Экономическая теория: предмет, функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:51, доклад

Описание

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Работа состоит из  1 файл

лекции Экономика для умк.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

- полная ответственность предпринимателей  за результаты своей деятельности;

- свобода конкуренции, там, где  она эффективна;

- свобода ценообразования, ограничиваемая  для монопольных рынков.

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

Рынок: сущность, функции, структура

Изначально рынок означал свободную  розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них приобретали необходимый товар. Такой процесс регулирования производства, спроса, предложения и потребления стал эффективным.

Обмен может осуществляться в двух формах:

1) бартер (обмен товара на товар);

2) товарно-денежный обмен, состоящий  из двух фаз:

а) фаза покупки;

б) фаза продажи.

Товарно-денежный обмен является более  прогрессивной формой обмена, так  как имеет целый ряд преимуществ:

1) сокращает время обмена;

2) сокращает издержки при обмене;

3) измеряет стоимость товара  наиболее точно.

Обмен составляет основу рыночного механизма.

Возникновение и развитие рынка  можно определить следующими причинами.

1. Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.

Истории известны три периода общественного  разделения труда:

1) отделение скотоводства от земледелия;

2) выделение ремесла в отдельную  отрасль;

3) формирование купечества.

После этого произошло разделение производства на различные подотрасли.

2. Ограниченность ресурсов, которая  преодолевается людьми через  обмен на рынке одного продукта на другой.

3. Экономическая обособленность  производителей, которая обусловлена  частной собственностью.

4. Свобода конкуренции, т. е.  стремление каждого участника  рынка к обеспечению своих  экономических интересов.

Описывая рыночный механизм, следует особо охарактеризовать его функции:

1) регулирующая функция – через  механизм спроса и предложения,  закон стоимости рынок устанавливает  (регулирует) необходимые пропорции  в экономике;

2) стимулирующая – через цену  рынок стимулирует развитие НТР,  снижение затрат производства, повышение качества товаров и услуг и т. д.;

3) информирующая – через изменяющиеся  цены рынок сообщает предпринимателям  о текущем состоянии экономики;

4) ценообразующая функция рынка  возникает при столкновении товарного  спроса и предложения, а также благодаря конкуренции среди покупателей и продавцов;

5) посредническая состоит в том,  что рынок напрямую соединяет  продавцов и покупателей, предоставляя  им возможность общаться друг  с другом на экономическом  языке свободной купли-продажи  товаров, свободных цен, свободной игры спроса и предложения;

6) социальная – рынок обеспечивает  социальную справедливость через  выполнение государством своих  функций;

7) санирующая (оздоровительная) –  рынок поощряет эффективного  предпринимателя и вынуждает  уйти нежизнеспособного.

Изучая рыночный механизм, необходимо различать субъекты (физические и  юридические лица) и объекты (все  то, по поводу чего возникают отношения  купли-продажи) рынка.

Рынок имеет многообразную структуру, в связи с чем различают:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

а) потребительский рынок;

б) рынок средств производства;

в) рынок рабочей силы;

г) рынок информации;

д) финансовый рынок;

е) валютный рынок;

2) по пространственному признаку:

а) мировой рынок (рынок того или иного товара в мировом масштабе);

б) региональный рынок (рынок определенного  ряда стран);

в) национальный рынок (рынок страны);

г) местный рынок (рынок какого-либо города, поселка);

3) с точки зрения соответствия  действующему законодательству:

а) легальный (официальный рынок);

б) нелегальный (теневой);

4) по степени насыщенности:

а) равновесный рынок;

б) дефицитный рынок;

в) избыточный рынок;

5) по механизму функционирования:

а) конкурентный;

б) монопольный.

Каждая из представленных групп  в свою очередь делится на самые  разнообразные: системы, подсистемы, секторы, подсекторы и т. д.

Так, например, потребительский рынок  включает в себя рынки продовольствия, автомобилей, одежды, обуви, жилья и  т. д., а рынок продовольствия можно разделить еще на сектора: сектор овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных, мучных изделий и т. д.

Рынок средств производства – это рынки электроэнергии, земли, оборудования и т. д.

Рынок информации – это рынки научно-технических разработок, ноу-хау и т. д.

Финансовый рынок – это рынок ценных бумаг, кредитов, ссуд и т. д.

Инфраструктура рынка – это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг. В инфраструктуре выделяют:

1) организационную базу (фирмы, посреднические организации и т. д.);

2) материальную базу (складское  и товарное хозяйство, транспорт  и т. д.);

3) кредитно-расчетную базу (банки,  страховые фирмы и т. д.);

4) государственные финансы;

5) систему законодательства, регулирующую  правовые отношения рыночных субъектов (представлена на рынке юридическими, консалтинговыми (консультационными) компаниями и т. д.);

6) кредитную систему, включающую  банки, страховые компании, фонды  профсоюзов, имеющих право коммерческой  деятельности.

В качестве элементов инфраструктуры можно выделить:

1) ярмарки – рынки широкого значения, где осуществляется распродажа многих (одного) видов товаров;

2) аукцион – продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает самую высокую цену;

3) биржу – место заключения сделок по контракту.

Основными элементами рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция, их взаимодействие носит название рыночного  механизма. Рыночная цена, которая формируется  на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, информирует товаропроизводителя о необходимом товаре (если товара не хватает, то цена на товар высока).

Рыночный механизм и его основные элементы. Рыночное равновесие

Взаимодействие покупателей и  продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние.

Почему при рыночной экономике  так важны цены? И как они  определяются?

Цены влияют на производителей, побуждая их увеличивать или уменьшать выпуск товаров. Рост цен привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. Экономисты называют такое влияние цен функцией мотивации производства.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Если вы хотите купить музыкальный диск, но не можете себе этого позволить по финансовым сбережениям, то экономисты назовут это желанием, а не спросом. А если у вас есть деньги и готовность истратить их именно на музыкальный диск, то ваше желание превращается в спрос.

При этом спрос и величина спроса – это не одно и тоже.

Величина спроса будет определяться уровнем цены на товар, для чего принято  строить шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам.

Определяя величину спроса, мы берем  в расчет определенное время и  место. Если бы измерение проводилось  в другой стране или в другое время, то величина спроса изменилась бы.

Поэтому величина спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Зависимость между ценой (P) и величиной  спроса (Q) можно изобразить графически, она будет иметь вид кривой спроса D:

Закон спроса описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при  прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем  по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет  падать. Таким образом, можно сделать вывод: цена и спрос находятся в обратной зависимости. Для обоснования закона спроса можно предложить несколько аргументов:

1) ценовой барьер – если цена товара повышается, то для определенных категорий людей этот товар становится недоступным и они отказываются от его покупки;

2) эффект дохода – снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, которая может быть потрачена на увеличение потребления. Более высокая цена приводит к обратному результату;

3) эффект замещения – изменение величины спроса на товар в результате изменения его цены; по более низкой цене покупатели стремятся приобрести большее количество товаров вместо подобных, которые стали относительно дороже, т. е. потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Например, йогурт продается замороженным, так же как и мороженое. Многие любители мороженого будут покупать замороженный йогурт, если цена на мороженое вырастет;

4) принцип убывания предельной полезности – проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь по снижающейся цене. Например, вам может нравиться пицца, но есть предельное ее количество, которое вы можете съесть сразу. Рано или поздно вы достигнете рубежа, когда каждый следующий кусок будет доставлять все меньше удовольствия, сколько бы ни снижалась цена. Это справедливо не только для пиццы, но и для любого другого товара.

Помимо цены, на рыночный спрос  воздействуют и другие (неценовые) факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса влево или вправо от первоначального положения. К основным таким факторам можно отнести следующие семь:

1) цены на заменители. Что произойдет  со спросом на тенниски, если  футболки подорожают? Когда два  товара предназначены для удовлетворения  одной и той же потребности,  они называются заменителями. И изменение цены одного товара скажется на спросе на другой. Кассеты и компакт-диски являются близкими заменителями. Увеличение цены на компакт-диски приведет к тому, что люди будут стараться заменить их аудиокассетами, и спрос на аудиокассеты возрастет при любой цене;

2) цены на дополняющие товары. Что произойдет со спросом  на футболки, если цена на джинсы  упадет? Товары, которые часто покупают  вместе, как, например, футболки и  джинсы, являются дополняющими товарами. Согласно закону спроса, если цена на джинсы упадет, увеличится количество покупаемых джинсов. А поскольку люди часто покупают джинсы и футболки одновременно, то спрос на футболки также увеличится;

3) климатические или сезонные  изменения. Спрос на летние  футболки может оказаться гораздо выше, чем на футболки к началу учебного года;

4) изменение доходов. Если экономическая  ситуация улучшается и у людей  появляется больше денег, то  они охотно покупают те же  вещи и в таком же количестве  по более высокой цене. В период  спада происходит обратное. Экономисты обычно говорят, что доходы влияют на спрос.

Существуют различные типы товаров:

а) товары низшей категории, т. е. менее  ценные товары (но они имеют хорошее  качество), приобретаемые людьми с  низкими доходами; например хлеб, крупяные изделия и т. д.;

б) товары высшей категории (более  ценные) – овощи, фрукты, мясо, новая  одежда, обувь и т. д.

Если доходы потребителей возрастают, то растет спрос на товары высшей категории, а кривая спроса сдвигается вверх  и вправо (а спрос на товары низшей категории сокращается);

5) количество покупателей. На  спрос на конкретный товар  также влияет и количество  людей, являющихся участниками  рынка данного товара. Спрос на  попкорн (воздушную кукурузу) внутри  кинотеатра значительно выше, чем  на улице, поскольку и попкорн, и кинофильм неотделимы друг о друга;

Информация о работе Экономическая теория: предмет, функции, структура