Экономический рост в современной Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 22.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Гуманитарная  политика    

Формирование  и развитие интеллектуального потенциала страны следует считать одним из главных путей преодоления отставания Беларуси в различных сферах общественной жизни. Только создав конкурентное интеллектуальное производство, страна может войти в европейское сообщество государств, заняв в нем достойное место. В этой связи, создание эффективной, способной к быстрой саморегуляции системы образования является стратегической общенациональной задачей.    

Исходным  принципом государственной политики образования является право каждого  гражданина свободно развивать свою личность, выбирать форму и место учебы, профессию согласно своим способностям и наклонностям. Задачей этой политики является воспитание людей самостоятельными гражданами, способными обеспечить свои потребности и запросы и готовыми нести свою долю ответственности в демократическом государстве.    

Экология  и здоровье    

Экологическая ситуация в республике является критической. Она определяется последствиями  Чернобыльской катастрофы, тотальной  химизацией сельского хозяйства  и технологически отсталым промышленным производством. Для ослабления вредного воздействия окружающей среды на человека необходимо:

  • вывести из сельскохозяйственного пользования все загрязненные радиоактивными веществами земли, на которых невозможно получать чистую продукцию;
  • исключить использование технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, не гарантирующих получение чистых продуктов питания; создать повсеместно систему производства чистых продуктов питания, включающую специальную агротехнику, соответствующие технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • в целях эффективной реабилитации здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях, возобновить работу всех здравниц, домов отдыха и пионерских лагерей в чистых районах;
  • прекратить использование придорожных полос для выращивания сельскохозяйственных культур;
  • поэтапно реконструировать все химические предприятия с целью прекращения вредных выбросов в окружающую среду;
  • обеспечить население объективной информацией о состоянии экологии на территории Беларуси, ввести в школах предмет по экологии, прежде всего, по радиоэкологии;
  • вступить в европейские структуры зеленого движения и объявить республику зоной экологического бедствия.
 

    Местное самоуправление    

Функции государственных органов и органов  местного самоуправления должны быть разграничены законом. Местное самоуправление должно строиться на следующих принципах:

  • организационная самостоятельность как право на организацию самоуправления в пределах, установленных законом;
  • финансовая самостоятельность как право на составление и ведение собственного бюджета;
  • кадровая самостоятельность как право в пределах закона на найм персонала и его увольнение;
  • правовая самостоятельность как право на издание в пределах закона актов, касающихся локальных проблем, регулирования землепользования путем составления планов использования территории и планов застройки;
  • налоговая самостоятельность как право взимания в пределах закона местных налогов и сборов.
 

    Органы  местного самоуправления должны избираться на основе всеобщих, прямых, свободных  и тайных выборов. Высшим органом  местного самоуправления является представительный орган, действующий на общественных началах. Он выносит решения по всем существенным вопросам местной жизни. Для реализации принятых решений представительный орган образует соответствующие административные структуры. Глава местной администрации может назначаться представительным органом либо избираться населением данной административно-территориальной единицы на определенный срок.    

Принципы  формирования и деятельности представительных органов и образуемых ими административных структур определяется законом. В свою очередь представительные органы административно-территориальных единиц вправе на базе данного закона принять собственные положения (Уставы) о названии, организационно-правовых формах деятельности представительных органов, порядке формирования местных административных структур и характере взаимоотношений между ними.    

Любой административный контроль за деятельностью  органов местного самоуправления может  осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных  законом.    

Органы  местного самоуправления в рамках национальной экономической политики должны обладать достаточными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. По меньшей мере, часть финансовых ресурсов должна пополняться за счет местных налогов и сборов.    

Для защиты более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления должны предприниматься меры, направленные на корректировку последствий неодинакового развития регионов и неравномерного распределения возможных источников финансирования местных органов.     

Органы  местного самоуправления должны иметь  право на судебную защиту, включая подачу конституционной жалобы, для  обеспечения своих полномочий и соблюдения закрепленных Конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.    

Приоритеты  внешней политики    

Республика Беларусь, любое ее правительство в ближайшей перспективе будут вынуждены строить внешнюю политику с учетом вполне определенного набора внешних и внутренних факторов, а  именно:

  • стратегических интересов могущественного соседа-России;
  • глубокой заинтересованности Беларуси в российских рынках;
  • нарастания проевропейских настроений в широких слоях населения (впечатление от стандартов жизни, уровня культуры, открытости общества и государств и т.д.);
  • осознания элитой и обществом в целом невозможности преодоления экономической и культурной отсталости без сотрудничества с Западом.
 

    Стратегические  цели демократической Беларуси на международной  арене вполне определены и бесспорны: обеспечить внешнюю безопасность и целостность государства, добиться наиболее благоприятных условий для преодоления внутренних трудностей и ускорения социально-экономического роста страны. Оптимальным путем достижения этих целей была бы неуклонная и безотлагательная интеграция Беларуси в европейское сообщество при сохранении дружественных отношении и тесных экономических связей с Россией.     

Конкретными задачами внешней политики Беларуси на этом пути и средствами достижения намеченных целей в зависимости  от развития международной обстановки могут быть:

  • инициатива Беларуси по нормализации отношений с Европейским Союзом, США, другими государствами и союзами государств Запада;
  • ускоренное развитие политических и экономических связей с Украиной, формирование солидарной позиции двух стран в отношениях с Россией и европейским сообществом. [7]

Вывод

 

   Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

1. Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

2. Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

3. При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не  может восполняться  ежегодно и на  следующий год темп роста будет такой же.

4. При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными.

5. Экстенсивный путь  развития  носит застойный характер, фактически  нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондо -вооруженность работников.

6. Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования. 

Во  всех странах экономическому росту  уделяется большое внимание, так  как только на его основе появляется возможность увеличить благосостояние своих граждан и решать новые  социально-экономические проблемы, возникающие в ходе воспроизводственного процесса. Для экономического роста необходимо, чтобы был задействован его потенциал, который представляет собой совокупность факторов экономики, а где-то и политики.

Как уже отмечалось, Беларусь, практически исчерпав экономический потенциал модели построения «рыночного социализма» в одной отдельно взятой стране, одновременно выпала и из европейской матрицы общественного развития. Учитывая такой фактор, как изношенность активной части производственных фондов более чем на три четверти, исторический период, в течение которого белорусы имели возможность существовать при социализме, следует полагать близким к завершению.

Возвышение  потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Используемая литература

 
  1. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник.  3-е  изд., 2004; с. 49.
  2. http://www.economy.gov.by Официальный сайт Министерства экономики РБ., дата доступа – 29.09.2011, 30.09.2011.
  3. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С., Экономическая теория. Учебник для вузов. 3-е издание, 2000; с. 186.
  4. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И. Макроэкономика.- Минск, 2002; с. 204.
  5. Шимов ВН, Александрович ЯМ, Богданович АВ Национальная экономика Беларуси, Минск, БГЭУ, 2009; с. 102, 264.
  6. http://www.minfin.gov.by Министерство Финансов РБ., дата доступа – 03.10.2011.
  7. Харитончик Ю.Г. «Проблемы экономического роста в Республике Беларусь, пути выхода», Мн, Новаплюс, 2002
  8. Якуть И.Н. «Корни кризиса экономики в Республике Беларусь», Лт, Литувапромо, 2003; с.74
  9. Лемешевский И.М. Макроэкономика.(Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: ООО«ФУАинформ», 2004; с. 576.
  10. М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Макроэкономика, Минск, 2002, с. 130.

Информация о работе Экономический рост в современной Беларуси