Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:28, курс лекций

Описание

В основе развития любой экономической системы лежат основные факторы - это природные ресурсы, средства производства и трудовые ресурсы.
История взаимодействия человечества и природы, особенно в последние десятилетия, показывает, что развитие экономики происходит, как правило, за счёт хищнического использования природных ресурсов.
Экологические проблемы поставили человечество перед выбором дальнейшего пути развития: по-прежнему ориентироваться на неоправданный рост производства, или тщательно учитывать реальные возможности природной среды и последствия человеческой деятельности в настоящем и будущем.

Содержание

Введение
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Экономика природопользования»
1.2. Основные закономерности взаимодействия общества и природы
1.3. Эколого-экономические концепции природопользования
1.4. . Принципы рационального природопользования

ТЕМА 2. Ресурсные факторы Российской Федерации
2.1. Природные ресурсы РФ
2.2. Население и трудовые ресурсы РФ
2.3. Размещение производительных сил общества
ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
3.1. Сущность, виды и функции оценок природных ресурсов
3.2. Рентный и затратный методы оценки природных ресурсов
3.3. Косвенные методы оценки природных ресурсов

ТЕМА 4. Плата за природные ресурсы
3.1. Функции платежей за природные ресурсы
3.2. Виды платежей за природные ресурсы
3.3. Система платежей за пользование природными ресурсами

ТЕМА 5. Управление природопользованием и охраной окружающей среды
5.1. Сущность и формы управления природопользованием
5.2. Уровни и задачи управления в природопользовании
5.3. Органы управления природопользованием
5.4. Методы управления природопользованием
5.5. Природоохранное законодательство

ТЕМА 6. Система планирования и прогнозирования природопользования
6.1. Основы планирования природопользования
6.2. Нормативы планирования рационального природопользования
6.3. Система показателей и этапы расчёта социально-экологической
программы региона
ТЕМА 7. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.1. Экологические издержки
7.2. Эколого-экономический ущерб (ЭЭУ)
7.3. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
7.4. Методика определения экономической эффективности экологических мероприятий
Практическое занятие "Расчет эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды по элементам воздействия"
ТЕМА 8. Капитальные вложения в охрану и рациональное использование природных ресурсов
8.1. Сущность капитальных вложений в охрану и воспроизводство природных ресурсов
8.2. Основные направления капитальных вложений природопользования, их нормативы
8.3. Финансирование природоохранной деятельности
8.4. Система экологических фондов
8.5. Элементы системы экологических фондов
8.6. Эколого-экономическая эффективность капитальных вложений, методики расчета

Работа состоит из  1 файл

Экон. Природопользования+.doc

— 510.00 Кб (Скачать документ)

где Эi j - полный экономический эффект i-го вида на j-ом объекте, руб.;

С - текущие затраты, руб.;

К - капитальные затраты, руб.;

Еn - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Еn=12).

Полый экономический эффект устанавливается на основе расчета величины предотвращенного ущерба, которая измеряется разностью оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды до и после проведения природозащитных мероприятий, либо как экономический эффект, рассчитанный по формуле:

где I - экономический эффект или прирост национального дохода;

С0, С1 - полные народно-хозяйственные затраты, соответственно, до и после проведения природозащитных мероприятий.

Первичный эффект или  эффект от снижения отрицательного воздействия  на среду рассчитывается по следующей  формуле:

где Эпэ - первичный эффект, руб.;

∆В - снижение показателя отрицательного воздействия на среду (например, предельно допустимыми концентрациями вредных веществ в атмосфере или воде).

Сравнительная экономическая эффективность необходима для экономического обоснования и отбора наиболее оптимальных вариантов мероприятий природоохранного значения.

Сравниваемые варианты природозащитных мероприятий должны быть приведены в сопоставимый вид  либо по объему экологически чистой продукции, либо по нормативному показателю качества окружающей среды. Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимум совокупных затрат. Сравнительная экономическая эффективность рассчитывается по следующей формуле:

где К - капиталоемкость по каждому варианту, руб.;

С - текущие затраты по каждому варианту, руб.;

П - природоемкость продукции, которую характеризуют показатели водоемкости, землеемкости, величины образуемых отходов и т.п.

ТЕМА 9. КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОХРАНУ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

9.1. Сущность капитальных вложений в охрану и воспроизводство  
природных ресурсов

Капитальные вложения в  охрану и рациональное использование природных ресурсов – это будущие основные фонды природоохранного и защитного назначения. По другим определениям к ним относят средства, овеществленные в основных фондах и материальных оборотных средствах, которые планируется использовать на охрану и защиту окружающей среды.

В их состав входят специально выделенные государственные капитальные  вложения на строительство объектов и сооружений по охране водных ресурсов и воздушного бассейна, охране и  рациональному использованию земель, мелиорации, охране ресурсов животного мира, комплексному использованию минеральных ресурсов.

9.2. Основные направления капитальных вложений  
природопользования, их нормативы

Капитальные вложения используются по трем основным направлениям:

  1. Капитальные вложения на охрану и рациональное использование земли. Сюда входит:
    • ремонт, реконструкция и строительство противоселевых, гидротехнических, противоэрозионных сооружений, не входящих в проект мелиоративных систем;
    • террасирование крутых склонов;
    • создание защитных лесополос, включая и полезащитные полосы;
    • рекультивация земель, нарушенных торфоразработками, а также приведение карьеров в состояние, пригодное для использования по назначению;
    • реконструкция и строительство берегоукрепительных и противооползневых сооружений;
    • создание противоэрозионных лесных насаждений;
    • строительство и реконструкция мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, а также приобретение оборудования для них.
  2. Капитальные вложения на охрану и рациональное использование водных объектов. Они включают в себя затраты, связанные с реконструкцией, модернизацией и строительством:
    • станций биологической, физико-химической и механической очистки производственных и коммунальных сточных вод;
    • сооружений водоохранных зон с комплексом технологических, гидротехнических и лесомелиоративных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и истощения водных ресурсов;
    • сооружений и установок по очистке сточных вод, включая поля орошения;
    • установок и сооружений для сбора, транспортировки и переработке отходов отрасли животноводства;
    • полигонов и установок для обеззараживания стоков.
  3. Капитальные вложения на охрану воздушного бассейна. Они включают в себя затраты на сооружение:
    • установок для улавливания и обеззараживания вредных веществ газов технологических агрегатов из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу;
    • контрольно - регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей.

Капитальные вложения также  могут использоваться на:

  • охрану растительного, животного мира и сохранение природных экосистем;
  • повышение комплексного использования минерального сырья, увеличение полноты извлечения полезных ископаемых и защиту месторождений от пожаров;
  • проведение научных исследований и проектных работ в области охраны окружающей среды, оценки природных ресурсов, совершенствования экономического механизма природопользования;
  • предоставление кредитов и субсидий предприятиям, осуществляющим переход на более экологичное производство;
  • создание автоматизированной системы мониторинга охраны природной среды;
  • поддержку развития заповедников, национальных парков;
  • экономическое стимулирование развития рынка экологических услуг;
  • международное сотрудничество.

Все природоохранные  мероприятия требуют значительных капитальных вложений. В целом  затраты на газопылеочистное оборудование достигают 20% и выше от стоимости основного технического оборудования.

Капитальные затраты, предназначенные  для охраны окружающей среды, составляют в среднем 3% от общих капиталовложений по промышленности. Примерная величина затрат экологического назначения по отрасли народного хозяйства составляет в процентах от капиталовложений общего назначения: стройиндустрия - 0,9; черная металлургия - 4,6.

Государственные капитальные  вложения на охрану и рациональное использование природных ресурсов с каждым годом увеличивается. При этом на охрану вод тратится 78% от общей суммы капиталовложений, охрану воздуха - 10, земли - 8, леса - 1, рыбы - 1 и недр - 2%.

9.3. Финансирование природоохранной деятельности

Согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств:

  • бюджеты всех уровней (средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ);
  • средства предприятий, учреждений и организаций (средства юридических лиц и их объединений);
  • внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды (средства федерального, региональных и местных экологических фондов);
  • средства фондов экологического страхования;
  • кредиты банков (кредитные ресурсы);
  • займы в инвалюте;
  • добровольные взносы граждан и юридических лиц, в том числе иностранных, а также взносы международных организаций.

Все источники финансирования природоохранной деятельности условно  делятся на следующие группы.

  1. Бюджетные фонды. В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, а также из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии и субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.

Субвенция - это вид денежного пособия государства местным органам власти. В отличие от дотаций субвенция предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.

  1. Собственные средства предприятий. Формируются за счет прибыли хозяйствующих субъектов. Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и эксплуатацию природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий.
  2. Внебюджетные фонды. Они подразделяются на:

а) внебюджетные целевые  поресурсные фонды, которые были созданы для исключения остаточного  принципа выделения средств на выполнение мероприятий по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов. Существуют следующие фонды: фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы; фонды воспроизводства, охраны и защиты лесов; фонды восстановления и охраны водных объектов;

б) внебюджетные экологические  фонды - это элемент системы поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Эти фонды были созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и т.п.

  1. Общественные фонды охраны окружающей среды. Образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Эти фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды.

9.4. Система экологических фондов

Государственные внебюджетные экологические фонды были созданы  для централизованного финансирования капиталовложений на охрану окружающей среды в РФ. В соответствии с  Законом "Об охране окружающей среды" от 1991 г. создана единая трехуровневая система внебюджетных экологических фондов. На верхнем уровне - Федеральный экологический фонд (ФЭФ), на среднем уровне - фонды субъектов Федерации (ФСФ), на нижнем уровне - районные (РЭФ) и городские (ГЭФ) фонды.

Основными задачами экологических фондов являются:

  • финансирование и кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения.
  • мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы.
  • экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрения экологически чистых технологий.
  • содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источниками формирования экологических фондов являются:

  • платежи за загрязнение;
  • суммы по искам о возмещении вреда;
  • административные штрафы;
  • средства от реализации конфискованных орудий незаконной охоты, рыболовства и незаконно добытой продукции;
  • дивиденды, проценты от вкладов, прибыль от долевого участия в деятельности предприятий;
  • пожертвования и прочие поступления.

Основными направлениями использования средств экологических фондов являются:

  • выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;
  • вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;
  • долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов предприятий;
  • гарантийные обязательства коммерческим банкам при выдаче ссуд и кредитов предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

При этом средства экологических  фондов распределяются следующим образом:

  • 60% на реализацию природоохранных мероприятий местного значения;
  • 30% на реализацию природоохранных мероприятий регионального значения;
  • 10% на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

9.5. Элементы системы экологических фондов

Система экологических  фондов состоит из следующих элементов:

  1. Федеральный экологический фонд РФ (ФЭФ). Основная цель деятельности фонда - это разработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечения для этого средств территорий, предприятий, организаций и других источников. Основной источник поступления средств в ФЭФ - 10% средств, поступающих от предприятий на счета региональных экологических фондов.
  2. Территориальные экологические фонды (ТЭФ) - это второй и третий уровень системы государственных внебюджетных экологических фондов. Основной целью создания является развитие экологической инфраструктуры, а также формирование рынка экологических работ и услуг.
  3. Экологический фонд предприятия (ЭФП). Создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Источниками формирования ЭФП являются: амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям; платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм; штрафные платежи за превышение норм загрязнения; платежи на цели воспроизводства (восстановления) расходуемых природных ресурсов (рентные платежи), вносимых предприятиями, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в т.ч. отчисления в фонд возмещения стоимости геолого - разведочных работ); целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду; кредиты государственных и коммерческих банков; доходы от хранения в банке средств ЭФП; прибыль предприятия. Основными направлениями расходования средств ЭФП являются следующие:
    • различные природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пылегазоочистных установок и др.);
    • осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (например, приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация нанесенного ущерба и др.);
    • финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которое такое совершенствование приводит к снижению "экологической нагрузки" на окружающую среду;
    • временно свободная часть средств используется для финансирования других хозяйственных нужд предприятия или хранится в банке на депозитном счете.
  4. Фонды экологического страхования (ФЭС) (или фонды экологической безопасности (ФЭБ)). Создаются государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Информация о работе Экономика природопользования