Экономическая роль государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является обзор и анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в стране. Исследовать значение государственных инструментов регулирования, какие тенденции государство переживает в современной России? Раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны. Рассмотреть возможные перспективы развития государства в условиях кризиса.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы государства 6

2. Экономические функции государства 10

3.Понятие и сущность экономической политики 13

4. Особенности государственного регулирования Российской экономики

на современном этапе 33

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Приложение №1 42

Приложение №2

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

           Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных  объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

  Главная цель государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры.       Все остальные цели подчиняются ей. Ключевая задача – повышение эффективности экономики. Проблема усугубляется тем, что не существует единой «ниточки», потянув за которую, можно решить проблему эффективности, так как факторов, от которых зависит эффективность экономики, множество. К настоящему времени в мире практически не осталось стран, в той или иной степени не интегрированных в мировую экономику. И Россия не исключение [5,3] .

 Государственный  бюджет - это годовой план государственных  расходов и источников доходов  их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые  из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Предпосылки новой стратегии государственного управления экономикой. Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической  науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. В основу предполагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.  Государственная поддержка инновационных процессов. Эффективность регулирования экономики государством в период научно-технической революции во многом определятся его влиянием на инновационный процесс. В условиях современной России инновационный бизнес является чрезвычайно рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами. Большинство передовых стран достигло высоких уровней развития вследствие опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности. России, несмотря на кризисное состояние экономики, необходимо, обеспечивать финансирование, предусмотренное в законе о науке, придавая защищенность соответствующим статьям бюджетного финансирования. 
 
 
 
 
 

4. Особенности  государственного регулировании  Российской экономики на современном  этапе.

Объективные изменения, произошедшие за последние 15-20 лет, значительно повлияли на цели, способы и механизмы которые использует власть для осу -  ществления государственного управления. Но, даже при бесспорных дости -жениях последних лет абсолютные размеры российской экономики продолжа- ют оставаться скромными: она почти на порядок меньше экономики Еврозоны и более чем в 10 раз меньше экономики США. Российской экономике, в насто- ящее время сопоставимой с экономиками Бразилии и Индии, предстоит сделать немало усилий, чтобы попасть хотя бы в 10 крупнейших экономик мира [4,18]. 

     В настоящее время наибольшее влияние на ход событий в мире оказывает глобальный кризис. Одни считают его финансовым, другие говорят о кризисе международных отношений, третьи — об экологическом кризисе. Наверное, речь идет о глобальном комплексном кризисе, который охватил самые разные сферы — и финансовую, и военную, и экологическую, и др.[11,112]. "Темпы падения реальных доходов населения и рост долгов по зарплате говорят о том, что спад экономики может составить 2–2,5% в 2009 году", – считает ведущий экономист "Центра развития" Валерий Миронов. Люди становятся реально беднее, что неизбежно сокращает спрос", – говорит главный экономист. Судя по данным декабря 2008 года, положение российской экономики похоже на классический пример стагфляции. Классическими же причинами ее возникно- вения являются поддержание высоких цен монополий в период циклического падения экономики и антициклическая политика правительства, которое стремится заменить рыночный спрос вливаниями бюджетных средств. Похоже, на стагфляцию в 2009 году сознательно закладываются и в правительстве, прогнозируя падение ВВП в 2009 году на 0,3% и инфляцию в 13%, оправдывая бюджетную экспансию, призванную затушить кризис деньгами  [14,47].

