Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – разобраться в сущности экономического роста, охарактеризовать основные его факторы и типы, определить возможные последствия экономического роста для страны, как положительные, так и отрицательные; охарактеризовать основные модели роста, выработанные известными экономистами, а также выявить основные тенденции и проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выяснить пути их решения и политику дальнейшего роста нашей экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Экономический рост: сущность, факторы и типы………………………………..5
1.1. Понятие экономического роста и его измерение. Последствия рос-та…………………………………………………………………………………5
1.2. Факторы и типы экономического роста……………………………………….7
1.3. Показатели роста национальной экономики, его темпы, качест-во………………………………………………………………………………..10
2. Модели экономического роста…………………………………………………….14
2.1. Неокейнсианские модели роста………………………………………………14
2.2. Неоклассические модели роста……………………………………………….16
3. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………………..22
3.1. Экономический рост в странах с рыночной экономикой…………………...22
3.2. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………………….38
Приложения…………………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

Анализ мировой практики за последние десять лет показывает, что двигателем расширения (экс­пансии) мирового производства являлись три основных фактора:

1)    политика либерализации в различных странах, предполага­ющая открытие национальных рынков и разрешающая все виды ПИИ и соответствующих соглашений;

2)    ускоренные технологичес­кие изменения с растущими из­держками и рисками толкают к поискам путей их снижения;

3)    этот фактор, как результи­рующая функция двух предыду­щих, связан с конкуренцией. Сильная конкуренция заставля­ет фирмы искать новые пути ро­ста эффективности, в том числе маркетинговые исследования рынков на ранних стадиях про­изводства, а также разработку всевозможных мероприятий по снижению издержек на всех ста­диях воспроизводственного про­цесса, включая слияния и погло­щения компаний. [14, с. 21].

Является ли наша экономика привлекательной для иностранно­го инвестора? Обычно мы гово­рим «да». И приводим следующие аргументы:

•        дешевизна рабочей силы,

•        высокий уровень ее квали­фикации,

•        центр Европы,

•        достаточно хорошо разви­тая сеть коммуникаций.

И это все правильно. Однако существуют методики определе­ния привлекательности той или иной страны для иностранного инвестора, которыми пользуются ТНК при принятии решений о вложении капитала. Большую роль в привлечении ПИИ играет инвестиционный климат. Соглас­но методике ЮНКТАД, о привле­кательности той или иной стра­ны свидетельствует индекс, пока­зывающий отношение доли страны в притоке иностранных инве­стиций к доле страны в мировом ВВП. Другой важный показатель - индекс, основанный на струк­турных факторах, согласно кото­рым «все предсказуемо», законо­дательство «не имеет обратной силы», в управленческой иерар­хии устоявшиеся институты и т.п.

«Различные комбинации этих двух индексов позволяют разде­лить все страны, которые борют­ся за инвестиции, на четыре груп­пы. В 1998 - 2000 гг. самую при­влекательную группу составляли 42 страны. Ее возглавили Фран­ция, Германия, Швейцария и Со­единенное Королевство, а также «азиатские тигры» - Гонконг, Ки­тай, Малайзия, Сингапур и Таи­ланд, ряд латиноамериканских стран, таких как Аргентина и Чили. Новыми претендентами в конкурентной борьбе за инвести­ции стали Коста-Рика, Венгрия, Ирландия и Польша. Можем ли мы при таких кри­териях конкурировать за привле­чение иностранных инвестиций на мировом рынке? Увы, пока нет.

Источником инвестиций могут являться внутренние сбережения, которые в республике в 2001 г. составили 3 823,2 трлн. руб., что чуть более 15 долл. на каждого гражданина. Развитые страны в 2001 г. имели по притоку ПИИ на душу населения 583,1 долл., раз­вивающиеся - 41,4 , страны ЦВЕ -80,8 долл., государства Западной Европы - 863,3, страны ЕС - 856,7, США - 435,2 долл.

Итак, внутренних сбережений имеем минимум, которого нам явно не хватает для требуемого роста. Тем более, если хотим вый­ти на рынки высокотехнологичного производства и вступить в конкуренцию за инвестиции с развивающимися, развитыми и странами ЦВЕ». [14, с. 21].

Для привлечения иностран­ных инвестиций следует обеспечить последова­тельное проведение реформ, направленных на совершенствование институциональной среды и создание макроэкономических условий для ин­вестиций. Необходимо: создать надежные гаран­тии по защите собственности иностранных и частных инвесторов; значительно сократить ад­министративные барьеры на пути открытия и развития бизнеса; повысить качество и обеспечить стабильность основных институтов, регулирующих финансовые и экономические отношения; более активно продолжить формирование ры­ночной инфраструктуры; повысить кредитные возможности и надежность банковской системы, .в том числе за счет разгосударствления банков и продажи государственных долей участия в бан­ках нерезидентам; снизить уровень инфляции до умеренного и обеспечить стабильность и пол­ную конвертируемость национальной валюты, и т. д. [13, с. 27-28].

Также для привлечения инвестиций в отрасли и сферы, в подъеме которых заинтересовано государство, сегодня широко используется таргетирование экспортоориентированных инвестиций. Таргетирование - разработка и реализация комплекса мер по ук­реплению конкурентоспособнос­ти промышленности на мировом и внутренних рынках на основе создания условий для благопри­ятного развития стратегических отраслей, исходя из требований конкретных потребителей.

Как Республика Беларусь мо­жет использовать таргетирова­ние для привлечения инвести­ций? Каждый из них нуждается в при­влечении инвестиций. Но необ­ходимо иметь своего рода биз­нес-планы этих приоритетов, ко­торые бы включали: регионы, па­раметры и направления возмож­ного инвестирования, преиму­щества того или иного региона, обеспеченность кадрами, обра­зовательную инфраструктуру, пользу от инвестирования в тот или иной проект и т.п. Следует создать сайты в Интернете. Всем этим и должно заниматься Аген­тство по привлечению инвести­ций. Мы должны показать себя в выгодном свете, создать при­влекательный во всех отношени­ях имидж для инвестора.

Нам всем надо понять, что ин­вестиционный процесс в респуб­лике - неотъемлемая часть миро­вого инвестиционного процесса, что все мировые рынки связаны между собой и надо бороться за привлечение инвестиций. Следу­ет иметь в виду, что механизмы и инструменты инвестицион­ного процесса должны быть интегрированы в мировой ин­вестиционный процесс. [14, с. 22].

5. С учетом ориентации экономики на по­вышение нормы накопления, рост конечного потребления должен быть высоким, но несколь­ко ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем пред­ставляется целесообразным продолжить полити­ку на высокие темпы роста долларового эквива­лента заработной платы. Такой экономический курс позволит: во-первых, создать более силь­ные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более приемлемые условия воспроизводства ос­новного его фактора - человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифи­цированных кадров за рубеж; в-четвертых, спо­собствовать росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста валовых сбере­жений, которые при соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.

Как показал проведенный анализ, источ­никами и факторами роста долларового эквива­лента заработной платы в прогнозном периоде могут быть:

•    рост ВВП на душу населения;

•    сокращение избыточной численности занятых в народном хозяйстве;

•    ликвидация субсидирования цен;

•    сокращение льгот;

•    сокращение налогового бремени и рост доли заработной платы в ВВП;

•    укрепление белорусского рубля (рост ре­ального курса);

•    легализация теневых выплат заработной платы. [13, с. 28].

6. Приоритетным направлением экономи­ческой политики Беларуси является снижение налоговой нагрузки, поскольку призвано повы­сить конкурентоспособность белорусских това­ров на внешнем и внутреннем рынках, прибли­зить уровень налоговых изъятий к показателям наших ближайших соседей.

«Следует отметить, что снижение ставок налогов необязательно ведет к снижению нало­говых поступлений. В частности, введение уни­фицированной ставки подоходного налога в Рос­сии на уровне в 13% привело к росту поступле­ний от данного налога примерно в 1,5 раза. Это обусловлено тем, что многие доходы в результа­те этой реформы стали легализовываться». [13, с. 28].

Снижение налоговой нагрузки должно со­провождаться отменой индивидуальных льгот и преференций, сокращением числа и совершен­ствованием структуры налоговых и неналоговых платежей. Темпы уменьшения уровня налоговой и неналоговой нагрузки не должны быть очень высокими (не более 2-3 процентных пунктов от ВВП в год до 2005 г.), поскольку неумеренно рез­кие подвижки в этой сфере чреваты бюджетны­ми проблемами, связанными с конкретными сфе­рами финансирования.

7. Жесткая кредитно-денежная полити­ка в условиях либеральной системы экономи­ческих отношений - это основа, которая по­зволяет максимально задействовать рыночные стимулы воспроизводства и не допустить анар­хии в экономике страны. Вместе с тем необхо­димо учитывать, что инструменты кредитно-денежной политики являются наиболее тонки­ми и их применение требует наибольшей осторожности.

Денежно-кредитную политику целесооб­разно основывать на прямом инфляционном таргетировании. При этом снижение уровня инф­ляции должно быть подчинено необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает международный опыт, требует плав­ного ее снижения, поскольку резкое ограниче­ние инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-кредитной политике чревато стагнацией производства.

Постепенное снижение инфляции позво­лит достаточно, хотя и сдержанно, поддерживать перспективные производства, имеющие транзи­тивные трудности, и осуществить структурные изменения преимущественно не путем закрытия предприятий, а на основе их преобразования и развития конкретных производств. [13, с. 29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы подвести итоги всему вышесказанному и сделать выводы.

Итак, экономический рост – стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики. Главными его целями являются удовлетворение всевозрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и, соответственно, уровня жизни. Существует множество факторов экономического роста, которые можно классифицировать по-разному. Бывают внутренние и внешние, объективные и субъективные, прямые и косвенные факторы. В работе подробно рассмотрены внутренние факторы роста: природные ресурсы, трудовые ресурсы, предпринимательские способности, совокупный спрос, и, пожалуй, главный фактор – научно-технический прогресс.

Мы выяснили положительные и отрицательные последствия экономического роста для страны. Безусловно, государство должно бороться с негативными явлениями и предотвращать их по мере возможности, ведь отказываться от экономического роста из-за некоторых негативных последствий никак нельзя.

В работе подробно охарактеризованы модели экономического роста: неокейнсианские (модели Домара, Харрода), неоклассические (модель Солоу). Они основываются на разных предпосылках, имеют различную методологию.

Можно сделать следующие выводы, касающиеся экономического роста в Беларуси:

       Республика Беларусь прошла достаточно длительный и сложный путь трансформации экономики. В стране в течение 10 лет наблюдается экономический рост высокими темпами по меркам любого общества. Имели место, с одной стороны, преемственность экономической политики на различных стадиях развития, с другой – поиск и внедрение новых элементов этой политики, адекватных изменяющейся ситуации и времени. Белорусской трансформации присущ эволюционный характер преобразований, основанный на ментальности народа и социальной ответственности правительства;

       Методом проб и ошибок, на основе осмысления исторического и новейшего опыта, включая и собственный, в республике формируется своя перспективная модель национальной экономики, которую в самом общем виде можно определить как социально ориентированную рыночную экономику;

       Опыт экономического развития нашей страны последнего десятилетия говорит о необходимости своевременной смены тактических механизмов реализации экономических реформ исходя из конкретных внутренних и внешних обстоятельств. Эти механизмы должны быть гибкими и адекватными как общей концепции экономического развития, так и реальным вызовам времени.


Список литературы:

 

1.      Лемешевский И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с., с. 528-562;

2.      Макроэкономика: Учеб. пособие / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с., с. 130-142;

3.      Макроэкономика: Учеб. пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др.; Под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с., с. 94-111;

4.      Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 972 с., с. 394-411;

5.      Макроэкономика: Учеб. пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998. – 216 с., с. 192-210;

6.      Макроэкономика: Учебн. пособие / П. Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э. А. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004, – 296 с., с. 88-96;

7.      Шимов В. Н. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту. // Белорусский экономический журнал. – 2006. - № 2 – с. 18-27;

8.      www.economy.gov.by

9.      Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 (Стат. сб.). Мн.: Минстат Республики Беларусь, 2000.

10. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Мн., 2006.

11. Устремленность в будущее. Беларусь 1995-2005. Цифры и факты. Стат. сб. Мн., 2006.

12. Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Основной доклад. Мн., 2005.

13. Пинигин В. В. О некоторых источниках и факторах экономического роста в Беларуси // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. – № 8, с. 25-29;

14. Новикова И. В. Экономический рост в Беларуси в контексте мировой инвестиционной динамики // Директор. – 2004. – № 4, с. 20-22;

15. Г. Ф. Кравцова, Н. И. Цветков, Т. И. Островская. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. – Хабаровск, 2001, с. 47-49.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1

Внутренние факторы экономического роста

 

Факторы

Количественный показатель фактора

Способ наилучшего использования фактора

Показатели эффективности использования

Природные ресурсы

Различный для каждого вида ресурсов

Наиболее полное извлечение, комплексная и глубокая переработка сырья

Снижение материалоемкости продукции

Трудовые ресурсы

Численность трудоспособного населения и квалификация рабочей силы

Совершенствование образования, профессиональной подготовки; улучшение условий труда

Рост производитель-

ности труда

Предпринима-

тельские способности

Образование, талант, трудолюбие, инициативность

Государственное поощрение предпринимательской деятельности

Рост показателей эффективности производства

Основные производствен-

ные фонды

Цена единицы производственной мощности, одного рабочего места

Совершенствование технологии и организации производства

Рост фондоотдачи, повышение качества продукции

Научно-технический прогресс

Уровень затрат на единицу результатов

Развитие НИОКР, лучшее использование их результатов

Рост показателей эффективности производства, улучшение состояния окружающей среды

Совокупный спрос

Объем совокупного спроса в стоимостном выражении

Поощрение спроса путем снижения цен, инфляции, развития системы кредита

Рост показателей эффективности производства

Информация о работе Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь