Экономическая теория: предмет, функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:51, доклад

Описание

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Работа состоит из  1 файл

лекции Экономика для умк.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

 Кроме перечисленных выделяют  и другие виды цен, например:

- трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного 
предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, 
конфиденциальны);

- мировые (выступают в качестве  условной средней стоимости товаров, 
реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, 
т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от 
жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом 
маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от 
целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация 
прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе 
ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, 
ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и 
предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других 
участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, 
различные характеристики товара.

Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих двух кривых имеет очень важное значение в экономике. Взаимодействие предложения и спроса в результате приведет к установлению равновесной, или рыночной, цены. Рыночная цена – это именно та цена, при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги.

Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как производство и сбыт становятся нерентабельными. Цена не может быть выше цены спроса потому, что у покупателя нет больше денег на покупку. Если интересы производителя и покупателя совпадают, то устанавливается рыночное равновесие.

Графически рыночное равновесие можно  изобразить следующим образом:

Точка Е– это равновесная цена, образовавшаяся на пересечении кривых спроса и предложения.

Уравновешивающая функция  цены – способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купле синхронизируются.

Изображенная выше модель установления равновесной цены является статической.

В реальной жизни рыночная цена не может долгое время оставаться неизменной, поэтому для рыночного равновесия характерна динамическая модель.

При изменении спроса или предложения, либо того и другого одновременно происходит изменение рыночной (равновесной) цены.

Вмешательство внешних сил (в таком  качестве могут выступать государство  и монополии) приводит к нарушению  установленного состояния экономического равновесия:

1) утверждение государством «потолка»  цены (ниже равновесной) приводит к формированию стойкого дефицита товаров или услуг, устранить который не под силу государству, так как цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей увеличивать производство (см. рис. 6);

2) установление государством (монополией) цены выше равновесной ведет к формированию излишка товаров (затовариванию), который государству приходится закупать на деньги налогоплательщиков.

Сущность конкуренции, ее формы и методы. Рыночные структуры.

 

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между това-ропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя.

 Конкуренция предполагает борьбу  товаропроизводителей и поставщиков  за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Кон-куренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

1. конкуренция заставляет постоянно  искать и использовать в производстве новые возможности;

2. конкуренция требует совершенствовать  технику и технологии;

3. конкуренция стимулирует повышение  качества товара;

4. конкуренция заставляет снижать  затраты (и цены);

5. конкуренция требует от поставщиков  товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6. конкуренция ориентирует на  ассортимент товаров повышенного  спроса;

7. конкуренция повышает качество  продукции (клиент всегда прав);

8. конкуренция вводит новые формы  управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по  отношению к неудачнику;

2. многочисленность «жертв» в  виде банкротств и безработицы.

Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

a) при его производстве:

• производительность труда;

• уровень налогообложения;

• внедрение научно-технических  разработок;

• размеры прибыли предприятия;

• величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

• продажная цена товара;

• качество;

• новизна;

• послепродажное обслуживание;

• уровень предпродажной подготовки.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть  видов конкуренции:

1. функциональная конкуренция –  базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2. видовая конкуренция – это  конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по оформлению;

3. предметная конкуренция –  это конкуренция между аналогичными  товарами, но разными по качеству  изделия и по притягательности марки;

4. ценовая конкуренция – снижение  цены увеличивает продажи, приводит  к расширению рынка;

5. скрытая ценовая конкуренция:  бывает двух видов 

• продажа личного товара по цене конкурента

• снижение цены потребления товара

6. незаконные методы:

• антиреклама товаров конкурентов;

• производство товаров имитаторов (подделка).

Конкуренция (как и её противоположность -  монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2. Свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;

3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

     4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Рыночное соперничество классифицируется так:

Совершенная конкуренция.

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что  создавать и в каких количествах, а также: 
1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2. Реализуемые каждым производителем  товары являются однородными;

3. Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4. Продавцы действуют независимо  друг от друга;

5. Доступ на рынок никем и  ничем не ограничен.

 
 
 Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.Если кто-либо из продавцов или покупателей имеет возможность оказать влияние на цену товара, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Простой и наиболее употребительной классификацией рыночных структур несовершенной конкуренции является: монополия (монопсония), олигополия (олигопсония), монополистическая конкуренция. Чистая монополия является крайним случаем, когда в отрасли господствует только одна фирма и когда границы фирмы и отрасли совпадают. Такая ситуация довольно типична, если рассматривать рынок не в масштабах страны, а более скромный – области, города. Чистая монополия возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей товара, выпускаемый продукт почти уникален, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль и господствует исключительное право на какой либо ресурс. Производитель, полностью контролирующий объем производства товара, способен влиять на его цену. И эта его рыночная власть тем выше, чем серьезнее входные барьеры в отрасль. В реальной экономике развитых стран чистая монополия – это такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Всегда есть конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей или иностранных производителей. По степени ограничения доступа на рынок принято классифицировать монополии как закрытые, открытые и естественные. Закрытая монополия может иметь место при наличии контроля над единственным источником сырья; в области специальных знаний, применяемых в производстве товара; над новшествами, защищенными авторскими правами. Открытая монополия может иметь место, когда фирма выходит на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции, например, без патентов на технологию её производства. Естественная монополия возникает в отраслях, где средние издержки производства блага минимизируются лишь тогда, когда весь его выпуск осуществляется только одной фирмой. Примером может служить одно метро в городе. Все еще распространены монополии в энергетике, нефтегазовой отрасли, в жилищно-коммунальной сфере.

Если на рынке товара выступает  один крупный покупатель, то такая  рыночная структура получает название «монопсония». Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Экономические возможности и преимущества крупного предприятия стимулируют  рост концентрации и централизации  производства. Их реализация сопровождается сокращением числа предприятий в отрасли, угасанием конкуренции и сопутствующими им негативными тенденциями: снижением качества продукции, эффективности распределения и использования экономических ресурсов, замедлением технического обновления и экономического развития.

Когда концентрация экономической  мощи не встречает препятствия ни экономического, ни юридического, экономика  страны погружается в состояние  застоя. Возможные негативные следствия  усиления и распространения монополий  побудили правительства стран мира к выработке и реализации антимонопольных законодательств.

Структура рынка монополистической конкуренции характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа предприятий (в отрасли их десятки), производящих дифференцированную продукцию. Дифференцированные продукты – это не однородные продукты, т. е. это товары, одинаковые по сути, но отличающиеся по внешнему виду (форме, цвету, вкусу, упаковке), по консистенции, качеству и т. д. Примером могут быть безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал».

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления: платья, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, эстрада и т. д. Дифференциация может основываться и на тех услугах, которые связаны с обслуживанием покупателей товара: более удобное расположение и время работы магазина; лучшее обслуживание; наличие купона, обеспечивающего скидку на цены; возможность покупки в рассрочку; наличие или отсутствие гарантийного ремонта и т. д. В этой структуре рынка нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения. Денежные средства, требующиеся для начала дела, как правило, невелики. Ограничениями для вступления в отрасль (в рынок) могут быть патенты на технологию производства продукта, лицензии, торговые марки. Однако они не носят исключительного характера, так как могут производиться товары-субституты. Поскольку на рынке хозяйствуют десятки предприятий, то тайный сговор между ними практически невозможен. Каждое из них действует на свой страх и риск.

Все это усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую  власть над ценой. Но эта власть существует, пусть и слабая. Некоторым потребителям конкретный товар представляется наиболее предпочтительным, и они готовы платить за него более высокую цену, чем за иной товар-субститут. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.

Информация о работе Экономическая теория: предмет, функции, структура