Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение различных видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного участия России в мирохозяйственных процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал опыт предшествующих лет, задачи регулирования внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации ВЭД не уделялось должного внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3

1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................................................................6

1.1.Понятие и назначение нетарифных мер регулирования……….6

1.2.Классификация нетарифных мер регулирования………………9

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………….. 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭТД.docx

— 95.06 Кб (Скачать документ)

    В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО  применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено  принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлинпошлины, устанавливаемые страной-импортером с целью нейтрализации действия субсидии или льготы, предоставляемой страной-экспортером своим производителям.

    Экономические санкции являются наиболее жесткой  и считаются самой эффективной  с точки зрения силы воздействия  формой ограничения внешней торговли. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в  страну или вывоза из нее каких-то товаров. Но эмбарго оправдывает  себя в случае, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно  сократить объем своего экспорта, а страна, против которой оно вводится, сильно зависит от импорта. При этом санкции должны быть неожиданными и  масштабными.

    Несмотря  на то, что как тарифные, так и  нетарифные методы ограничения внешней  торговли всегда приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми  странами мира. Это объясняется, во-первых, наличием эффекта перераспределения  дохода и, следовательно, значительных групп населения, для которых  политика протекционизма выгодна, да и  государству такие меры протекционизма приносят доход в бюджет. С другой стороны, в силу того, что действие нетарифных барьеров измерить сложнее, чем аналогичное действие тарифов, можно сказать, что первые, в некоторой  степени, более эффективны: «правительства соглашаются снизить тарифы (переговоры в рамках ГАТТ/ВТО), потому что знают – они всегда могут заменить их нетарифными барьерами». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В современной практике регулирования  внешней торговли нетарифные ограничения  играют очень важную роль. Большинство  стран мира активно применяют  такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств, сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.

    В результате можно сделать следующие выводы:

     1. В итоге изучения особенностей  нетарифных ограничений было  отмечено, что использование нетарифных  ограничений, которые являются  более скрытыми, чем тарифные  инструменты, дает странам преимущества  в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики  протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми.

    2. В пункте 1.2. была выстроена система нетарифных ограничений, включающая меры финансового воздействия и административные инструменты, также было отмечено, что наиболее распространенной  классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО.

    3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и,  следовательно,  нетарифные ограничения – мощный метод воздействия  на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами.

    Сейчас, как и до возникновения ГАТТ, в России и во многих других странах с помощью нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового оборота. Ведь, впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.

    Таким образом можно сделать вывод  о том, что применение нетарифных методов государственного регулирования  международной торговли обусловлено  тем, что на национальной территории государство может устанавливать  специальный порядок проникновения  в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать  благоприятные предпосылки для  эффективного развития экспортных производств  и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных  производителей и потребителей.

    К тому же, обладая рядом свойств, нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления  внешнеторговой политики. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.08.2004).

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М., ЭКСМО,2006.

3. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М., Дело и Сервис, 2008.

4. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. – Ростов н/Д, Феникс, 2008.

5. Бабин Э.П.  Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в Российской Федерации.- М.,ЭКСМО,2010.

6. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. – М., Международные отношения, 2008.

7. Покровская В. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник. – М., Экономистъ, 2006.

8. Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. - М., Экономистъ, 2007.

9. Стровского Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10. Фоминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. -М., Экономистъ,2003.

11. Шохин А. Экономика и финансы/за и против. // - М., Эксперт, 2005.

12. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. – М., МЭ и МО, 2007.

13. http: //www.wto.ru/ (Россия и ВТО)

14. http: //www.есоnomy.gov.ru/ (Минэкономразвития и торговли РФ)

15. http://www.alleng.ru/edu/econom3.htm 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли