Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение различных видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного участия России в мирохозяйственных процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал опыт предшествующих лет, задачи регулирования внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации ВЭД не уделялось должного внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3

1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................................................................6

1.1.Понятие и назначение нетарифных мер регулирования……….6

1.2.Классификация нетарифных мер регулирования………………9

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………….. 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭТД.docx

— 95.06 Кб (Скачать документ)

    Страны  используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная  обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному  методу.

  • «Добровольное» ограничение экспорта

    Количественное  ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных  квот, но и в результате мер, принятых правительством   экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением  более крупной импортирующей  страны, которая угрожает применением  односторонних ограничительных  мер на импорт в случае отказа «добровольно»  ограничить экспорт, который наносит  ущерб ее местным производителям.

      «Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

    С начала 70-х гг. широкое распространение  получила особая форма количественного  ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

    В принципе ДЭО представляют собой  ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия  такой меры по ограничению внешней  торговли для экономики страны-импортера  носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

    «Добровольное»  ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся  к понятию ограничительной деловой  практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке  и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение  экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно  развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

    Наряду  с тарифными методами государства  используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия  на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются  предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя  на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров  разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом  и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта  и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и  квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования  внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.

    2. Скрытые методы торговой политики.

    Наряду  с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные  барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и  даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободной  торговлей имел в виду свободу  нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким  нарушением согласованных принципов  международной торговли.

    По  некоторым оценкам, существует несколько  сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут  в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

  • Технические барьеры скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франции запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми  и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде – те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.

    Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием  оградить внутренний рынок, сколько заботой  о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива  о защите потребителей, обязывающая  производителей потребительских товаров  выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для  жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных  рисках использования  товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.

  • Внутренние налоги и сборы  - скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила  внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
  • Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
  • Требование о содержании местных  компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

    Методы  скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры  нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной  государственной и даже местной  власти. В их число входят технические  барьеры – требование о соблюдении национальных стандартов, о получении  сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог  на продажу); государственные закупки  преимущественно местной продукции  и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных  компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость  и ограничить импорт. 

    3. Финансовые методы  торговой политики.

  • Экспортные субсидии

    Для защиты национальных производителей государство  может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

    Если  правительство считает необходимым  стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в  той или иной форме предоставлять  им субсидии из бюджета.

    Субсидияденежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

    Прямые – непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

    Косвенные скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

    Субсидии  могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующим с импортом, так и производителям товаров, которые  продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается  им правительством, а не вычитается из их прибыли.

    Внутренняя  субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

    Нередко правительства не только субсидируют  отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

    Экспортная  субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

    Субсидирование  экспорта одновременно является также  и субсидированием импорта. Это  происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного  курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных  товаров в данной стране. Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ, охватывающее почти все страны мира, оценивает экспортные субсидии как  “нечестную конкуренцию” и разрешает  импортирующим странам принимать  ответные меры путем взимания протекционистских  “компенсационных пошлин”. Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход  требований ГАТТ. Государство может  использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных  займов самим экспортерам или  их иностранным клиентам. Государство  осуществляет также непосредственные затраты по стимулированию сбыта  экспортной продукции за рубежом, организовывая  рекламу и предоставляя дешевую  информацию о конъюнктуре экспортного  рынка. Налоговая система же предусматривает  предоставление фирмам налоговых льгот  в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В  среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также  компаний они достигают больших  размеров. Наибольшими в процентном выражении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Все ведущие страны обрекли  себя на проведение государственной  программы поддержания фермерских доходов через гарантированную  закупку на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты за невозделывание посевных площадей.

    Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

  • Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Информация о работе Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли