Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:08, реферат

Описание

Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и
такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв
между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и
учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями,
которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества
вообще, российского общества в частности.

Работа состоит из  1 файл

экономические.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

независимо  от того, вовлечены ли они в хозяйственный  оборот или нет. 

2). Использование  природных богатств должно быть  рациональным,

соответствовать развитию государства. 

3). Неукоснительное  соблюдение природоохранительных законодательств и

строгая ответственность за его нарушение. 

Так, в  Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены

различные меры наказания за правонарушения в  области охраны окружающей

среды. 

Проведение  этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных  функций на решение задач, стоящих  перед

государством  в области охраны и рационального  использования природных

ресурсов. 

Кроме этого, в России действует Закон  “Об охране окружающей среды” от

19.12.1991 г, которым определены обязательства государства перед своими

гражданами  по обеспечению нормальной среды  обитания. 
 

2.5. Защита прав и свобод граждан 

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству

возвел  в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан,

обеспечения законности и правопорядка.  

Это функция  государственной деятельности проявляется  в обеспечении

государством  общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение  внутреннего

мира  и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений,

снятие  социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из

различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из

тех причин, которые вызывали возникновение  государства. 

Эта функция  также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности. 

Под общественным порядком понимается система общественных отношений,

регулируемых  нормами правового и неправового  характера (нормами морали,

нравственности, обычаями, традициями и т.п.)  

Общественный  порядок в более узком, специальном смысле представляет

собой систему общественных отношений, которые  складываются главным

образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и

неприкосновенность  личности, общественное спокойствие, нормальные

условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности

органов, предприятий, учреждений, организаций. 

Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными

организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного

порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции. 

За все  виды правонарушений посягающие на общественный порядок

установлены различные виды наказаний. Меры наказаний  должны быть

соразмерны  вине нарушителя. 

Охрана  прав и свобод граждан гарантируется  Конституцией Российской

Федерации и другими нормативно-правовыми актами. 

Так, в  частности, в статье 17 Конституции  Российской Федерации пункт 1

сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно общеуказаным принципам и нормам

международного  права и в соответствии с настоящей  Конституцией.”

Основные  принципы прав и свобод человека и  гражданина изложены в статьях

17 - 64 Конституции  Российской Федерации  

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично,

так и  совместно с другими лицами. Право  частной собственности охраняется

законом. 

Таким образом, любое посягательство на частную  собственность граждан, их

имущество, а также и на государственное  имущество влечет за собой

административные  и уголовные наказания. 
 

Глава IV:

Экономические функции и участие органов государственной безопасности в реализации некоторых экономических функций государства на примере России. 

4.1 Экономические функции 

 Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством: 

- мобилизация  ресурсов в экстремальных условиях;  

- ориентация  экономики на перспективу, на  долговременный экономический рост;  

- обеспечение  перспективных структурных преобразований в производстве;  

- проведение  региональной политики;  

- решение  социальных проблем, не решаемых  в должной мере рынком;  

- реализация  национальных интересов в мировой  экономике. 

Остановится и здесь несколько подробнее  на некоторых из них (с учетом того, что этим проблемам также будут посвящены отдельные главы учебного пособия). 

1. Чистая  рыночная экономика недостаточно  успешно работает в экстремальных  условиях. Примером может служить  кризис 1929—1933 гг., который страны  Европы и, особенно США, преодолели, опираясь на государственное  регулирование (использование денежной эмиссии, процентных ставок, организация общественных работ и т.д.). Как уже отмечалось, эти принципы реализовывала в США администрация Ф.Д.Рузвельта, а наиболее полное и глубокое теоретическое обобщение они нашли в книге Дж.М.Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". 

Об  этом же свидетельствует и опыт СССР, показавший достоинства централизованного  регулирования, например, при перестройке  экономики после начала Великой  Отечественной войны 1941—1945 гг. 

2. Рынок  не всегда достаточно ориентирован  на перспективу. Этот недостаток  особенно явственно проявляется,  когда экономический рост тесно  связан с фундаментальными научными  исследованиями, с крупными инвестициями  и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли. 

Рынок в этом случае нужно корректировать с помощью национальных и региональных программ развития. 

В качестве примера можно привести опыт реализации в ряде стран программ по компьютеризации  экономики, создание атомной (ядерной) энергетики в ряде стран Западной Европы и в СССР. 

Рыночная  экономика, дополненная государственным  стимулированием, продемонстрировала эффективность в освоении НИОКР  на несколько порядков выше, чем  огосударствленная экономика. Эконометрический анализ уровней, на которых в середине 80-х гг. находились страны, внедряющие компьютерную технологию и автоматизацию производства, дал следующую оценку по десятибалльной шкале: США — 9,9 балла, Япония — 7,3, государства Западной Европы — 4,9, СССР — 1,5. В области биотехнологии аналогичные показатели были таковы: СшА — 8,9 балла, Япония — 5,7, государства Западной Европы — 4,9, СССР — 1,3[4]. Значителен разрыв и в скорости освоения научно-технологических разработок. 

3. Государственное  регулирование должно обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций. 

Рыночный  механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить  крупные инвестиционные проекты  с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация, как уже упоминалось, наблюдалась, например, в первые годы создания атомной энергетики в Англии, Франции, США, СССР. Серьезного внимания заслуживает японская модель долгосрочной индустриальной (структурной) политики. В японской модели сочетается долговременный стратегический подход к индустриальному развитию с гибкостью и оперативностью в решении конкретных структурных и конъюнктурных задач. В эту модель входят определение долгосрочных приоритетных целей, программирование и финансирование НИОКР, разработка комплексных проектов на национальном уровне, стимулирование внедрения и распространения новшеств и др. 

Структурная политика в современной России должна включать меры, направленные на формирование высокоэффективной и социально  ориентированной рыночной экономики. 

На макроуровне это подразумевает обеспечение условий для трансформации накоплений в инвестиции, поддержку конкурентоспособных товаропроизводителей, развитие инфраструктуры, обеспечение экологической базопасности, регулирование экспорта и импорта. 

В целом  структурная политика направлена на обеспечение экономической стабильности общества. На профессиональном экономическом языке это определяется как макроэкономическое равновесие. 

4. Государственное  регулирование способствует успешному  решению региональных проблем,  возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов. Ввиду значимости этих проблем они тоже будут рассмотрены в отдельной главе. 

5. Государственное  регулирование призвано дополнить, а если нужно, то и "подправить" рынок при решении ряда социальных проблем: 

а) Занятость  и безработица.  

Для рыночной экономики, особенно при происходящих в ней структурных изменениях, характерно постоянное высвобождение  рабочей силы и образование безработицы. Последняя может быть текучей (технологическая или структурная безработица) с относительно небольшим сроком поиска новой работы, но может становиться и длительной (застойной), особенно для малоквалифицированных работников, людей предпенсионного возраста, женщин, молодежи. 

Полностью избежать вынужденной безработицы  в рыночной экономике вряд ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность  — обязанность государства. В  командной экономике появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения, когда спрос превышает предложение. Это снижает стимулы к труду и эффективность производства. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, когда предложение превышает спрос. Для достижения равновесия требуется вмешательство государства. 

Задача  государства состоит не столько  в материальной поддержке не имеющих  работу, сколько в организации  поиска рабочего места, создании новых  рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.  

Информация о работе Экономические функции государства