Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:28, курс лекций

Описание

В основе развития любой экономической системы лежат основные факторы - это природные ресурсы, средства производства и трудовые ресурсы.
История взаимодействия человечества и природы, особенно в последние десятилетия, показывает, что развитие экономики происходит, как правило, за счёт хищнического использования природных ресурсов.
Экологические проблемы поставили человечество перед выбором дальнейшего пути развития: по-прежнему ориентироваться на неоправданный рост производства, или тщательно учитывать реальные возможности природной среды и последствия человеческой деятельности в настоящем и будущем.

Содержание

Введение
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Экономика природопользования»
1.2. Основные закономерности взаимодействия общества и природы
1.3. Эколого-экономические концепции природопользования
1.4. . Принципы рационального природопользования

ТЕМА 2. Ресурсные факторы Российской Федерации
2.1. Природные ресурсы РФ
2.2. Население и трудовые ресурсы РФ
2.3. Размещение производительных сил общества
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Сущность, виды и функции оценок природных ресурсов
3.2. Рентный и затратный методы оценки природных ресурсов
3.3. Косвенные методы оценки природных ресурсов

ТЕМА 4. Плата за природные ресурсы
3.1. Функции платежей за природные ресурсы
3.2. Виды платежей за природные ресурсы
3.3. Система платежей за пользование природными ресурсами

ТЕМА 5. Управление природопользованием и охраной окружающей среды
5.1. Сущность и формы управления природопользованием
5.2. Уровни и задачи управления в природопользовании
5.3. Органы управления природопользованием
5.4. Методы управления природопользованием
5.5. Природоохранное законодательство

ТЕМА 6. Система планирования и прогнозирования природопользования
6.1. Основы планирования природопользования
6.2. Нормативы планирования рационального природопользования
6.3. Система показателей и этапы расчёта социально-экологической
программы региона
ТЕМА 7. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.1. Экологические издержки
7.2. Эколого-экономический ущерб (ЭЭУ)
7.3. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.4. Методика определения экономической эффективности экологических мероприятий
Практическое занятие "Расчет эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды по элементам воздействия"
ТЕМА 8. Капитальные вложения в охрану и рациональное использование природных ресурсов
8.1. Сущность капитальных вложений в охрану и воспроизводство природных ресурсов
8.2. Основные направления капитальных вложений природопользования, их нормативы
8.3. Финансирование природоохранной деятельности
8.4. Система экологических фондов
8.5. Элементы системы экологических фондов
8.6. Эколого-экономическая эффективность капитальных вложений, методики расчета

Работа состоит из  1 файл

Экон. Природопользования+.doc

— 510.00 Кб (Скачать документ)

         Дифференциальная рента 2 образуется при более интенсивном использовании ресурсов с привлечением дополнительных вложений (инвестиций).

Рентная оценка выполняет функции:

  • выравнивание условий хозяйствования за счёт изъятия в доход собственника дифференциальной ренты;
  • обоснование наиболее лучшего варианта проекта;
  • обоснование рыночных цен и платежей за природные ресурсы.

Рентный подход используется при расчете оценки природных ресурсов только как элемента фактора производства, при этом, не учитываются социальные, эстетические и другие виды ценности ресурса.

Затратный подход оценки природных ресурсов.

 Этот метод используется для оценки стоимости воссоздания природных благ при их утрате или деградации, рассчитывают компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным (аналогичным).

В сельском хозяйстве  затратный подход рассматривается как совокупность затрат на освоение 1 га целинных земель. Обычно на затратных характеристиках базируется плата за воду из водохозяйственных систем.

Основным недостатком  затратного метода является то, что чем лучше ресурс по качеству, тем меньше его оценка, так как требуется меньше затрат на подготовку и использование.

Затратный метод иногда называют методом замыкающих затрат. Замыкающие затраты - это общественно оправданный предел затрат, т.е. это предельно допустимые расходы, которое готово нести общество ради получения единицы данного ресурса.

3.3. Косвенные методы оценки природных ресурсов

 

К косвенным  методам оценки относятся:

  1. Принцип альтернативной стоимости (упущенная или потерянная выгода), связан с затратной концепцией. Чем меньше альтернативная стоимость, тем меньше затрат требуется для компенсации экономических потерь от сохранения этого блага.

         Альтернативная стоимость - это выгоды при использовании одного и того же ресурса в разных целях. Альтернативная стоимость используется для измерения "стоимости сохранения" и базируется на методах поиска заменителя рассматриваемого ресурса.

Например, создавая водохранилище, общество сознательно отказывается от сельскохозяйственного использования данной территории.

        2. Принцип общей экономической ценности.

        Основан на суммировании стоимости использования и стоимости неиспользования (непотребительная ценность).

Стоимость использования состоит из прямой и косвенной стоимости. Прямая стоимость определяется легко, так как она осязаема и имеет свою цену. Косвенную стоимость определить трудно. Стоимость неиспользования определить практически невозможно, так как речь идет о будущем использовании природного блага. Наличие неучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса снижает его ценность.

     3. Метод субъективной стоимости (метод "желания платить"). Используется при отсутствии нормальных рынков, т.е. когда функционирует "суррогатный" (воображаемый) рынок. Этот метод базируется на определении рыночных цен путем выяснения у населения желания платить за существование определенного вида ресурсов (например, исчезающего вида растений или животных). Этот метод основан на опросе информированного по данному вопросу населения, причем респонденты должны обладать способностью платить, т.е. правильно оценить ту часть своего бюджета, которую они согласны платить за оцениваемый ресурс.

4. Метод "транспортно-путевых" затрат (или издержки путешествия). Суть этого метода заключается в следующем: на основе стоимостных и временных затрат на достижение ресурсного объекта (экономического расстояния) и частоты посещения определяется экономическая ценность ресурсного источника. При этом учитываются путевые затраты на посещение рекреационного ресурса (заповедника, парков и др.) постоянных жителей и приезжающих.

        5. Гендонистический метод - это косвенная оценка экологических благ через ценность недвижимости (обычно земли). Главное условие метода - это озабоченность покупателя экологическими характеристиками покупаемого товара и его готовность платить за это большую сумму. При этом выявляется примерная доля экологической составляющей в общей оценке объекта.       

Например, цена квартиры в экологически чистом районе Москвы выше примерно на 12%.

ТЕМА 4. ПЛАТА ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

4.1. Функции платежей за природные ресурсы

 

Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ, относятся  к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки - субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы - это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные  ресурсы - это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат.

На основе правил расчета  затрат вся совокупность природных  ресурсов делится на три группы:

  1. Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.
  2. Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.
  3. Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия) (отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п.).

        Правила оценки ресурсов:

    1. Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;
    2. Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;
    3. Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены "первичного" природного ресурса.

Принцип "платности  использования ресурсов" был закреплен как основополагающий в Законе "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г.

Функции платности:

  • Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
  • Улучшение охраны окружающей среды;
  • Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
  • Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

 

4.2. Виды платежей за природные ресурсы

 

    Плата за пользование природным ресурсом - это цена потребляемого количества ресурса или услуги, при пользовании природным ресурсом. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.

В настоящее время  платежи за природные ресурсы  регламентируются следующими основными  законами РФ: "Налоговый кодекс", "Об охране окружающей среды"; "Об акцизах", 1991 г.; "Земельный кодекс РФ";  "О недрах"; "О животном мире"; "О соглашениях о разделе продукции"; "Водный кодекс РФ"; "Лесной кодекс РФ" и др.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Плата за воспроизводство  и охрану природных ресурсов - это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. При определении размеров этого вида платежей учитывают: затраты за воспроизводство природного ресурса; система контроля состояния природного ресурса; особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м³ воды и др. Платежи делятся с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий - нарушителей.

Плата за природные богатства (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

  • За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • На воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы  или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости  от форм собственности.

 

4.3. Система платежей за пользование природными ресурсами

 

Платежи подразделяются на:

  • Плата за землю
  • Система платежей при пользовании недрами
  • Плата за воду
  • Плата за лесные ресурсы
  • Плата за ресурсы животного мира

Плата за землю регулируется Законом РФ "Земельным кодексом", а также другими нормативно-законодательными документами. Взимается с целью стимулирования рационального использования земли; охраны и освоения новых земель; повышения плодородия почвы; выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда, т.е. земли сельскохозяйственного  и несельскохозяйственного назначения. Источником платы за землю является прибыль землепользователей.

Формы платы за землю:

  1. Земельный налог;
  2. Арендная плата;
  3. Нормативная цена земли.

Земельный налог - это плата за право пользования земельным участком. Плательщиками земельного налога являются юридические лица, в т.ч. иностранные, и граждане, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель. Величина земельного налога зависит от вида земель.

Разделяют: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и др.; земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного и водного фондов и земли запаса. В основе дифференциации средних размеров налога за земли сельскохозяйственного назначения лежат материалы кадастровой оценки земель по группам почв пашни, а также по видам и подвидам сельскохозяйственных угодий (сенокосам, пастбищам и многолетним насаждениям).

Арендная плата - платежи взимаемые за земли, переданные в аренду (пользование). Арендная плата является формой реализации права собственника земельного участка на получение рентного дохода, образующегося при использовании данного участка земли, а также формой финансового обеспечения натурального или экономического воспроизводства сдаваемого в аренду земельного участка. Величина арендной платы базируется на нормативах земельного налога. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются на основе арендного договора. Арендная плата может быть установлена в денежной и натуральной форме.

Информация о работе Экономика природопользования