресурсов в общественное производство.

 В этой связи важно правильно  разрабатывать целевые программы  и обеспечивать их достаточными  ресурсами. При выборе основных  направлений инвестирования средств  необходимо большое внимание  уделить показателям финансоемкости и финансоотдачи. Они являются критериями выработки целевых программ.

 Финансоемкость – это количество финансовых ресурсов, требуемых на выполнение той или иной программы.

 Финансоотдача – это количество прибыли, получаемой на вложенные ресурсы.

 Основной задачей является  снижение финансоемкости и финансоотдачи.

 Финансовая политика реализуется  через финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать  и использовать финансовые ресурсы.

 Структура финансового механизма  отражает финансовую систему  с позиции группировки финансовых  отношений и состоит из 5 взаимосвязанных  блоков:

- финансовые методы;- правовое  обеспечение; - финансовые рычаги; - нормативное обеспечение; - информационное  обеспечение. Т. о., финансовая политика является:

1) экономической категорией, базирующейся  на полной и достоверной информации  и преследующая целью увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов (финансоемкость, финансоотдача);

2) разрабатывается органами исполнительной  власти, рассматривается и принимается  органами законодательной (или  представительной) власти;

3) осуществляется в результате  разработки стратегических и  тактических решений на основе  научного подхода;

4) реализуется через финансовый  механизм посредством финансовых  методов и рычагов;

5) обеспечивает управление всей  финансовой системой.

62.Классификация государственных  займов.

Государственные займы — это  основная форма государственного кредита, когда государство выступает  в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным  займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает  заемщиком, осуществляется в форме  государственных займов путем выпуска  государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются  правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся  на:

— свободно обращающиеся;

— размещаемые по подписке;

— принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

— краткосрочные (срок погашения до одного года);

— среднесрочные (до пяти лет);

— долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

— выигрышные (выплата доходов  осуществляется на основе лотереи);

— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

Информация о работе Экономика РФ