Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы состоят в том, чтобы разобраться в деталях функционирования экономики, понять специфику и особенности экономических систем, выяснить условия их возникновения и развития в ходе длительного исторического процесса. Определить фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить, которые решаются в каждой экономической системе по-своему. Разобраться в особенностях и сущности экономической системы, в ее сложных взаимодействующих между собой структурах. Раскрыть сущность и необходимость государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик (1).doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

             Развитие производительных сил и, соответственно, производственных отношений, приводит к развитию общественного  способа производства, а на определенной стадии и к смене одного способа производства другим. Следовательно, их единство противоречиво. По марксистской теории общество в своем развитии прошло первобытный способ производства, рабовладельческий, феодальный и ныне находится в условиях капиталистического способа производства.

             Для первобытной  формации характерны:

      • преобладание простейших видов трудовых операций – собирательства. Охоты, рыболовства;
      • гегемония натурального хозяйства;
      • кочевой образ жизни, связанный с быстрым исчерпанием экономических ресурсов на территориях проживания общины;
      • уравнительное распределение.

             Рабовладельческая формация предполагает наличие двух основных социально-экономических  классов – рабовладельцев и рабов. Выделяют два основных типа рабовладельческой системы: азиатский и античный (грекоримский).

             Для азиатского типа рабовладельческой экономической  формации характерен избыток рабочей  силы (используемой на различных общественных работах: строительство ирригационных  комплексов, дворцовых построек, культовых  сооружений – храмов, пирамид) и  недостаток плодородной почвы (расположенной обычно вдоль рек: Янцзы, Хуанхэ, Инда, Ганга, Тигра, Евфрата, Нила); рабы принадлежат в основном государству, а точнее, возглавляющему его деспоту.

             Античный тип, напротив, характеризуется относительным  недостатком рабочей силы и избытком плодородных почв; рабы являются собственностью частных рабовладельцев.

             В условиях феодальной формации основными экономическими субъектами являются собственники земли – феодалы (помещики), а также находящиеся в крепостной зависимости крестьяне. За право отрабатывать участки земли крестьяне выплачивали феодалу различные виды ренты: барщину (отработочная рента), оброк (натуральная рента) и денежную ренту. Основная масса производимой продукции выпускается в этот период в рамках мануфактурных предприятий.

             Капиталистическая формация представляет наиболее совершенный известный способ экономической организации общественного производства, основанный на личной свободе наемного рабочего и наличии большого числа частных предприятий.[10]

             Далее марксизм утверждает, что отношения людей в обществе не ограничиваются только производственными отношениями. Общественные отношения многогранны, как многогранна и деятельность людей, охватывающая не только производство, но и нематериальную деятельность: духовную, культурную, религиозную, медицинскую, юридическую и другие. Складывающиеся при этом общественные отношения представляются марксизмом в виде надстройки над производственными отношениями, выделяемыми как экономический базис. Надстройка активно влияет на свой базис, может либо способствовать его развитию, либо сдерживать. В совокупности способ производства и надстройка составляют общественно-экономическую формацию. Исторически общество прошло три общественно-экономические формации и находится в четвертой, в условиях капиталистической общественно-экономической формации (как и общественные способы производства). К. Маркс выделяет пятый способ производства – коммунистический с ее первой стадией – социализмом, который в России практически не состоялся.

                 Таким образом, в основу марксистской периодизации истории развития общества положена схема «способов производства», «общественно-экономических формаций». Подобный подход к периодизации развития общества называют формационным, когда экономические явления и в целом развитие общества рассматриваются с точки зрения действия определенных законов. Развитие и смена устройства общества рассматриваются на основе развития производительных сил, экономических отношений, развития и смены форм собственности, развития и смены социально-экономического характера распределения и присвоения произведенных материальных благ, достижений в области культуры, духовной жизни.

              Вместе с тем  экономисты ныне считают, что «классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписываются цивилизации Китая и Индии. Поэтому рассмотрение процессов мирного развития на уровне формации, способа производства при всей теоретической и исторической значимости такого подхода не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий».

                 Цивилизационный подход предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций; он основан на выделении особых видов экономических цивилизаций – национальных или межнациональных образований, занимающих на определенном историческом этапе лидирующие позиции в мировом хозяйстве. Средний срок существования цивилизации – около тысячи лет. Цивилизация либо гибнет под напором менее цивилизованных народов, либо под действием различных причин перестает развиваться, что ведет к стагнации, прекращению экономического прогресса.

                 Существуют различные определения периодов развития общества. Но чаще всего, исходя из уровня деятельности человека по приспособлению предметов природы для удовлетворения потребностей и форм собственности, выделяются такие периоды, как дикость, когда человек свои личные потребности удовлетворял благодаря собирательству плодов и охотничества, когда не было частной собственности; период варварство, где основой хозяйства, является скотоводство, но уже с возникшей частной собственностью; период цивилизации, когда человек занимается земледельческим хозяйством при господстве частной формы собственности. [10] В двух последних периодах общества предстают как производящие материальные блага. Итальянский ученый Дж. Вико выделял три типа цивилизаций:

          • «божественную» (безгосударственность, подчинение жрецам)
          • «героическую» (аристократическое государство)
          • «человеческую» (демократическая республика или представительная монархия).

             Российский социолог и экономист Николай Яковлевич  Данилевский выделял десять исторических типов цивилизаций (или культурно-исторических типов):

          • египетскую;
          • китайскую;
          • ассиро-вавилоно-финикийскую (или халдейскую, или древнесемитическую);
          • индийскую;
          • иранскую;
          • еврейскую;
          • греческую;
          • римскую;
          • новосемитическую, или аравийскую;
          • германо-романскую, или европейскую.

             На смену европейской, по мнению Данилевского, идет славянская цивилизация.

             Немецкий философ  О. Шпенглер  выделял следующие  типы цивилизаций:

    • египетскую;
    • индийскую;
    • вавилонскую;
    • китайскую
    • «аполлоновскую» (греко-римскую);
    • цивилизацию майя;
    • «магическую» (византийско-арабская);
    • «фаустовскую» (западноевропейскую).

             Предрекая «закат» фаустовской системе, немецкий ученый прогнозировал лидерство русско-сибирской цивилизации.

             В концепции английского  историка и социолога А. Тойнби выделяется следующие группы цивилизаций:

          • первичные обособленные (египетская, андская);
          • первичные необособленные (шумерская, минойская, индская, майя);
          • вторичные (вавилонская, эллинистическая, мексиканская, древнекитайская);
          • третичные (православно-христианская, русская западная, арабо-мусульманская, дальневосточно-японская);
          • застывшие (эскимосская, кочевая, османская, спартанская);
          • неразвившиеся (дальневосточно-христианская, дальнезападно-христианская).

             Современный американский ученый С. Хантингтон в современном  мире находит 8 типов цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, китайскую, японскую, православную, африканскую, латиноамериканскую.

             Согласно теории американского экономиста У. Ростоу существуют следующие типы экономических  систем:

    1. экономика (подготовка условий для экономического традиционное общество;
    2. переходная роста);
    3. экономика с высокими темпами экономического роста;
    4. общество, движущееся к зрелости;
    5. общество высокого массового потребления.

             Более конкретно  с позиции цивилизации общество выглядит следующим образом: доиндустриальный период хозяйствования, когда господствует ручной труд, индустриальный период, когда господствует машинное производство; постиндустриальный, когда начинает господствовать автоматизированное производство.

             Большинство экономистов  выделяют семь цивилизаций:

    1. неолитическая (продолжительность в 30-35 веков)
    2. восточно-рабовладельческая (бронзовый век) – 20-23 века;
    3. античная (железный век), продолжительность – 12-13 веков;
    4. раннефеодальная, 7 веков;
    5. предындустриальная, протяженность - 4,5 века;
    6. индустриальная – 2,3 века;
    7. постиндустриальная, продолжительность – 2,3 века.

             Цивилизационный подход лишен классовых условностей, поэтому в настоящее время он более распространен по сравнению с другими. В этом – его достоинство. Вместе с тем, следуя цивилизационному подходу, можно «вогнать» специфику развития разных стран и регионов в общую схему, лишив их самобытности и уникальности; в этом таится опасность цивилизационного подхода.  

             §1.4 Факторы развития экономических систем  

                 Каждая экономическая система не стоит, не задерживается на каком-либо одном этапе исторического развития. Экономическая система постоянно эволюционирует. Весь социальный опыт свидетельствует, что человеческое общество, несмотря на временные возвраты и зигзаги, в целом характеризуется прогрессивными изменениями, особенно в развитии материально-технического производства. Наиболее существенной характеристикой эволюции любой системы  является необратимость, выражающаяся в определенной направленности ее изменений.  Но помимо этого существуют все-таки и обратимые процессы.

             В данных процессах  действуют два принципа: принцип отрицательной обратной связи и принцип положительной обратной связи. Принцип отрицательной обратной связи показывает лишь, как поддерживается спонтанно возникающий порядок в системе, но не позволяет раскрыть механизм возникновения такого порядка, а также перехода от одного типа порядка или стадии развития к другой. Для этого нужно обратиться к принципу положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а напротив, накапливаются и усиливаются. Всякая система подвержена случайным отклонениям от равновесия, но, если она находится в неустойчивом состоянии, благодаря взаимодействию с окружающей средой эти колебания усиливаются и в конце концов приводят к ликвидации прежнего порядка и структуры. Но этот деструктивный аспект дополняется затем конструктивным, состоящим в том, что в результате взаимодействия элементы старой системы приводят к согласованному, коллективному поведению, вследствие чего в системе возникают кооперативные процессы и спонтанно формируются новый порядок и новое равновесие. [19]

             Возникновение кооперативных  процессов, как и формирование и  развитие новых структур, непосредственно  связано с действием случайных  факторов. В результате взаимодействия большого числа случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное согласование и возникают кооперативные процессы, сопровождающиеся коллективным поведением элементов вновь образующейся структуры. По какому пути пойдет дальнейшая эволюция, какая альтернатива будет выбрана системой, во многом зависит от случайных факторов. Именно с ними в существенной мере связано появление нового в развитии систем. Помимо всего сказанного эволюция экономической системы в неменьшей степени зависит от навыков, умения, опыта и квалификации производителей экономических благ. Это называется социальной самоорганизацией экономических систем. То есть социальная самоорганизация происходит в результате взаимодействия людей, участвующих в тех или иных общественных процессах.

Информация о работе Экономическая система общества: структура, типы, модели и факторы развития