Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы состоят в том, чтобы разобраться в деталях функционирования экономики, понять специфику и особенности экономических систем, выяснить условия их возникновения и развития в ходе длительного исторического процесса. Определить фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить, которые решаются в каждой экономической системе по-своему. Разобраться в особенностях и сущности экономической системы, в ее сложных взаимодействующих между собой структурах. Раскрыть сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик (1).doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

             Основными достоинствами  рыночной системы является то, что  она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства – по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; рыночная система не требует большого управленческого аппарата.

             В рыночной модели можно  выделить следующие некоторые недостатки:

          • Усиливает неравенство в обществе. Частная собственность на землю и капитал позволяют преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства.
          • Вызывает большую нестабильность в обществе. Ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей.
          • Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благ: жизнеобеспечение нетрудоспособных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка, освещение улиц и т.д.
          • Безразлична  к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе: вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица.[12]

             Ряд ученых остро  ощущали несовершенство любой системы  и искали новые пути к прогрессу. Исправить «погрешности» свободного рынка может лишь государство  – единственная социальная сила, способная  действовать в интересах всего общества. С этим-то и связано понятие «экономики смешанной», которым чаще всего характеризуют современную социально-экономическую модель многих развитых демократических стран Запада.

                 В реальной сегодняшней жизни нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, США, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

             Характерные черты  смешанной экономики:

      • большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка (свобода частной инициативы, гарантированное право на частную собственность, самостоятельность в хозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли);
      • ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежат государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы;
      • наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договаривающиеся о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда;
      • разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны.
 

             Глава 3. Модели экономики в рамках экономических систем 

                Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Общим во всех моделях является то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства, они все порождены постиндустриальной стадией развития (укрупнение собственности, новая организация труда, увеличение роли человеческого фактора, государственное регулирование и социальные гарантии населения). Различие моделей определяется количеством ресурсов в стране, историческими традициями, материально-технической базой, социальными и национальными особенностями.

             Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

                Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Главную позицию занимает частный капитал(80 % бюджета США). Развитие этого капитала регулируется правовыми нормами, налоговой системой и различными институтами. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. Вмешательство государства в экономику осуществляется следующими методами: система правительственных заказов, обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, формирование научной и информационной базы; главное воздействие на экономику государства осуществляется через косвенные рычаги (государственный бюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство).

                Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком  развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

                Британская модель. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования. Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

                Французская модель. Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых стран в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

                Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

        • обширным государственным сектором;
      • высокоразвитым крупным частным бизнесом;
      • укладами, оставшимися от раннего капитализма;
        • большим удельным весом малого бизнеса;
        • развивающимся кооперативным сектором.

             Наиболее   многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

                 Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

             Для Скандинавских  стран характерна высокая степень  социализации экономики, проявляющаяся  в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику.

                 Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхарда. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

             Результаты реформы  Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

               Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

             С 1956 по 1958 г. в Китае  проводилась политика «большого  скачка», суть которой заключалась  в попытке резко поднять уровень  обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

             К концу 70-х гг. сложились  основные черты экономической системы  Китая. Ее характерная особенность  – сверхцентрализация. Государство  полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все  их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

             В 1978 г. на партийно-государственном  уровне был принят курс на рыночные реформы.

             Первый этап реформы  продолжался до 1984 г., в это время  упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

             Второй этап хозяйственных  реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыночно-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

                  Российская модель. Основные черты:

             - союз крупного  бизнеса и государства привел  к господству в экономике и  обществе кланов – группировок  бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

             - номенклатурное предпринимательство – участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

              - нерыночный монополизм  как результат сращивания коммерческих  и государственных структур с целью закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.

              - неравные условия  конкуренции – как следствие  нерыночного монополизма и номенклатурного  предпринимательства – подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

              - сохранение феномена  власти-собственности, когда не  власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

              - высокая даже  по меркам переходных обществ  социальная дифференциация, порожденная  протекционистской политикой государства  по отношению к отдельным предпринимателям  и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

              - слабость (в основном  на начальном этапе перехода) государственной власти, которая  обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;

Информация о работе Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития