Экономический рост в современной Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 22.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)
 

    Инвестиционная  политика    

Приоритетом инвестиционной политики является создание законодательной и институциональной  среды для стимулирования инвестиционной деятельности. Преобладающей формой инвестиционного процесса являются частные инвестиции. Правительство и иные государственные институты имеют право осуществлять собственную инвестиционную деятельность в рамках реализации государственной собственности. Инвестиционная политика исходит из необходимости реализации следующих предпосылок:

  • создание развитой сети инвестиционных фондов, институтов кредитования;
  • стабильность и надежность основных экономических и финансовых институтов;
  • низкая инфляция и либерализация цен на факторы производства;
  • положительная реальная ставка банковского процента;
  • страхование инвестиций рыночными институтами;
  • стимулирование прямых иностранных инвестиций при отказе от займов по финансированию дефицита государственного бюджета;
  • осуществление эффективной амортизационной политики, стимулирующей обновление основного капитала и расширение интеллектуального производства;
  • поощрение всех видов инвестиционной активности домашних хозяйств, населения, включая отмену налогов на инвестиционные расходы, в том числе и на строительство жилья.
 

    Создание  среды для развития малого и среднего бизнеса     

Малый и средний бизнес рассматривается  как необходимый элемент всей национальной экономики, формирующий  новое социальное качество, новый  средний класс. Все формы предпринимательства  являются равно конкурентными, правительство  поощряет инициативное предпринимательство во всех сферах экономической жизни. С этой целью необходимо:

  • ограничить круг лицензируемых видов деятельности сферой естественных монополий и оборонного ведомства, определить четкий порядок выдачи лицензии и разрешений, не допускать дискриминации субъектов хозяйствования по форме собственности, происхождению, размеру, времени работы на рынке и т.д.;
  • ввести единую форму упрощенного налогообложения (патент, налог с валового или совокупного дохода), создав равные условия конкуренции для всех форм собственности;
  • разработать упрощенную систему бухучета и отчетности с указанием конкретных количественных показателей. Определить минимальный срок действия налоговых и иных фискальных актов (к примеру, три года). В течение этого времени изменение данных норм запрещается законом;
  • обеспечить налоговые льготы для предприятий, направляющих определенный процент прибыли на развитие (в случае сохранения налога на прибыль или доход юридических лиц);
  • стимулировать создание инфраструктуры поддержки предпринимательства (союзы, ассоциации, центры подготовки и обучения специалистов, торгово-промышленной палаты);
  • провести амнистию средств домашних хозяйств, собственников и распорядителей капитала;
  • создать систему ипотечного кредитования, фонды поддержки предпринимательства, оценки имущества, интеллектуальной и иной собственности.
 

    Промышленная  политика    

Беларусь  должна эффективно использовать существующую промышленную инфраструктуру, закрепляться на старых и завоевывать новые  экспортные рынки, создавать рабочие  места в перспективных, высокотехнологических и информационно интенсивных отраслях. С этой целью необходимо:

  • формировать собственную промышленную политику на основе диагностики региональных и мирового рынков, придавая этому приоритетное значение в деятельности правительства;
  • создать равные условия хозяйствования для субъектов всех форм собственности эффективную конкурентную среду;
  • обеспечить правовую защиту и имущественные гарантии для всех экономических субъектов;
  • устранить административные и правовые препятствия на пути свободного перемещения потоков капитала в производственной сфере, включая рынок земли и рабочей силы;
  • создать системы контроля качества продукции, принять международных стандарты и нормы (ISO 9000 и др.):
  • обеспечить права интеллектуальной собственности в промышленности и иных секторах экономики.
 

    Главными  направлениями промышленной политики должны стать:

  • определение приоритетов (отраслей, производств, технологий, продуктов);
  • программа модернизации инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, авиатранспорта, градостроительства, связи;
  • целенаправленная инновационная политика (программы развития перспективных отраслей);
  • реструктуризация промышленности (создание национальных компаний, высокотехнологических производств, высоких технологий, конкурентоспособных продуктов, включение предприятий в состав транснациональных корпораций);
  • формирование целенаправленной региональной экономической политики (создание технополисов, зон высоких технологий (инновационных центров), свободных экономических зон, в том числе и специальных (экспортно-промышленных, производственно-территориальных, торговых), технопарков, оффшорных зон и др., программы свертывания нерентабельных производств, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиции в экономику республики частного капитала и, прежде всего, населения, создание с этой целью институтов аккумуляции средств населения (пенсионных, медицинских, страховых и др. организации).
 

    Аграрная  политика    

Политика  в аграрной сфере требует изменении  и пересмотра методов организации сельскохозяйственного производства. Принципиально важным положением является необходимость частной собственности на землю и многообразия экономических форм в сельском хозяйстве. Основные направления аграрной политики включают в себя:

  • восстановление права частной собственности на землю в полном объеме;
  • отказ от эмиссионного кредитования сельского хозяйства, создание эффективной системы финансовых потоков в аграрном секторе;
  • реформирование колхозов и совхозов в рыночные структуры. Создание механизмов раздела земли и имущества среди членов коллективных хозяйств, их свободного выхода из них;
  • принятие закона об ипотеке, предусматривающего залог земли под кредиты и свободное ее отчуждение;
  • поддержка фермерства и предпринимательства в аграрном секторе;
  • создание системы самоуправления (союзы, кооперативы и т.д.), обучение специалистов, переподготовку кадров для аграрного сектора, создание информационной базы;
  • реформирование  органов государственного управления сельским хозяйством.
 

    Приватизация

  • Акционирование и продажа акций на фондовом рынке как стратегическим, так и мелким инвесторам.
  • Ликвидация и продажа по частям госпредприятий - Должников, осуществляемая при согласовании плана ликвидации с кредиторами.
  • Продажа предприятий за долги через векселя.
  • Открытая аукционная продажа не только нерентабельных предприятий, но и высокодоходных компаний, что позволит населению инвестировать сбережения в надежные структуры (создание акционерных обществ открытого типа и котировка их акции на фондовой бирже).
  • Продажа за символическую цену объектов с отрицательной или низкой рыночной стоимостью для желающих купить (трудовых коллективов, частных лиц, зарубежных инвесторов).
 

    Социальная  политика    

Даже  при оптимальных темпах реформ и  экономического роста Беларусь по меньшей мере на протяжении жизни одного поколения будет оставаться относительно бедной страной. Отличительные черты национального характера белорусов: терпеливость, ожидание справедливости, коллективизм - побуждают к формированию соответствующей системы социальных гарантий.    

Занятость. Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует  о том, что при проведении реструктуризации и модернизации реального сектора  экономики происходят значительные изменения на рынке труда, меняются его структура и качественные показатели. Модернизация экономики приведет в конечном итоге к сокращению занятости в сфере материального производства не менее чем в два раза (до 30 %, как в развитых странах сегодня) и увеличению ее в сфере услуг и обращения. Для эффективного противодействия безработице, создания условий для быстрого трудоустройства либо самозанятости необходимо проведение последовательной рациональной политики занятости. Самым перспективным сектором экономики в деле создания новых рабочих мест является малый и средний бизнес. С целью смягчения последствий трансформации экономики предусматривается следующее:

  • создание инфраструктурной сети развития МСБ, бизнес-инкубаторов, технопарков, информационной компьютерной системы поиска рабочих мест, как в стране, так и за рубежом, отмена прописки и других административных ограничений на передвижение и найм рабочей силы и покупку недвижимости гражданами Беларуси;
  • создание Фонда общественных работ, через который будет осуществляться реализация крупномасштабных социальных проектов (строительство дорог, очистка лесов и т.п.).
 

    Распределение доходов. Государство должно сохранить  за собой функции частичного регулирования  потребления в сторону его  усреднения через налоги и адресную помощь наименее защищенным группам населения. Отношение между уровнем доходов наиболее бедных и наиболее богатых семей в Беларуси сейчас в 1,5-2 раза ниже, чем в России. Вместе с тем, адресная помощь населению не отвергает гарантий высокой степени экономической свободы, которая стимулирует генерацию капитала и богатства. Большое количество богатых налогоплательщиков - это лучшая социальная гарантия малообеспеченным и пенсионерам. Наряду с этим резкое снижение административных препятствий, упрощение налоговой системы, стабильные деньги и развитие финансовой системы различных инструментов сбережения и инвестирования, гарантия равных условий хозяйствования, противодействие лоббированию корпоративных интересов составляют основу справедливого рационального распределения дохода и потребления капитала.    

С этой целью социальная политика может, в частности, предусматривать увеличенное налогообложение престижного потребления (акцизы):

  • введение налога на потребление, кроме хлеба, молока и других продуктов первой необходимости;
  • расширение сферы применения налога на имущество;
  • освобождение от подоходного налога средств, инвестируемых в жилищное строительство, обучение, создание рабочих мест в рамках МСБ, а также направляемых в благотворительные фонды либо непосредственно в учебные или лечебные организации и структуры.
 

    Социальное  обеспечение. Проведение реформ пенсионной системы и медицинского обеспечения является обязательным элементом социальной политики. Здоровая обеспеченная старость есть конечная цель любых социальных трансформаций. Исходя из сложного демографического положения в Беларуси, резкого снижения средств монопольного государственного пенсионного фонда, уменьшения поступлений и увеличения расходов пенсионного фонда проведение пенсионной реформы является экономической и социальной необходимостью. Система пенсионного обеспечения должна стимулировать людей зарабатывать и делать сбережения, система страхового здравоохранения - экономически стимулировать поддержание собственного здоровья. Услуги в социальной сфере должны быть под особым контролем не только государственных, но и общественных организаций и институтов. Основными мерами по поддержке населения являются:

  • переход на принципы адресной защиты социально не защищенных групп населения. Выделение ежемесячной прямой государственной дотации (на компенсацию населению от либерализации рынка продовольствия, жилищно-коммунального хозяйства). При определении нуждающихся в помощи государства должны применяться простые критерии, не требующие сложных бюрократических процедур;
  • государственное строительство жилья для инвалидов, многодетных семей, сирот;
  • переход к трехкомпонентной пенсионной системе, включающей социальные пенсии (по инвалидности, болезни и др.), выплачиваемые из госбюджета; трудовые пенсии, формируемые за счет обязательных взносов в государственный пенсионный фонд работниками и работодателями, и дополнительные пенсии, финансируемые за счет добровольного страхования в негосударственных пенсионных фондах;
  • введение системы обязательного медицинского страхования, которое является комбинацией государственной помощи и частных взносов на индивидуальный счет медицинского страхования; с сохранением обязательного минимума оказываемых медицинских услуг. При этом сохраняется поддержка государством тяжелых и хронических больных, часть лекарств дотируется.
 

    Нынешняя  система социального обеспечения крайне не эффективна. Она не имеет реальных возможностей выполнить взятые на себя обязательства. Комплексное выполнение вышеуказанных мер, системный подход к решению проблем пенсионной и медицинской сферы позволит обеспечить доход каждому гражданину Беларуси как минимум на уровне прожиточного минимума и, что важно, создаст условия и усилит мотивацию для индивидуального решения социальных вопросов собственной семьи.     

Информация о работе Экономический рост в современной Беларуси