Экономический рост в современной Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 22.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Кроме общих  показателей экономического роста (ВВП и ВВП на душу населения) используют ряд частных показателей. Важнейший  частный показатель экономического роста — производительность труда, чаше всего измеряемая как производство продукции за один час. Производительность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов. Измеряется она отношением выпуска продукции (в масштабах страны — национального дохода) к затратам живого труда. Показатель, обратный производительности Труда, - Трудоемкость продукции. Трудоемкость — затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Изменение трудоемкости тесно связано с производительностью труда, что описывается следующими формулами:

 

где ΔПТ —  прирост производительности труда  к базовому уровню, %; ΔТ — изменение трудоемкости продукции по сравнению с базовым уровнем, %.

Для характеристики экономического роста используется также показатель фондоотдачи, характеризующий производительность капитала. Фондоотдача — отношение произведенного продукта к затратам капитала. Показатель, обратный фондоотдаче, — капиталоемкость продукции. Капиталоемкость — соотношение, показывающее, какое дополнительное количество капитала необходимо для производства единицы продукции.

Кроме количественных, используются и качественные показатели экономического роста, характеризующие его социальную направленность. Это показатели динамики свободного времени населения, степени социальной защиты населения, развитости социальной инфраструктуры, роста инвестиций в человеческий капитал и пр.

Следует иметь  в виду, что между темпами экономического роста и повышением его качества существуют определенные противоречия. Так, например, темпы роста окажутся выше, если будет увеличена продолжительность рабочего дня или рабочей недели. Но при этом сокращаются ресурсы свободного времени населения. С другой стороны, скажем, улучшение условий труда требует дополнительных затрат на совершенствование эргономических характеристик рабочих мест, установку средств очистки воздуха в производственных помещениях от пыли и газа, снижение чрезмерного шума и вибрации и т. д. И хотя подобные меры, как правило, способствуют определенному повышению производительности труда, однако в целом связанные с этим издержки не дают немедленной экономической отдачи и сдерживают темпы экономического роста. [10]

2. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь

2.1 Проблемы экономического роста в Республике Беларусь

 

Белорусское правительство  намерено обеспечить экономический  рост за счет расширения преференций  основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки. Запланированное снижение налоговой нагрузки позволит накопить предприятиям дополнительные ресурсы для инвестирования в основной и оборотный капитал.

Анализ роста  ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно  влияет потребление домашних хозяйств. Стабильно высокий прирост ВВП инициируется также внешним спросом, что обусловливает значительный ежегодный прирост экспорта, который часто превышает объем общего прироста ВВП.

Менее заметно  влияние на динамику ВВП инвестиционного  спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. При этом ситуация, когда на единицу прироста совокупного спроса приходится 0,65 единицы прироста импорта, вряд ли может считаться идеальной, так как подобная «утечка» тормозит экономический рост. Поэтому и в дальнейшем остается актуальным проведение целенаправленной политики импорто-замещения.

Национальная  экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

Не секрет, что  глубину кризисного спада первоначально  удалось уменьшить и за счет того, что белорусская продукция на традиционных для нее внешних  рынках выглядела более качественной.

Рост цен на экспортируемые сырьевые ресурсы и приток валютной выручки резко повысили в последние годы платежеспособность и привлекательность российского рынка.

Надо признать, что это обстоятельство оказало  позитивное воздействие и на состояние  белорусской экономики, для которой Россия по-прежнему остается основным рынком сбыта (около 60% от объема белорусского экспорта). [9]

Однако известно и то, что международная экономическая  конъюнктура всегда изменчива. Поэтому  региональное лидерство РФ, основанное на высоких экспортных ценах на сырьевые ресурсы, достаточно недолговечно. К тому же ощутимо нарастает конкуренция и со стороны самих российских производителей, активно внедряющих современные технологии.

Чтобы сохранить  конкурентную способность белорусской  продукции, предстоит активизировать внедрение новых технологий, инновационную деятельность и таким способом улучшить свои позиции в системе международного разделения труда.

С момента вступления в ЕС большая группа восточноевропейских  партнеров Беларуси перешла на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС.

В связи с  этим изменяются условия доступа  ряда белорусских товаров на их рынки (калийные удобрения, текстиль, швейные  изделия и др.), что в состоянии  оказать негативное воздействие  на соответствующие отрасли национальной экономики Беларуси. По крайней мере, характер подобных изменений на западном векторе придется учитывать незамедлительно.

По сей день не решены многие вопросы, которые связаны  с обеспечением инвестиционной привлекательности  хозяйственного механизма для иностранных партнеров.

Вместе с тем  создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы.

Примеры подобной конструктивной промышленной политики спешат продемонстрировать многие наши соседи. Для Беларуси такой прием  создал бы передышку, которая позволила  бы при высокой и эффективной  занятости населения сформировать современную наукоемкую структуру национальной экономики.

Стремление сохранить  свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием  национальных кластеров -- конгломератов  конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ (с российским и другим капиталом).

Таким образом, проблема экономического роста в  Республике Беларусь стоит очень  остро и по сей день. В связи с тем, что в последние годы экономический рост достигался в основном посредством экстенсивных факторов, сегодня мы видим структурный кризис экономики.

В условиях кризиса, когда конкурентоспособность продукции  имеет наибольшее значение, необходимо внедрять инновации, с целью усиления интенсивных факторов. [8]

2.2 Пути совершенствования экономического  роста в Республике    Беларусь 

 

Приоритетной  целью экономической политики государства в предстоящий период должно быть повышение реального уровня жизни всех социальных групп, преодоление бедности. Как следует из экономической теории и мирового опыта, достижение этой цели возможно лишь на путях формирования открытой рыночной экономики. Содержание реформ сводится к перемещению принятия хозяйственных решений от государственных органов к производителям и потребителям, к созданию стабильной и безопасной хозяйственной среды для субъектов хозяйствования (деньги, законодательство, защита собственности, соблюдение контрактов и т.д.), к созданию рыночных институтов как элементов саморегулирования экономики (частные предприятия, биржи, инвестиционные фонды и т.д.). Государственное вмешательство необходимо прежде всего для соблюдения "правил игры", предотвращения негативных последствий действия рыночных сил (защита природной среды, поддержка социально не защищенных групп населения и т. д.). Государство должно взять на себя принятие решений, которые необходимы обществу, но не вызывают интереса других субъектов хозяйствования (низкая эффективность, результат в далеком будущем, большие первоначальные вложения).     

Непосредственным  результатом преобразований и обязательными  условиями достижения приоритетной цели явятся:

  • создание системы гарантий частной собственности;
  • создание стимулирующей инвестиционной среды с высокой степенью экономической свободы;
  • создание высокотехнологических рабочих мест;
  • создание эффективной адресной системы социальной защиты самых бедных членов общества;
  • включение Беларуси в процесс глобализации, формирование действительно открытой экономики.
 

    Это достигается путем выполнения конкретных мероприятий в сфере монетарной, фискальной, инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, торговой, социальной политики, а также путем реформирования политической системы государства. Необходимые преобразования включают в себя разносторонние меры не только по изменению количественных показателей экономики, но и по формированию нового качества жизни, новой социальной среды.    

Экономические реформы предполагают выполнение триединой задачи переходного периода: достижение стабилизации, либерализация всех рынков и построение институтов рыночной экономики. Основные направления экономической  политики должны заключаться в следующем.    

Монетарная  политика

  • Восстановление  независимости Национального банка  и его статуса как единственного  органа, ответственного за стабильность национальной валюты; создание свободных  денежно-кредитного и валютного  рынков; создание золотовалютных резервов; отказ от необоснованной кредитной эмиссии.
  • Проведение реформы финансового сектора экономики; приватизация банковской системы, ее оздоровление, повышение ликвидности; реструктуризация задолженности предприятий, вытеснение из расчетов бартера и денежных суррогатов; обеспечение жесткой финансовой дисциплины с эффективными механизмами санации и банкротства.
  • Законодательное обеспечение развития финансового рынка страховых, инвестиционных, трастовых компаний, пенсионных фондов; введение строгих норм отчетности, аудита и прозрачности проводимых операций.
 

    Фискальная  политика

  • Снижение  объема государственного потребления  в структуре ВВП.
  • Установление максимальной ставки подоходного налога в пределах 15-20%.
  • Строгое ограничение дефицита бюджета и постепенный переход к его запрету.
  • Централизация финансирования всех государственных расходов путем отмены всех внебюджетных фондов.
  • Централизованный механизм постатейного формирования госбюджета со строгим распределением обязанностей местных и республиканского бюджетов.
  • Установление размера внутренней и внешней задолженности в пределах 20% от ВВП.
  • Упрощение налоговой системы.
  • Равенство экономических субъектов перед бюджетом, предполагающее отсутствие многочисленных льгот и привилегий.
  • Унификация правил бухучета и приведение их в соответствие с международными стандартами.
  • Возможность контроля за расходом средств бюджетов всех уровней со стороны представительных органов власти, общественных организаций и СМИ.

Торговая  политика

  • Снижение  до 4-6% средней ставки таможенных пошлин на импорт.
  • Сокращение так называемых нетарифных ограничений, квот, лицензий и т.д.
  • Формирование развитой сети институтов финансовых посредников для осуществления экспортных операций.
  • Обеспечение равного доступа всех субъектов к участию в государственных тендерах на оказание публичных услуг и по поставкам товаров в рамках госзаказа.
  • Снятие ограничений на трансферт технологий и производственных ноу-хау.
  • Снятие административных ограничений на рынке рабочей силы, упорядочение миграционного режима.

Информация о работе Экономический рост в современной Беларуси