Экономические конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование значения экономической конкуренции и конкурентоспособности предприятий.
Задачи данной работы следующие:
изучение литературы по данной тематике;
исследование структуры экономической конкуренции и ;
анализ характеристики экономической конкуренции.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое значение конкуренции 4
2. Влияние конкуренции на деятельность предприятий 8
3. Экономические основы конкурентоспособности предприятий 12
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Томский сельскохозяйственный институт.docx

— 93.47 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Агротехнологический факультет

Кафедра экономики и менеджмента 

 
 

Контрольная работа на тему: 

 «Экономические конкуренции» 
 

                  Выполнил:                                                            студент 1 курса группы 1191                                         Митрофанова А.В.

                                     

                                         Проверил:

                  Старший преподаватель

                  Михайлова А.В. 
                   
                   
                   

Томск  2011 

Оглавление

Введение                                                                   3                                                                                      

1. Экономическое значение конкуренции                                                                                  4

2. Влияние конкуренции на деятельность предприятий                                                            8

3. Экономические основы конкурентоспособности предприятий                                          12

Заключение                                                                                                                                   20

Список использованной литературы                                                                                         21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       По самому общему определению, конкуренция – это соперничество между участниками рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

        По мнению неоклассиков, конкуренция  есть борьба за экономические  ресурсы, за утверждение устойчивой  ниши на рынке. Й.Шумпетер считал, что главное в конкурентной  борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе  не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая  процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф.Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

        Достоинство конкуренции в том,  что она ставит распределение  ограниченных ресурсов в зависимость  от экономических аргументов  соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно. Предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

        Поэтому роль конкуренции заключается  в том, что она способствует  установлению на рынке определённого  порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

    Целью данной работы является исследование значения экономической конкуренции и конкурентоспособности предприятий.

    Задачи  данной работы следующие:

    • изучение литературы по данной тематике;
    • исследование структуры экономической конкуренции и   ;
    • анализ  характеристики экономической конкуренции.
 
 

   

     

            

1. Экономическое значение конкуренции

    Конкуренция - (от лат. сoncurre - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своих услуг, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция услугодателей.

    Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда  один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается  как главная сущностная черта, свойство производства, так и способ развития. В любой отрасли, конкуренция  определяется силами:

  угрозой появления новых конкурентов;

     угрозой появления услуг-заменителей;

     рыночной  властью поставщиков;

     рыночной  властью потребителей;

     соперничеством  конкурентов одной отрасли;

     Значение  каждой из пяти сил меняется и предопределяет, в конечном счет, результативность. При этом, предприятию необходимо преодолевать негативные, и использовать позитивные воздействия конкурентных сил для экономического роста.

     Киперман ГЛ. определяет конкуренцию как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

     Макконнел К.Р. и Брю С.Л. определяют ее как наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

     Фатхутдинов Р.А. рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

    Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.

        Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции.

       Каковы условия возникновения  такой конкурентной среды и  почему именно она более всего  подталкивает фирмы к повышению  экономической эффективности?

Таблица 1 – Условия  возникновения совершенной конкуренции

    Примерно  одинаковые затраты на производство. Число фирм велико, а  объёмы поставок на рынок не различаются.
    Товары  сходны по свойству и качеству. Вход на рынок  и выход из него не связаны с большими трудностями.
    Продавцы  и покупатели обладают всей необходимой информацией о товарах, ценах и прибылях, которые можно получить от продаж. Транспортные  затраты и затраты по сбыту  товаров не могут помешать развитию конкуренции.
 

    Как видно из первой таблицы для устойчивости  совершенной конкуренции необходимы следующие условия:

  • Производимые товары примерно одинаковы, т.е. нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свойствам или качеству над продукцией других фирм;
  • Товары на рынок предлагают многие фирмы, и объёмы их поставок не очень различаются. В этом случае каждая из фирм оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
  • Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие   сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится предыдущее условие);
  • Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т.е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);
  • Вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями. Например, пассажирский авиалайнер не изготовить в домашней мастерской: для этого надо сначала возвести большое и достаточно дорогое предприятие. Следовательно, рынок таких самолётов не может быть рынком совершенной конкуренции (не так много предпринимателей сумеют собрать сумму, достаточную для создания подобного предприятия, и войти в рынок). Значит, нарушится второе из перечисленных выше условий;
  • Продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товаров, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия (называемого обычно информационной прозрачностью рынка) продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия, и не могут требовать цены выше неё. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленно начнут покупать у них, а не у фирмы, решившей продать дороже равновесной цены.

          В реальной жизни обнаружить  совпадение всех этих условий  возможно лишь в очень редких  случаях, поэтому большинство  рынков работает в условиях  несовершенной конкуренции. Но  даже такая форма конкуренции  всё равно лучше, чем монополия.  Конкуренция в большей мере, чем  монополия, способствует достижению  экономической эффективности на основе рационализации хозяйственной деятельности и использования достижений науки и техники.

        Попробуем разобраться, в чём  разница между  видами конкуренции и монополией.

        Совершенная конкуренция-тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого-либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный.

       Конкуренция, которая в той  или иной степени связана с  заметным ограничением свободного  предпринимательства, называется  несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жёсткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

       Между совершенной и несовершенной  конкуренцией лежит тот  вид  её, который весьма часто встречается  в практике и является как  бы смесью двух отмеченных  видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.

       Она представляет собой тип  рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чём-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

       Противоположностью конкуренции  служит монополия (от греч.monos – один и poleo – продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в  отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе вступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч.monos – один и opsonia – закупка).

Информация о работе Экономические конкуренции