Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – разобраться в сущности экономического роста, охарактеризовать основные его факторы и типы, определить возможные последствия экономического роста для страны, как положительные, так и отрицательные; охарактеризовать основные модели роста, выработанные известными экономистами, а также выявить основные тенденции и проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выяснить пути их решения и политику дальнейшего роста нашей экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Экономический рост: сущность, факторы и типы………………………………..5
1.1. Понятие экономического роста и его измерение. Последствия рос-та…………………………………………………………………………………5
1.2. Факторы и типы экономического роста……………………………………….7
1.3. Показатели роста национальной экономики, его темпы, качест-во………………………………………………………………………………..10
2. Модели экономического роста…………………………………………………….14
2.1. Неокейнсианские модели роста………………………………………………14
2.2. Неоклассические модели роста……………………………………………….16
3. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………………..22
3.1. Экономический рост в странах с рыночной экономикой…………………...22
3.2. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………………….38
Приложения…………………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

На строительство жилых домов в январе-августе 2006 г. использовано 18,5% от общего объема инвестиций, или 122,7% к уровню соответствующего периода 2005 г.

За счет всех источников финансирования в январе-августе введено в эксплуатацию 2441 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях – 1060 тыс. кв. м.

По сравнению с январем-августом 2005 г. ввод в действие жилья увеличился на 350 тыс. квадратных метров, или на 16,7%.

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 835 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составило 34,2% от их общего ввода (в январе-августе 2005 г. – 33,4%).

Результаты внешнеэкономической деятельности в целом по республике в январе-июле 2006 г. характеризовались положительной динамикой и значительным превышением прогнозных параметров. Так, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии Платежного баланса составил 131,9% к январю-июлю 2005 г. (прогноз на год 108,3-109,3%), в том числе экспорт – 124,7% (108,5-109,5%), импорт – 139,7% (108-109%).

В январе-июле 2006 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 415,4 млн. долларов США, в том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное – 840,5 млн. долларов США, услугами положительное – 425,1 млн. долларов США.

Стабильный экономический рост в январе-августе 2006 г. способствовал сохранению тенденции опережающего роста реальных денежных доходов населения.

Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-июль 2006 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 17,6% при прогнозе на год на 7-8,5%.

Основными источниками формирования денежных доходов населения по-прежнему являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе-июле 2006 г. составили 82,9% от общей суммы денежных доходов населения.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике в январе-июле текущего года увеличилась к уровню соответствующего периода 2005 г. на 28,4% (по прогнозу на 2006 г. – на 16,7-19,9%) и составила 565,7 тыс. руб., в том числе в июле – 612,3 тыс. руб. (285,5 долл. США в эквиваленте). При этом заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 26,8% (по прогнозу – на 18,8-21,1%) и составила 525,8 тыс. руб., в том числе в июле – 558,1 тыс. руб. (260,3 долл. США).

Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в целом по республике в январе-июле 2006 г. составила 119,7% к уровню января-июля 2005 г., что выше прогноза на 2006 год (8 – 9%). В июле по сравнению с июнем 2006 г. она возросла на 0,9%.

Сохраняется тенденция повышения покупательной способности заработной платы. Если в январе-июле 2005 г. ее соотношение с минимальным потребительским бюджетом составляло 197,2%, то в январе-июле 2006 г. – 223,5%.

Пенсионная система республики функционирует стабильно. Обеспечивается рост и своевременная выплата пенсий.

Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-августе 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. увеличился на 30,5% (прогноз на 2006 г. – 16,5-19,5%) и составил 250,5 тыс. руб., в том числе в августе – 260,5 тыс. руб.

Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 24,8% (прогноз – 13,4-14,2%) и составил 148 тыс. руб., в том числе в августе – 155 тыс. руб.

Реальная пенсия по возрасту за январь-август 2006 г. к соответствующему периоду прошлого года выросла на 21,8% (по прогнозу – 107,9-108,6%).

Уровень безработицы по состоянию на 1 сентября 2006 г. составил 1,4% к численности экономически активного населения.

Рост доходов населения и снижение темпов инфляции стимулировали в январе-августе т.г. потребление. Так, на потребительском рынке республики прирост объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации обеспечен на уровне 17,2% к соответствующему периоду 2005 г. при прогнозе его роста на год - 9-10,5%.

Объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации в январе-июле 2006 г., составил в сопоставимых ценах 111,4% к уровню соответствующего периода 2005 г. (при прогнозе на год – 108-109%).

За январь-август 2006 г. прирост индекса потребительских цен на товары и услуги, характеризующий инфляцию, составил 2,9% или 0,4% в среднем за месяц, что ниже прогнозного показателя на 2006 г. (0,6-0,7% в среднемесячном исчислении) и ниже факта аналогичного периода 2005 г. (4,6% за январь-август 2005 г. и 0,6% в среднем за месяц).

Финансовые результаты работы организаций реального сектора экономики республики в январе-июле 2006 г. характеризуются следующими показателями.

В январе-июле 2006 г. рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в целом по народному хозяйству составила 13,9% против 14,5% в январе-июле 2005 г., рентабельность продаж – соответственно 8,3% против 8,8%.

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь-июль 2006 г. составила 15,7% (в январе-июле 2005 г. – 16,6%), рентабельность продаж – 11,3% (соответственно – 12%).

Энергоемкость ВВП в январе-июле 2006 г. снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 1,6% (прогноз на год – минус 6-7%).

Снижение уровня материалоемкости продукции в промышленности в январе-июле 2006 г. в сопоставимых ценах составило 1,1% при прогнозе на год – 1-1,5% .

Таким образом, по итогам работы народного хозяйства Республики Беларусь в январе-августе 2006 г. следует констатировать достижение прогнозируемых уровней по 13 из 16 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики на 2006 год, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 587.

Вместе с тем в январе-июле 2006 г. не удалось выйти на прогнозные параметры по энергоемкости валового внутреннего продукта и импорту товаров и услуг. Кроме того, в январе-августе т.г. производство продукции сельского хозяйства сложилось на уровне ниже прогнозного значения на 2006 г. [8].

Хотелось бы остановиться на тех возмож­ностях, которыми обладает Беларусь для обеспе­чения экономического роста.

1. «Опыт новей­шей истории Беларуси показывает, что механиз­мы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, все менее эффективны, а при­менение ресурсов по заниженным ценам (рабо­чей силы, энергоресурсов и др.) становится все менее осуществимым.

Не отрицая в целом позитивную и актив­ную роль государства в условиях рынка, и осо­бенно в период движения к нему, следует отме­тить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня, используя административ­ные рычаги оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий». [13, с. 25].

Возврат к прямым административным методам государственного регулирования в ус­ловиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного типа был оправдан. Однако сегодня такая система уп­равления является значительным тормозом со­циально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственно­сти и контроля в деятельности чиновников со­здаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции соблюдения интересов страны в целом, а в угоду индиви­дуальной и групповой корысти. Последнее обусловлено во многом низкой заработной пла­той работников органов управления, что од­новременно стимулирует отток наиболее ква­лифицированных кадров в коммерческую сферу.

В связи с этим первостепенной является задача формирования системно полной законодательно правовой базы, регулирующей эконо­мические отношения рыночного типа и прове­дение административной реформы, максимально исключающей оперативные исполнительно-рас­порядительные функции государственного уп­равления, которое должно быть сосредоточено преимущественно на политических и регулятив­ных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Таким образом, главная задача государства - создание институциональных основ саморазвития. [13, с. 26].

2. Сегодня в целях обеспечения экономи­ческого роста важно создать условия для разви­тия и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:

•    аккумулировать собственные и заемные средства населения для создания част­ных предпринимательских структур;

•    продемонстрировать другим странам и международным структурам привержен­ность Беларуси рыночным принципам и свободам;

•    создать новые рабочие места;

•    сформировать предпосылки для образо­вания среднего класса, являющегося ос­новой социальной стабильности в об­ществе;

•    повысить устойчивость, гибкость и адап­тивные возможности народнохозяйствен­ного комплекса страны. [13, с. 26].

В части институционального обеспечения процесса развития предпринимательства необ­ходимо упростить систему регистрации, сократить количество лицензируемых видов деятельности.

Развитие малого и среднего бизнеса не оз­начает разбиения крупных предприятий на ряд более мелких. Размер предприятия должен оп­ределяться экономической целесообразностью. Для Беларуси представляется це­лесообразным формирование крупных нацио­нальных корпораций (по отраслевому, терри­ториальному или другим признакам), включе­ние в международные корпорации (ТНК, ФПГ) при одновременной поддержке и развитии ма­лого и среднего бизнеса. Это позволит при­дать экономике Беларуси устойчивость и гиб­кость, повысить ее структурную конкуренто­способность.

3. Как показал опыт стран Центральной и Восточной Европы, достигали наибольших ус­пехов в привлечении иностранных инвестиций и повышении благосостояния те страны с пере­ходной экономикой, которые активно осуществ­ляли приватизацию. Беларусь преобразование форм собственности проводит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса от большинства стран, находящихся на стадии рыночных преобразований.

Вместе с тем в настоящее время вопрос разгосударствления и приватизации стоит все острее. Это обусловлено большими финансовы­ми затратами государства по поддержанию хотя бы минимального уровня конкурентоспособно­сти белорусских государственных предприятий, однако проблема старения и необходимости мо­дернизации производств стремительно возраста­ет.

Несмотря на значительное отставание в процессах приватизации от других стран, Бела­русь в настоящее время сохраняет хорошие шан­сы на выгодную приватизацию большей части государственных предприятий путем их полно­го или долевого выкупа стратегическими инвес­торами по приемлемой цене. При этом следует иметь в виду, что фонды быстро стареют мораль­но и физически, идет потеря рынков. Поэтому процесс приватизации и структурных реформ требует ускорения. [13, с. 27].

4. В последние годы доля инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь составляла 16-18%. Для развитых стран такая доля инвестиций в ВВП является вполне достаточной: можно нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе и увеличивать объемы производства. Однако, как отме­чалось, в Беларуси подобного процесса не наблюдается. Это происходит, прежде всего, по при­чине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам, вследствие низкой производительности производственного аппарата, а также невысокой загрузки производ­ственных мощностей в связи с недостаточной конкурентоспособностью производимых товаров по цене и качеству, которая без реструктуризации производств и привлечения инвестиций не может быть увеличена.

Определенным источником инвестиций может быть увеличение доли валового накоп­ления и в его составе - доли инвестиций в ВВП. Этого можно достичь, во-первых, на ос­нове снижения доли конечного потребления, а во-вторых, путем привлечения иностранных инвестиций.

Первый путь затруднителен ввиду невы­сокого уровня жизни и бедности населения и может осуществляться постепенно, на основе опережающего роста валовых накоплений по отношению к росту конечного потребления в условиях роста ВВП. Однако это значит, что про­блему старения решить в ближайшее время не удастся, так как для этого необходимо удвоить долю инвестиций в ВВП.

Более приемлемым представляется вто­рой путь, поскольку он не связан с уменьше­нием роста потребления населения страны. Кроме того, иностранные инвестиции вызы­вают не только рост импорта инвестиционных товаров в страну, но и увеличивают загрузки мощностей отечественных производителей ин­вестиционных товаров, вследствие чего про­исходит рост ВВП и потребления населения. Как показывает практика, иностранные инве­стиции имеют более высокую отдачу, так как основаны, как правило, на более прогрессив­ных технике и технологиях с использованием более эффективного менеджмента и ориенти­рованы на освоение новых рынков. [13, с. 27].

«Сегодня основная форма ин­вестирования за рубежом - ПИИ. Это  вложения  в  производство, включающие покупку, создание или расширение фондов предпри­ятия, другие операции, связанные с установлением фактического контроля над компанией с расши­рением ее деятельности. По уста­ву МВФ они должны составлять не менее 25% акционерного ка­питала компании». [14, с. 20].

Говоря об основных тенденци­ях на мировом рынке инвестиций, следует отметить, что они тесно связаны с динамикой мирового производства. Если производство растет, то растут и инвестиции. И наоборот, если растут инвести­ции, то растет и производство.

Информация о работе Экономический рост и основные факторы его развития. Проблемы экономического роста в Республике Беларусь