Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение различных видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного участия России в мирохозяйственных процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал опыт предшествующих лет, задачи регулирования внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации ВЭД не уделялось должного внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3

1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................................................................6

1.1.Понятие и назначение нетарифных мер регулирования……….6

1.2.Классификация нетарифных мер регулирования………………9

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………….. 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭТД.docx

— 95.06 Кб (Скачать документ)

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Российская таможенная академия» 

     Кафедра экономики таможенного дела 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине «Экономика таможенного дела»

     на  тему «Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли» 
 
 

              Выполнила: студентка 2-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа  Э093Л.В.Иванова

              Подпись_____________________ 

              Научный руководитель: 

              Ж.С. Лемешева, преподаватель кафедры

              Подпись_____________________ 
               
               
               
               

Москва

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3

1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................................................................6

    1.1.Понятие  и назначение нетарифных мер  регулирования……….6

    1.2.Классификация  нетарифных мер регулирования………………9

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………….. 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Исследование  роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно  применяют их. По заключению экспертов  ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной  торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость  использования инструментов нетарифного  регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  нетарифные средства внешнеторговой политики играют значительную роль в общем  объеме регулирующих международную  торговлю инструментов практически  во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции  снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.

    Целью данной работы является изучение различных  видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного  участия России в мирохозяйственных  процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения  экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования  внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало  резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал  опыт предшествующих лет, задачи регулирования  внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации  ВЭД не уделялось должного внимания.

    Объектом  данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – нетарифные ограничения.

    В первой главе рассматривается сущность и классификация       нетарифных мер регулирования.

    В первом параграфе дается определение  нетарифных мер регулирования, кем  и каким образом данные меры регулируются.

    Меры  нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и  ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного  союза, решениями Комиссии таможенного  союза и нормативными правовыми  актами государств - членов таможенного  союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

    Во  втором параграфе рассматривается  классификация нетарифных мер регулирования. Как известно, в мире действуют  официальные классификационные  схемы нетарифных мер регулирования  внешнеторговой деятельности, разработанные  ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной  торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Согласно классификации  ВТО, система нетарифных ограничений  включает меры финансового воздействия  и административные инструменты, которые  представлены пятью группами.

    Во  второй главе рассматриваются экономические  механизмы и эффективность нетарифных ограничений. Непосредственно описываются экономические механизмы квотирования, лицензирования и экспортных субсидий. Рассматриваются графики последствия квоты, добровольных экспортных ограничений, последствия экспортных субсидий. Также дается определение следующим понятиям: «квотирование», «лицензирование», «экспортная субсидия», «квота», «тарифная квота», «эмбарго». 

    В этой же главе рассматривается эффективность использования нетарифных ограничений.

    Нетарифные  ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются  практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это  можно объяснить тем, что при  применении таких методов возникает  эффект перераспределения дохода, так же нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях. Более того, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде.

    Исходя  из выше сказанного, можно определить структуру работы. Данная работа включает в себя: введение, две главы и заключение. Список использованной литературы состоит из 15 пунктов и включает материалы учебной литературы, основные публикации по теме, доклады чиновников, нормативно-правовые акты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НАЗНАЧЕНИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ  НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
 

    1.1.Понятие  и назначение нетарифных  мер регулирования

    Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

    Многие  процессы, происходящие в мировой  экономике, такие как неравномерность  развития отдельных стран, экономические  и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования  приводит к тому, что любое одностороннее  действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной  стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду  производства, как это происходило  в начале 30-х годов во время  «Великой депрессии».

    Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим  инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия  постепенно ослабла. Следовательно, в  тех случаях, когда возможности  таможенно-тарифного регулирования  оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.

    Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам  преимущества в регулировании внешней  торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных  изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть  и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с  рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

    Во  всех странах регулирование внешней  торговли осуществляется в той или  иной мере государством, в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство  в мировой экономике стремится  защитить свои интересы, интересы отечественных  производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты  торговой политики, тарифного и нетарифного  регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального  производителя. В последнее время  возросла степень воздействия государства  на международную торговлю в результате значительного расширения форм и  методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма.

    К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

    Особенно  активно нетарифные меры регулирования  торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под  основные нетарифные ограничения: импортные  квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает  альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически  они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым  бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в  достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует  себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими  эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).

    1. Классификация нетарифных мер регулирования

    Как известно, в мире действуют официальные  классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной  торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы  классификации применяются для  сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных  групп нетарифных ограничений, составления  национальных систем регулирования  внешнеторговой деятельности. 

    Наибольшее  распространение в настоящее  время получила классификация, разработанная  ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных  организаций, а также в ходе международных  торговых переговоров. Согласно классификации  ВТО, система нетарифных ограничений  включает меры финансового воздействия  и административные инструменты, которые  представлены пятью группами:

Информация о работе Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли