Экономическая оценка эффективности трудоохранных мероприятий на ОАО «Счетмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработка мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить теоретические аспекты экономической оценки эффективности управления охраной труда;
 ознакомиться с правовыми основами в области охраны труда и основными источниками финансирования трудоохранных мероприятий;
 исследовать методику совершенствования системы управления охраной труда

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................4
1 Теоретические аспекты экономической оценки эффективности
управления охраной труда………………………………………………………….6
1.1Понятие и сущность трудоохранных мероприятий……………………..6
1.2 Правовые основы в области охраны труда………………………………8
1.3Основные источники финансирования мероприятий по охране
Труда………………………………………………………………………….12
2 Методика совершенствования системы управления охраной
труда…………………………………………………………………………………14
2.1Экономический механизм обеспечения охраны труда………………...14
2.2Методы управления охраной труда……………………………………..16
2.3Оценка безопасности труда методом учета и аттестации
рабочих мест…………………………………………………………………19
3 Экономическая оценка эффективности трудоохранных мероприятий
на ОАО «Счетмаш»………………………………………………………………..22
3.1Краткая характеристика ОАО «Счетмаш»……………………………..22
3.2Оценка управления охраной труда на предприятии…………………...25
3.3Повышение эффективности трудоохранных мероприятий
на ОАО «Счетмаш»…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников

Работа состоит из  3 файла

ГОТОВЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Мероприятия по охране труда обеспечиваются соответствующей проектно- конструкторской и технологической документацией.

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашении по охране труда  с учетом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателей, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, и иных уполномоченных работниками представительных органов на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам экспертизы технического состояния производственного оборудования, а также с учетом работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.[2,c. 408]

 

 

1.3 Основные источники финансирования мероприятий по охране труда

Финансирование охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и региональных программ из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства представленные в таблице 1.              [8]             

Таблица 1- Источники финансирования мероприятий по охране труда

 

Финансирование мероприятий по охране труда

 

Добровольные отчисления организаций и взносов физических лиц

Штрафы, взыскиваемые за нарушения законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, распределение которых осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации

 

 

Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда. План мероприятий по охране труда в организации, размер средств и смета их расходования определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации после консультаций с представительным органом работников. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет: средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.[6,c. 376-377]

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Финансирование охраны труда осуществляется через фонд охраны труда.

Таким образом в первой главе были рассмотрены теоретические аспекты  экономической оценки эффективности управления охраной труда на предприятиях, изучены основные источники финансирования мероприятий по охране труда. Из этого можно сделать вывод, что основную задачу по управлению охраной труда осуществляет государство в лице федеративных органов исполнительной власти по труду и органов исполнительной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции.

2 Методика совершенствования системы управления охраной труда

2.1 Экономический механизм обеспечения охраны труда

Кроме того, там же указывается, что соглашение по охране труда является правовой формой планирования и проведения мероприятий по охране труда. В нём   указываются сроки выполнения и ответственные лица.

Экономический механизм обеспечения охраны труда описан в таблице 2

Таблица 2 - Экономический механизм обеспечения охраны труда

Экономический механизм обеспечения охраны труда

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

 

Обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда

Обеспечение экономической  ответственности  работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии; за выпуск и сбыт средств производства,  не отвечающих требованиям по охране труда; за вред,  причиненный   работникам  увечьем,  профессиональным заболеванием  либо  иным  повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей

Предоставление работникам  компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при  современном техническом уровне производства и организации труда

 

 

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований,   выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, , областном  бюджетах  автономной   области,  окружных  бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетов районов в городах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов)  предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.[13,c. 12]

      Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий.

      Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований,  выделяемых  Советом Министров - Правительством Российской  Федерации и правительствами республик  в  составе Российской  Федерации;   части  средств  фондов  охраны труда предприятий; суммы штрафов,  налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного (обязательного) социального  страхования Российской  Федерации;  добровольных  отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.

      Территориальные фонды  охраны  труда  формируются за счет  ассигнований из бюджетов   национально-государственных и административно- территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях;  добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений. [13,c.14]

      Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в  объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.

      Помимо перечисленных фондов охраны труда, могут создаваться общественные фонды охраны труда.

      Средства, направляемые в фонды охраны труда  предприятий, расходуются  исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

      Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд  предприятия и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере  до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.

      Вопросы налогообложения фондов охраны  труда  регулируются налоговым законодательством Российской Федерации. [8]

 

 

2.2 Методы управления охраной труда на предприятии

Деятельность по улучшению условий и охраны труда должна включать основные направления:

-  обеспечение безопасности при эксплуатации производственного оборудования и других технических средств (для этого требования безопасности должны учитываться на стадии проектирования, изготовления оборудования, при его монтаже, эксплуатации и модернизации);

-  обеспечение безопасности производственных процессов (технологических процессов, транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и других видов работ);

-  безопасная организация производства и труда (безопасное состояние зданий, сооружений, территории предприятия, безопасное обслуживание и содержание рабочих мест, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, обучение безопасным приёмам и методам труда, совершенствование охраны труда, распространение передового опыта в области охраны труда);

-  обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических параметров производственной среды (оптимальное состояние температуры, влажности и чистоты воздуха на рабочем месте, его освещённости, допустимые уровни шума и вибрации, вредных излучений);

-  создание благоприятных психофизиологических условий труда, режимов труда и отдыха, темпа и ритма работы, организация лечебно-профилактического обслуживания персонала;

-  профессиональный отбор работников по ключевым профессиям (личностей безопасного типа).

На состояние условий и охраны труда в промышленности влияют:

-  общее состояние экономики страны, отраслей и компаний;

-  состояние основных производственных фондов (в частности, уровень их износа);

-  прогрессивность применяемой техники, технологии, организации производства;

-  состояние нормативно-правовой базы охраны труда (международной, национальной, региональной, местной, корпоративной);

-  организация управления охраной труда на всех уровнях (федеральном, отраслевом, региональном, местном, в компании);

-  квалификация кадров, занятых охраной труда;

-  научно-методическое и информационное обеспечение системы охраны труда;

-  природно-климатические условия, в которых протекает трудовая деятельность.[8]

Особое внимание следует обратить на состояние производственного оборудования и технологических процессов. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ конструктивные недостатки средств труда и несовершенство технологических процессов являются причиной примерно 3/4 хронических профессиональных заболеваний. Тенденция будет усиливаться в условиях замещения капитала трудом.

На производстве основные причины травматизма со смертельным исходом следующие:

-  неудовлетворительная организация производства работ — 47,5%;

-  эксплуатация неисправных машин и оборудования — 9,3%;

-  нарушения трудовой и производственной дисциплины — 8,3%;

-  нарушения технологического процесса — 6,7%;

-  конструктивные недостатки, недостаточная надёжность машин, механизмов, оборудования — 4,2%.[7,c. 402]

Интересен сравнительный анализ важнейших международных документов по охране труда работников и нормативно-правовой базы охраны труда таких отраслей, как электроэнергетика, металлургия. При подготовке к вступлению в Европейский Союз (ЕС), Российская Федерация подписала «Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским союзом», которое вступило в силу с 1 декабря 1997 г. Кроме того, в 2001 г. наша страна подписала Европейскую хартию и, следовательно, приняла на себя обязательства обеспечивать своим гражданам достойный уровень жизни, соблюдать их права на труд и его охрану. В статье 15 Конституции Российской Федерации отмечается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора».

Следовательно, в промышленности России должны применяться общепринятые принципы и нормы международного права по вопросам регулирования охраны труда: конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), стандарты Международной организации стандартизации (ИСО), в том числе серии стандартов ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14000 (управление охраной окружающей среды).[8]

 

 

 

2.3 Оценка безопасности труда методом учета и аттестации рабочих мест

Учет и аттестация рабочих мест являются неотъемлемой частью общей системы управления техническим, экономическим и социальным развитием организации. Это самостоятельные, но взаимосвязанные этапы одной работы, которые проводятся в целях повышения эффективности производства на основе роста производительности труда, улучшения использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности между количество рабочих мест и численностью работающих в организации.

Основными задачами учета и аттестации рабочих мест являются:

- определение фактических количественных и качественных характеристик рабочих мест и комплексная оценка степени их соответствия прогрессивны технико-технологическим и организационным решениям, нормативным требованиям, стандартам организации;

Копия ГОТОВЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 263.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ТИтульник и задание.doc

— 34.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Экономическая оценка эффективности трудоохранных мероприятий на ОАО «Счетмаш»