Экономическая роль государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является обзор и анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в стране. Исследовать значение государственных инструментов регулирования, какие тенденции государство переживает в современной России? Раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны. Рассмотреть возможные перспективы развития государства в условиях кризиса.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы государства 6

2. Экономические функции государства 10

3.Понятие и сущность экономической политики 13

4. Особенности государственного регулирования Российской экономики

на современном этапе 33

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Приложение №1 42

Приложение №2

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

 Государственные  расходы считаются одним из  важных инструментов макроэкономической  политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических  процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Субъектами производственных отношений являются социальные группы, трудовые коллективы, индивиды, общество. В экономической системе в качестве субъектов производственных отношений выступают ассоциированные субъекты хозяйствования и субъекты собственности: государство, фирмы, домашние хозяйства.  Благодаря наличию интересов люди вступают в совместную производственную деятельность и обмениваются результатами этой деятельности, т.е. вступают в производственные отношения. В системе производственных отношений можно выделить два крупных блока: организационно-экономические и социально-экономические отношения. Оба вида отношений тесно переплетены.

Экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Для того чтобы  задействовать любой косвенный  регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих  государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов.

Экономические методы регулирования, в целом, адекватны  природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. К экономическим методам относится бюджетное, налоговое и кредитно-денежное регулирование.

Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно - денежную политику.

Таким образом, государство - специфический орган, который возник и существует для  решения определенных задач. Особое место занимают задачи экономического характера. Государство наделено возможностью и способностью принятия специальных мер для решения специфических задач. Среди них первостепенное значение имеет проведение собственной стратегической внешней и внутренней экономической политики.  

  В условиях  рыночной экономики значение  основной получает функция по  налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной.

Бюджет государства, его финансовые возможности целиком  зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения. Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов,  в результате которых образуется госбюджет.

Экономисты вывели зависимость между величиной  налоговых ставок, инвестиционной активностью  товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера [15,414]. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%. Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно-денежной политике как о едином целом. В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно.  Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству

 хорошо бы  снизить ставку процента. Однако  это не в его силах: ссуды  выдают частные банки не подчиняющиеся  правительству. Тем не менее у государствен-ных органов есть возможность воздействовать на данный процесс. Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму, тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их, возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики. Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов

 увеличивается.  Иногда собственных вкладов банку  не хватает, чтобы дать взаймы  выгодным заемщикам. Тогда банки  имеют право взять кредит Центрального  банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам. Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика - кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная - кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций.

 Для балансирования  рынка товаров и услуг национальной  промышленности от иностранной  конкуренции используются количественные  квоты на импорт и экспорт,  таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т. д.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о повышении. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производствен -ные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений. В то же время экономические и административные методы противоположны.

 Экономические  методы не сужают свободу выбора  субъектов, которые сохраняют  за собой право на свободное принятие рыночного решения обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования. Можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.  Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет.

 На первое  место следует поставить функцию,  без которой в экономике, базирующейся  на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов – регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика.  Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения  аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; регулирование развития национального хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу, направлении.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой  поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. но главное средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

Другая функция  налогов – стимулирующая. С помощью  налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Следующая функция налогов перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.   Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных. Финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринима -телей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.  Наконец, последняя функция налогов – фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части производственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

  Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда.  Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны. Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Однако имеются  и специальные инструменты непосредственного  воздействия на хозяйственные связи  с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях. Предстоит больше внимания уделить вопросам взаимосвязи внешней торговли и экономической деятельность зарубежных предприятий в России с проблемой охраны окружающей среды.

Информация о работе Экономическая роль государства