        Руководство России до конца октября 2008г. считало кризис «западным», не имеющим прямого отношения к российской экономике. Никто еще не верил, что сильное падение мировых цен на нефть и металлы не является кратковре- менным явлением. Цены на нефть российской марки «Urals» дошли до пика в 147 дол. за баррель в июле 2008 г., но начали падать в августе. К 10 сентября 2008 г. они впервые за год спустились ниже 100 дол. Падение цен продолжа -лось и в октябре, задержавшись в середине месяца на отметке 62 дол. Между тем Государственная дума именно в октябре обсуждала и принимала бюджет сразу на три года (2009-2011 гг.), предполагавший, что среднегодовая мировая цена на нефть в 2009 г. будет на уровне 95 дол. за баррель, спускаясь до 90 в 2010 г. и до 88 дол. за баррель в 2011 г. Однако 24 ноября 2008 г., когда президент РФ Д. А. Медведев подписал закон о бюджете, мировые цены на нефть опустились до 50 дол. и продолжали падать. К концу декабря 2008 г. цена на нефть снизилась до 34-36 дол., поднявшись до 38-40 дол.  Даже решение о снижении объемов добычи и экспорта нефти странами картеля не повлияло на ее стоимость. Уже 2 января 2009 г. цена на нефть марки Brent выросла до 43 дол. Цены на металлы, которые составляют 17% в общем объеме российского экспорта, также упали в 3-4 раза. Эти процессы резкого падения спроса на сырье и энергию были неожиданными не только для правительства России, но и для западных экономистов.  В нескольких серьезных исследова- ниях динамики спроса, говорилось о неизбежном возникновении дефицита нефти и дальнейшем росте цен до 200, 300 и больше долларов за баррель. Это были логичные предположения, основанные на том факте, что большинство крупных нефтедобывающих стран уже прошли через пик своих возможностей. Пик мировой добычи нефти ожидался в 2010 . Россию, как и всю мировую экономику, захлестнула  волна пессимизма. Тем не менее,  2008 г. наша страна закончила с приростом ВВП в 5,6%. В 2009 г. показатель, конечно же, окажется хуже. Еще в I квартале 2008 г. казалось, что повышательные тенденции сохра -нятся до конца года. Однако уже с мая стала наблюдаться тенднция замедления темпов экономического роста. Россйская экономика постепенно начала втягиваться в мировой финансово-экономический кризис.  Замедление роста было связано с финансовым кризисом в США и Западной Европе. На протя-жении последних лет большинство российских компаний финансировало рост за счет активного использования западного кредитного капитала. А погашение процентов и долга происходило за счет привлечения новых займов. Летом 2008 г. ситуация изменилась. Сначала рефинансирование стало чрезвычайно доро- гим, а затем практически невозможным. Вполне предсказуемым последствием такого положения становится не только снижение темпов роста производства, но и сокращение инвестиционных программ производителей. Темпы прироста инвестиций в 2008 г. составили 9,1%, что ниже, чем за 1-е полугодие (15,4%), и более чем в два раза ниже этого показателя за 2007 г. (21,1%).

   В сложившейся ситуации при дефиците средств у компаний на инвестиции и на увеличение зарплат основным гарантом, поддерживающим спрос (и инвестиционный, и потребительский), становится государство. В борьбе с финансовым кризисом правительство согласилось даже на временное снижение экспортных пошлин на нефть. А в январе 2009 г. премьер-министр объявил решение об изменении вывозных таможенных пошлин на никель и снижение пошлин на медь и медные сплавы. К концу прошлого года в стране было отмечено снижение золотовалютных резервов. По данным Банка России, они достигли к 1 января 2009 г. 427,1 млрд. долларов, уменьшившись по сравнению с 1 января 2008 г. на 10,8. Уже с середины августа 2008 г. на валютном рынке наблюдалась более свободная динамика курса рубля, а в сентябре глава Банка России С. Игнатьев пообещал, что валютный курс будет формироваться под влиянием рыночных факторов. Это сразу же привело к ослаблению курса рубля и усилению долларизации экономики. В декабре курс рубля к доллару США повысился до 30 рублей. Инфляция. Поскольку основной монетарный фактор - укрепление курса рубля, сдерживающий инфляцию, перестал действовать (остался еще лишь один сдерживающий фактор - сжатие денежной массы), то инфляция в 2008 г. продолжала увеличиваться, достигнув за год 13,3%, что выше, чем в 2007 г. (11,9%).  Нарастающие кризисные явления в российской экономике не могли не коснуться и рынка труда. Начиная с июня 2008 г. стала возрастать безработица. К концу 2008 г. она выросла до 5800 тыс. человек (7,7% экономически активного населения), то есть за год количество безработных увеличилось на 26,1%.

 В 2008 г.  в стране сохранялась ценовая напряженность. Потребительские цены увеличились на 13,3% против 11,9% за 2007 г. Основной составляющей инфляции осталось продовольствие, которое подорожало на 16,5%. За весь год мясо и птица подорожали на 22,2%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 25,9, масло подсолнечное - на 22,1, макаронные изделия - на 33,8%. Такое повышение опережало даже тарифы на услуги ЖКХ (16,4%). Сохранилась также тенденция к удорожанию цен на непродовольственные товары. В целом за год они выросли на 8,0%. В 2009 г. уровень инфляции, по нашему прогнозу, будет немного выше, чем в 2008 г., - 14,1%. Тем более что правительство прогнозирует ее уровень в 10-12%. В начале 2008 г. конъюнктура мирового рынка была чрезвычайно благоприятной для российской внешней торговли. Однако с августа мировой финансово-экономический кризис начал ускоряться [10,22]. Финансовый и экономический кризис, стремительно распространи- вшийся на все континенты, не имеет, прецедентов в истории. Обычно считается, что первичным сотрясением повлекшим лавину банкротств и национализаций, стал кредитный голод, возникший в США в результате неожиданного снижения цен на дома и квартиры, купленные по либеральным кредитам.  Начавшийся осенью 2007г. мировой продовольственный кризис вызвал рост потребительских цен на продукты питания, резко повысились цены на газ, нефть, электричество, бензин, дизельное топливо и коммунальные услуги. Финансовый кризис превратился в экономический. Резко снизился объем международной торговли, и упал спрос на нефть, металлы и другое сырье, цены на которые быстро пошли вниз. США, Япония и многие страны ЕС вступили в рецессию, что означало сокращение производства и   массовые увольнения. Слабым звеном в этом экономическом буме оказались западные банки, которые не смогли справиться с нароставшими суммами денег, поступавшими к ним в форме депозитов из многих стран мира. Банкротства банков  с которых  начался экономический кризис, были не причиной, а следствием давно развивавшихся противоречий в мировой экономике. Главное из них – возникновение сильной диспропорции между затратами труда и уровнем благосостояния в ограничен - ном  числе стран. Эти диспропорции нарастали как в результате того, что некоторые страны имели богатые природные ресурсы, столь необходимые остальному миру, так и потому, что весьма малое число стран имело возможность влиять на мировую экономику и торговлю с помощью своих внутренних денежных знаков, не обеспеченных золотом или другими универсальными эквивалентами реальной стоимости. По этой причине ресурсы могли поступать на мировой рынок по ценам, значительно превышавшим себестоимость товаров и внутренние цены, а страны, обеспечивающие мировую торговлю резервными валютами, всегда могли удовлетворять свои потребности в ресурсах путем наращивания денежной массы [8,33].

Сейчас пока непонятно, за счет чего будет происходить  подъем экономики. Для стимулирования потребления в условиях столь глубокого кризиса необходимо создание принципиально новых товаров и технологий. В прошлом веке стимуляторами экономики выступали революционные технические достижения, внедрение в повседневную жизнь таких новинок, как телефон, радио, телевизор, фотоаппарат, кинематограф, лампы накаливания, автомобиль, самолет, атомная энергия, антибиотики и другие. В недавнем прошлом стимуляторами развития и коммерции стали персональный компьютер,  Интернет, мобильные телефоны и цифровая электроника. Какие новые достижения техники, науки и изобретательства станут стимулом развития экономики в ближайшие годы - пока не ясно. Но оживить ее без новых открытий невозможно [13,38].

«- Нам говорят, что кризис будет длиться приблизительно 3 года, из которых 2009 год будет самым сложным. Поэтому мы должны принять такие решения, чтобы расходуя эти средства, мы понимали, что задачи, которые перед нами стоят, точно будут выполнены»,  подчеркнул премьер-министр И.Шувалов[6].                                                                   

Заключение

Подводя итог курсовой работы по теме «Экономическая роль государства», хочу отметить, что в своей деятельности государство достигает множества целей. Во-первых, это система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей. В настоящее время в мире нет стран, абсолютно отстраненных от мировой экономики. Нарастающий мировой финансовый кризис - хороший повод определиться, наконец, с базовыми стратегиями развития национальной экономики.

     В  процессе работы  я узнала, что  представляет собой эта огромная  машина- государство. Государство  только тогда функционирует плодотворно,  когда его функции в полной  мере соответствуют объективным  потребностям общества.  В ходе  которого реализуется экономическая и социальная политика, основанная на определенной концепции.    При написании курсовой работы я использовала  официальные документы, конституцию России, учебную литературу, Интернет источники и различные журналы, газеты.

Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. В соответствии с объектами выделяются и направления государственной экономической политики: социальная, структурная, антициклическая, инвестиционная, территориальная,  внешнеэкономическая,  валютная,  политика занятости. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Деятельность рынка направлена  на создание баланса между спросом и предложением, тогда как государство отвечает за гармонизацию всего общественного развития, в том числе, развитие экономики. Однако ни государство, ни рыночный механизм самостоятельно не могут решить проблемы экономического развития. В этом случае возникают ситуации, когда фиаско терпит и рынок, и государство. Иначе говоря, рынок и государство взаимосвязаны. Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

Информация о работе Экономическая роль государства