Экономическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание

В первом вопросе данной работы раскрывается сущность экономической конкуренции. Второй вопрос посвящен видам экономической конкуренции, а именно: совершенной (чистой), монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В заключении рассматривается сложившаяся конкурентная среда на российском рынке.+

Содержание

Введение 3
1. Сущность экономической конкуренции 5
2. Виды конкуренции и их особенности 10
3. Конкуренция на российском рынке 20
Заключение 28
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

Экономическая конкуренция.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                        3

1. Сущность экономической конкуренции                     5

2. Виды конкуренции и их особенности                 10

3. Конкуренция на российском рынке                 20                                                                                                     

Заключение            28

Список использованных источников         29 
          Введение

      Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием – рынок.

      Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время  существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

      Рынок – это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения.

      Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.

      В экономической литературе существует множество определений категории  «конкуренция».

      По  определению классической школы, конкуренция  есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.

      По  Карлу Марксу, конкуренция – это  борьба между предпринимателями  за наиболее выгодные условия вложения капитала.

      Конкуренция на деле всегда включала в себя и  продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка  за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.

      Учитывая  все вышеизложенное актуальность данной темы в современных условиях бесспорна, ведь без конкуренции нет рыночной системы.

      В первом вопросе данной работы раскрывается сущность экономической конкуренции. Второй вопрос посвящен видам экономической конкуренции, а именно: совершенной (чистой), монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В заключении рассматривается сложившаяся конкурентная среда на российском рынке.

 

       1. Сущность экономической конкуренции

      Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

      Она способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

      Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: Что? Как? Для кого производить?

      Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий [5, с.230].

      При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким  образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

        Основные условия возникновения  конкуренции [5, с.233]:

      1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

      2.   полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

      3. противостояние всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.

      Функции конкуренции [6, с.129].

      1. Функция размещения (аллокационная)  – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.

      2. Инновационная функция – стимулирует  внедрение достижений науки и  техники, выпуск новых видов  продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции  и услуг, и т.д.

      3. Распределительная функция –  создает условия для получения  доходов и прибыли наиболее  успешным предприятиям и приводит  к банкротству предприятия, чья  продукция и услуги невостребованные.

       4. Контрольная функция – инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

      Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют  настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов

      Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

      Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

      При противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.  

        

      Рис. 1.1 Классификация экономической  конкуренции [8, с.215]

      По  методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую (рис.1.1).

      Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по более низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

      Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

      По  отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

      Внутриотраслевая  конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

      Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

      По  степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Более подробно рассмотрим данную классификацию во втором вопросе данной работе.

 

       2. Виды конкуренции и их особенности

      Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться  для разных типов (моделей) рынка.

      По  степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (рис.2.1): 

        

      Рис. 2.1 Модели рынка 

      Совершенная (чистая) конкуренция — тип рыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, изготавливающих однородную, или стандартизированную продукцию, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену выпускаемой продукции, равно как и ее потребители (покупатели).

      К основным  признакам совершенной  конкуренции относятся следующие [5, с.234]:

  1. присутствие на рынке большого количества фирм;
  2. все фирмы выпускают совершенно одинаковую продукцию, т. е. потребителю безразлично, у какого продавца покупать (неценовая конкуренция отсутствует);
  3. ни одна из фирм в отдельности не может оказывать влияние на рыночную цену так как занимает очень малую долю рынка. Совершенно конкурентная фирма является «прайс-тейкером» (price taker), т. е. ценополучателем; она принимает цену на свой товар как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы является абсолютно эластичной. Это означает, что фирма может продавать любое количество продукции, которое она может произвести, по рыночной цене Р0 или по любой другой более низкой цене. Но при цене выше Р0 спрос будет равен нулю, так как фирма потеряет всех своих покупателей (точно такую же продукцию по цене Р0 они могут купить и у других фирм). А более низкую цену (ниже Р0) фирма устанавливать не будет, так как она может всю продукцию продать по рыночной цене;

      4) свободный вход в отрасль и выход из нее. Любая фирма может приступить к выпуску продукции, уже выпускаемой другими фирмами. Если же фирма хочет выйти из дела, то она не сталкивается ни с юридическими, ни с технологическими, ни с финансовыми барьерами. Всегда могут найтись покупатели, готовые приобрести то, во что фирма вложила свои деньги, т. е. считается, что в данном случае невозвратных издержек нет;

Информация о работе Экономическая конкуренция