Экономическое содержание и основные принципы инвестиционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:46, контрольная работа

Описание

После кризиса 1998 года российская экономика начала оживать только после прихода к власти В.В. Путина. Правительство всеми силами пыталось преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволял правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить, однако на тот момент в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок. Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство, попросту пропадут. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому им и уделяется столько внимания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Экономическое содержание инвестиционной политики……. 4
2. Основные принципы инвестиционной политики…………… 9
Заключение……………………………………………………………… 19
Список используемой литературы…………………………………... 20

Работа состоит из  1 файл

Самарский Государственный Университет.docx

— 38.32 Кб (Скачать документ)

* нестабильность  экономической и политической  ситуации; 
* несовершенное и противоречивое законодательство; 
* неясность в определении прав собственности; 
* отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала; 
* нестабильность рубля как национальной валюты; 
* непредсказуемость изменений в налоговой системе и др. 

Государственные мероприятия  по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К  первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для  иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. К второй - мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия. 
Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации. 
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя: 

* выбор источников  и методов финансирования инвестиций; 
* определение сроков реализации; 
* выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; 
* создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; 
* создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. 

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся  в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает  условия и способствует активизации  инвестиционной деятельности на всех уровнях. 
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу. 
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. 
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами: 

* экономической и социальной политикой, проводимой в регионе; 
* величиной имеющегося производственного потенциала; 
* природно-климатическими условиями; 
* оснащенностью энергосырьевыми ресурсами; 
* географическим местонахождением и геополитическим положением; 
* состоянием окружающей среды; 
* демографической ситуацией; 
* привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др. 

Все большую роль в .инвестиционной деятельности в последнее время играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана. 
Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней. 
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. 
Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий. 
Так, например, основными принципами региональной инвестиционной политики на федеральном уровне могут быть следующие: 
1) государственная инвестиционная политика должна обеспечивать единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть обеспечивать свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Она должна создавать единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения; 
2) на федеральном уровне целесообразно разработать и реализовать ограниченное количество, но реальных федеральных среднесрочных и долгосрочных программ, органической частью которых должен стать региональный разрез, согласованный с субъектами Федерации; 
3) необходимо устранить многоканальность и частичное дублирование одинаковых по назначению потоков государственных финансов путем совершенствования их региональной привязки. Важную роль в управлении потоками играет стабильное и полное разграничение пропорций, закрепление каждого вида налоговых бюджетных доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации как экономической основы региональной инвестиционной политики этих субъектов; 
4) наделение органов государственной власти субъектов Федерации широкими полномочиями по экономическому, в первую очередь налоговому регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность; 
5) разработка и применение единых общероссийских нормативно-законодательных основ залогового права, предусматривающих, в частности, страхование инвестиций от некоммерческих рисков имуществом субъектов Федерации по их усмотрению. 
Для проведения эффективной муниципальной инвестиционной политики (на уровне муниципальных образований) требуется выработка стратегии инвестиционной деятельности на уровне региона (области, края, республики). Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер: 
 
* оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона; 
* формирования и реализации стратегии регионального развития; 
* разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований; 
* формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг; 
* разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства; 
* формирование бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям. 

При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться следующих принципов: 
 
* нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость; 
* учет инфляции и фактора риска; 
 
* экономическое обоснование инвестиций; 
* формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; 
* ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников; 
* выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций. 

Учет этих и других принципов  позволит избежать многих ошибок и  просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия. 
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов : 
 
* совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности; 
* осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ; 
* организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики); 
* осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

 

 

 

 

 

Заключение

Инвестиции с полным правом можно назвать топливом экономики. Это вложения финансовых, материальных и нематериальных ресурсов для освоения, продолжения и расширения бизнеса.

Посредством инвестиций можно  менять долю в капитале акционерных  обществ, участвовать в сделках  купли-продажи хозяйственных объектов, экспорте и импорте капитала, кредитовании хозяйственной деятельности, в осуществлении  производственных и социальных проектов.

 Особое значение имеют  инвестиции в основной капитал.  Именно эти инвестиции определяют  структуру экономики, производительность  труда, материало- и энергоемкость производства, потребительские свойства выпускаемой продукции. По сути, они формируют будущий облик экономики. Это мост между экономическим «сегодня» и будущим страны.

Значительная часть инвестиций поступает из банков. Они не только кредитуют предприятия, но и сами вкладывают средства в инвестиционные проекты, покупку ценных бумаг. Ни то ни другое не получило у нас должного развития. Доля банков в таком финансировании – чуть более 3%. Слишком велики риски  невозврата кредитов при небольшом объеме банковского капитала.

Ничтожно мала роль в инвестиционном процессе и страховых, и инвестиционных компаний, пенсионных фондов. Фондовый рынок ограничен оборотом активов  десятка компаний – эмитентов  «голубых фишек».

И плюс, и минус инвестиционной картины в России – высокий  удельный вес предприятий в инвестициях  в основной капитал: около 50%.

Инвестиции пока обеспечивают лишь жизнеспособность экономики, поддерживают по сути в рабочем состоянии морально и физический устаревшее оборудование. Качественных же сдвигов в технологиях, структуре производства не наблюдается.

Вложения российских предпринимателей в финансовые активы, покупку предприятий, строительство новых объектов по большей части и не являются инвестициями в подлинном значении этого слова. В условиях бюрократизированной, теневой  и криминальной экономики они  выполняют совсем иные функции.

Во-первых, покупка акций, другие сделки с акционерным капиталом, кредитные операции, игры на фондовом рынке нередко служат средством  для передела собственности.

Во-вторых, довольно часто  так называемые инвестиции используются для «отмывания» денег, легализации  средств преступного происхождения. Привычны стали предприятия, магазины, рестораны, развлекательные учреждения, прибыль которым не нужна, их цель – прикрытие теневых источников финансирования.

Для иностранного капитала российский инвестиционный рынок остается довольно непрозрачным и непредсказуемым. Несмотря на все льготы и обещания, объем иностранных инвестиций остается незначительным.

Положения усугубляется отсутствием  рыночного механизма межотраслевого перелива капиталов. Инвестиции носят  «очаговый» характер как внутри отраслей, так и региональном разрезе. Это  означает, что в данном процессе все еще не выявились отрасли-локомотивы; ими со временем могут и должны стать не те, что ныне наиболее привлекательны для капиталовложений. Не выстраиваются  и взаимосвязанные инвестиционные цепочки, способные передавать импульсы роста смежным отраслям.

Сегодня крайне необходима энергичная инвестиционная стратегия, тесно увязанная с экономической  политикой государства. Иначе Россия так и сохранит свой непрестижный статус сырьевой державы и не впишется в высокотехнологическую, наукоемкую экономику передовых стран третьего тысячелетия.

 

Список используемой литературы

 

  1. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 384 с.
  2. В.П. Попков, В.П. Семенов. Организация и финансирование инвестиций – М.: Проспект, 2007. – 450 с.
  3. Инвестиции: учеб./ С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев [и др.]; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.
  4. Инвестиции: учеб. пособие / Л.Л. Игонина: под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2006 – 478 с.
  5. Инвестиции: курс лекций/ Е.Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с.
  6. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. М.: 2004, 2005, 2006, 2007.
  7. Рынок инвестиций/ В.Н. Чапек. –Ростов н/Д: Феникс, 2005.–314 с.
  8. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИ: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1999. – ХII, 1028 с.
  9. С. Авраменко. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики. / Экономист. №3, 2006
  10. Экономическая теория. / Под редакцией А. И. Добрынина – Санкт-Петербург, 2006. – 384 с.



Информация о работе Экономическое содержание и основные принципы инвестиционной политики государства