Экономическая теория: предмет, функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:51, доклад

Описание

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Работа состоит из  1 файл

лекции Экономика для умк.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Олигополия характеризуется присутствием на рынке товара нескольких крупных производителей. Их больше, чем в условиях монополии, но меньше, чем в условиях монополистической конкуренции.

Олигополист, в отличие от монополистического конкурента, обладает большей властью  над ценой товара, но его экономическая власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Если производителей товара два, то рыночная структура называется дуополией – редчайший случай реальной жизни. Обычно их число более трех, но не превышает десяти. Такая рыночная структура характерна для обрабатывающей промышленности развитых стран, производства автомобилей, холодильников, т. е. для отраслей с высокой степенью концентрации производства всего на нескольких фирмах. При этом статистические показатели степени концентрации либо преувеличивают её, так как не учитывают иностранной и межотраслевой конкуренции, либо преуменьшают, так как оценивается степень концентрации на общенациональном уровне, а не на уровне регионов или отдельных городов.

В условиях олигополии производятся как однородные (стандартизованные) товары (алюминий, медь), так и дифференцированные – автомобили, сигареты, электробытовые приборы. Характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для  вступления в отрасль. Они связаны, прежде всего, с экономией на масштабе производства. Например, в автомобильной промышленности США в 80-е гг. минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год, поэтому стоимость завода с одновременным производством двух моделей, превышала 3 млрд. долл., а такие вложения доступны не многим компаниям. В наукоёмких отраслях барьеры для вхождения могут быть связаны с патентной монополией как, например «Ксерокс», «Кодак», «IBM». Среди других барьеров – контроль над редкими источниками сырья, например, нефтепродуктами. Барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные, различны по прочности, преодолимы, но возникают вновь и вновь.

В условиях олигополии либо весь рынок  поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов).

Теория издержек производства. Доход и прибыль  фирмы.

 

Издержки производства

Экономические издержки — это те расходы, которые фирма обязана сделать, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах.

Выбор производства какого-либо товара означает невозможность использования  ресурсов для создания какого-то другого  товара или услуги. Именно в этой связи, экономические, или вмененные, издержки любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости, или ценности, при наилучшем варианте их использования.

Существует несколько видов  издержек.

Внешние издержки — это денежные расходы, которые фирма несет «из своего кармана» в пользу «аутсайдеров», поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т.д.

Внешние издержки представляют собой  плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Однако фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой.

Внутренние издержки — это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.

Например, заработная плата, рента, вознаграждение за труд предпринимателя. То, что получает предприниматель в рамках предприятия, называется нормальной прибылью. Таким образом, издержки — это платежи — внешние или внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного бизнеса.

Финансовые результаты фирмы демонстрируют  результативность и рамки ее деятельности. Поэтому составляющие финансовых результатов  фирмы - категории «доход», «доходность» («рентабельность»), «прибыль», «норма прибыли» и т.п. - является одновременно и важнейшими показателями и источниками существования и развития предприятия.

Категория «доход» достаточно распространена как на макро-, так и на микроэкономическом уровне, и ее содержание не является однозначным. На уровне фирмы она  означает общую выручку предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций до уплаты налоговых платежей, которые входят в цену продукции, акцизных, таможенных сборов. Основой совокупного дохода производственных предприятий является совокупный доход от реализации продукции.

Практическое значение дохода заключается  в определении общей суммы  средств, которая поступает на предприятие  в течение определенного периода, и после отчислений налогов может  быть использована на личное и производственное потребление (инвестирование). Согласно видам расходов фирмы доход возникает в конкретных формах: предельный, совокупный и средний.

Предельный доход - величина, на которую  изменяется общий доход фирмы  по реализации одной (дополнительной) единицы продукции.

Он отражает возможную окупаемость каждой фирмы в сочетании с показателем предельных издержек и является стоимостным ориентиром для расширения масштабов фирмы. Поэтому в рыночной экономике ему отдается предпочтение.

Совокупный доход - результат производственно-хозяйственной деятельности, рассчитан как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и общими производственными затратами. Размер совокупного дохода предприятия зависит от уровня цен и рыночной конъюнктуры (ситуации). На рынке совершенной конкуренции каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к совокупного дохода фирмы величину, равную равновесной цене. Поскольку фирма на этом рынке не может влиять на цену и цена является величиной неизменной, то и предельный доход является постоянным.

На рынке чистой монополии цена и количество выпущенной продукции зависят от объема рыночного спроса. А совокупный доход зависит от ценовой эластичности спроса: у эластичного спроса снижение цены товара вызывает рост совокупного дохода, у неэластичного - его уменьшения. Максимального значения совокупный доход достигает по единичной эластичности спроса.

Средний доход - характеризует уровень  доходности одной единицы продукции  и равна цене товара.

Обычно рыночная ситуация тяготеет к промежуточному положению между случаями совершенной конкуренции и монополии, при которой отсутствует большое количество соперников, продающих такой же продукт. В этих условиях фирма осуществляет контроль за своими ценами, а значит и совокупным доходом.

Фирма использует ресурсы с целью получения прибыли. Бухгалтеры и экономисты по-разному понимают значение термина «прибыль».

Бухгалтерская прибыль — представляет собой общую выручку фирмы  за вычетом внешних издержек.

Экономическая прибыль — это  общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя).

Поэтому, если фирма едва покрывает  издержки, то это значит, что все  внешние и внутренние издержки возмещаются, а предприниматель получает такой  доход, которого едва хватает, чтобы удержать его. Если сумма денежных поступлений превышает экономические издержки, то этот остаток называется экономической, или чистой, прибылью. Итак:

Экономическая прибыль = Общая выручка  − Вмененные издержки.

Экономическая прибыль не входит в  издержки, так как, по определению, это доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимый для сохранения заинтересованности предпринимателя в деятельности фирмы.

Теперь попытаемся ответить на вопрос: каким образом будет изменяться объем производства по мере того, как все большее и большее количество переменных ресурсов будет присоединяться к фиксированным ресурсам фирмы?

Ответ на этот вопрос дает закон убывающей  отдачи, который также называется «законом убывающего предельного продукта»  или «законом изменяющихся пропорций».

Закон убывающей отдачи

Этот закон гласит, что, начиная  с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного  ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих данное машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству.

Виды издержек производства в краткосрочном  периоде

В краткосрочном периоде различные  виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным.

Постоянными (FC) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменений объема производства.

Постоянные издержки связаны с  самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.

К постоянным издержкам, как правило, относятся рентные платежи, часть  отчислений на амортизацию зданий и  оборудования, страховые взносы, а  также жалованье высшему управленческому  персоналу и будущим специалистам фирмы. Согласно определению показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой.

Переменными (VC) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости  от изменения объема производства.

К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако следует отметить, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным.

Сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства есть общие издержки (TC).

Различие между постоянными  и переменными издержками имеет  существенное значение для каждого бизнесмена.

Переменные издержки — это издержки, которыми предприниматель может  управлять, величина которых может  быть изменена в течение краткосрочного периода времени путем изменения  объема производства. Постоянные издержки находятся вне контроля администрации фирмы. Такие издержки являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объема производства.

Для фирмы важное значение имеют:

средние издержки (AC) — издержки в  расчете на единицу продукции.

Еще одна важная категория издержек — это предельные издержки.

Предельные издержки (MC) — это  дополнительные издержки, связанные  с производством еще одной  единицы продукции.

MC можно определить для каждой  добавочной единицы продукции  как изменение величины общих  издержек к изменению общего  объема производства, вызванного добавочной единицей расходов.

В течение длительного периода  времени все желательные изменения  в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так  и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей: она может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могли вступить в отрасль, а уже существующие — покинуть ее.

Рынки производственных ресурсов и их особенности.

Рынки факторов производства - это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Спрос на ресурсы производства вторичен и определяется спросом на продукции, производимую с помощью факторов производства.

Особенностью рынков ресурсов в  условиях совершенной конкуренции  является то, что ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены факторов производства. На рынках ресурсов производства в условиях несовершенной конкуренции либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства.

Для каждого типа и качества ресурсов производства существуют отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов.

В условиях совершенной конкуренции  основными факторами спроса на ресурс являются эффективность этого ресурса  при создании товара и рыночная цена этого товара. Основным правилом спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной фирмы является учет предельной доходности и предельных издержек ресурса.

Основное правило использования  ресурсов заключается в том, что  фирма должна привлекать ресурсы таким образом, чтобы величина предельной доходности ресурса равнялась предельным издержкам.

Неценовые факторы спроса на ресурс вызывают сдвиг всей кривой спроса . К таким факторам относят спрос  на конечную продукцию, цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей и комплиментарных ресурсов, изменения в технологии производства.

На рынке несовершенной конкуренции  фирма монополист может контролировать объем и цену ресурса. Ситуация, при  которой фирма выступает единственным покупателем на рынке, называется монопсонией. Каждый из рынков ресурсов - рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов имеет свои существенные особенности.

Рынок рабочей силы называют рынком труда в силу того, что цена услуги наемного работника оплачивается после окончания процесса труда и в зависимости от его результата.

Каждый человек, желающий получить работу, продает или сдает в  аренду свои услуги (способности к  выполнению определенных трудовых функций). Цена такой услуги представляет ставку заработной платы. Среди всех товарных цен зарплата играет важнейшую роль, так как для большинства населения она является основным или единственным источником дохода. Если изменяются цены на обычные товары, то люди сравнительно легко переносят последствия колебаний таких цен. Если же понижается заработная плата, то это вызывает массовое недовольство.

Информация о работе Экономическая теория: предмет, функции, структура