Экономическая эффективность и экономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель работы - определение природы экономической эффективности и выявление пределов вмешательства государства в экономический процесс.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи работы: дать понятие экономической эффективности, определить место и роль государства в современных экономических системах, оценить влияние государственного вмешательства на эффективность экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая эффективность и экономическое равновесие ………………6
1.1. Понятие экономической эффективности…………………………………...6
1.2. Общее равновесие и экономическая эффективность. Парето-эффективности…………………………………………………………………...10
2.Пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………….13
2.1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах……………………………………………………………13
2.2 Понятие и пределы государственного регулирования экономики……….17
2.3 Социальное регулирование…………………………………………………21
3.Проблемы и особенности государственного вмешательства в рыночную экономику…………………………………………………………….………….24
3.1. Проблемы и ограничения государственного вмешательства……………24
3.2.Влияние государственного вмешательства на эффективность экономики………………………………………………………………………...25
Заключение …...………………………………………………………………….30
Список исользовонной литературы…………………………………………….33
Преложение………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.60 Кб (Скачать документ)

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого  те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные  потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о  том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно  осторожно, не ослабляя и не заменяя  рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что  среди экономических регуляторов  нет ни одного идеального. Любой  из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты  регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Это  еще раз доказывает, что государственное  вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок  более эффективно решит поставленные экономические задачи.

В настоящее время зависимость  между экономическим ростом и  уровнем неравенства доходов  в первую очередь определяется вложениями в человеческий капитал – в  медицинскую помощь, общее и профессиональное образование, расширение доступа к современным IT-технологиям. Это ведет к отрицательной корреляции между коэффициентом Джини и ростом ВВП на душу населения. При этом отдача от работы у людей, получивших необходимые знания и умения, растет, если их возможности трудится используются в полной мере, а труд хорошо оплачивается. Следует отметить, что среди различных факторов, анализируемых Всемирным экономическим форумом, в наибольшей степени с коэффициентом Джини коррелируют качество общедоступных школ и количество в стране ученых и инженеров (-0,67 – -0,71). Природу этой зависимости понять несложно, социальное расслоение воспринимается как более естественное, если уровень образования богатых выше, чем уровень образования бедных. Поэтому бедность российских образовательных бюджетников воспринимается как особенно несправедливая. Такое положение вряд ли можно считать устойчивым, и для сохранения России даже на 55-65 местах по уровню «человеческого развития» в ближайшее время потребуются действенные, а не декларированные усилия по приведению уровня социального расслоения в соответствие с образовательным уровнем населения.

В странах, где вложения в  человеческий капитал достаточно велики, на первое место выдвигается отдача от этих вложений, в менее развитых странах важнее умножение человеческого  капитала. Россия и многие другие страны Европы, по-видимому, занимает двойственное положение. Россия является одним из лидеров в области «доинтернетовской культуры IT-технологий», но в то же время отстает от западных стран и некоторых стран, сравниваемых с ней по уровню душевого ВВП, по таким показателям, как качество медицинской помощи, наличие навыков ведения дел в условиях рыночной экономики, доля пользователей Интернета и так далее [3., С. 223].

Итак, не существует общей  долговременной закономерности связи  размеров государственного участия  в экономике с ростом ВВП. В  течение 1960-х – начале 1970-х преобладало положительное влияние государства, в конце 1970-х – 1980-х годах тенденция изменилась, и к середине 1980-х годов снижение государственных расходов и приватизация государственной собственности стали основными способами повышения эффективности экономик и ускорения экономического роста. В последние 10-12 лет зависимость экономического роста от сокращения государственных расходов существенно ослабела, а в странах, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития, вовсе исчезла.

Развитие событий в  России в 1999-2008 гг. иллюстрировало быстрый  экономический рост. Одно из главных  условий успеха в бизнесе в  России заключается в согласии на господство государственных служащих, которые таким образом исполняют  роль принципала. Российское государство  извлекает ренту из множества  источников – от контроля над добычей  полезных ископаемых, до контроля входа  на национальный и региональный рынки. Однако доступ на этот потенциально прибыльный рынок открыт только тем предпринимателям, которые соглашаются на получение  лишь части возможной прибыли  и признают господство представителей государства в результате сочетания  интересов на различных уровнях: от местного до федерального. Однако устойчивость этой модели властных отношений в долгосрочном плане вызывает сомнения: менее благоприятная конъюнктура мировых цен на энергоносители может сделать выигрыш агента отрицательным и, следовательно, развеять миф об общности интересов принципала и агента.

В то же время данный процесс  нельзя считать однозначно циклическим, периодически проходящим через определенные фазы. Причины современных тенденций  не повторяют причины внешне похожей  на нее предыдущей фазы, а вызваны  новыми явлениями в мировой экономике. Главными факторами наблюдающегося снижения отрицательного влияния государственного вмешательства в экономические процессы являются необходимость государственной поддержки исследований и разработок, инновационной деятельности, различных венчурных проектов, обеспечения равенства возможностей и преумножения человеческого капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая политика государства  является одним из наиболее дискуссионных  вопросов в современной экономической  науке. Различные экономические  направления по-разному смотрят  на масштабы, цели, инструменты и  механизмы этой политики.

1. В современной экономике  государство активно участвует  в деятельности рыночных механизмов, помогая компенсировать их слабости  и уменьшить социальную напряженность  в обществе.

2. Для решения своих  задач государство нуждается  в крупных денежных средствах,  которые оно собирает с помощью  разнообразных налогов, сборов  и пошлин.

3. Собранные государством  деньги расходуются в соответствии  с государственным бюджетом, утверждаемым  обычно органами законодательной  власти страны.

4. Если собранных в  бюджете средств оказывается  недостаточно для покрытия всех  расходов государства, то возникает  дефицит государственного бюджета,  порождающий затем государственный  долг.

5. Состояние государственного  бюджета и экономики в целом  зависит от положения дел в  денежном хозяйстве страны, структуры  и величины денежной массы  и успешности работы системы  коммерческих банков.

В соответствии с поставленной целью были решены основные задачи работы:

  • дано понятие экономической эффективности, как результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам ресурсов, обусловившим получение этого результата;
  • трудно переоценить место и роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, например, как это было во Франции в конце 1970-х – начале 1980-х годов;
  • очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной активности.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень  часто государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает  цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном  порядке. При создании благоприятных  условий предпринимателям их частный  интерес совпадет с интересом  государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать  более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство  не должно вмешиваться в те сферы  экономики, где его вмешательство  не является необходимым. Это не только не нужно, но и вредно для экономики.

Таким образом, основная задача государства состоит в том, чтобы  удерживать «золотую середину» в  сфере влияния на рыночную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 2006.

2. В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва, СОМИНТЕК, 2006.

3. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, N 3, 2007.

4. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 2006.

5. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,2006.

6. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Таллинн, 2006

7. Камаев В.Д., “Учебник по основам экономической теории”, М.: “Владос”, 2006 г.

8. Камаев В.Д., “Экономическая теория. Учебник”, М.: Владос, 2006 г.

9. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., “Введение в рыночную экономику”, М.: Высшая школа, 2006 г.

10. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, N 11-12,2004.

11. Олейник А. Минимизация упущенных выгод: моделирование взаимоотношений государства и бизнеса в России // Вопросы экономики. – 2009. – № 7. – С. 42-61.

12. Папава В. "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 2007.

13. Холланд С. "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1, 2006.

14. Цирель С. Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост // Вопросы экономики. – 2007. – № 5. – С. 100-116.

15. Чувилин Е., В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 2007.

16. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. “Курс экономической теории”, Киров “АСА”, 2006 г.

17. Чувилин Е., В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика",2006.

18. Шестаков Д. Возможности, которые мы упустили // Вопросы экономики. – 2009. – № 6. – С. 68-69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наиболее существенными  чертами и особенностями этих систем являются:

а) постепенное изменение  характера взаимоотношений государственных  органов и экономических структур в сторону партнерских;

б) утрата монополии государства  и государственной собственности  над экономикой и иными формами  собственности;

в) изменения методов государственного воздействия на экономические отношения;

г) постепенное вытеснение административных методов руководства  и рычагов воздействия на экономику  финансовыми и им подобными средствами;

д) резкий отход правительственных  структур от плановости в развитии экономики и неизбежное возникновение  при этом неупорядоченности и  даже хаотичности;

е) последовательная переориентация экономических и государственных  структур с общенациональных приоритетов  на свои собственные финансовые и  иные интересы, на прибыль как основной движущий фактор в их становящихся партнерских отношениях;

ж) усиление роли налогов  и налоговой полиции как государственного средства финансового воздействия  государственных структур на общество и на экономические структуры;

з) быстрое возрастание  финансового, гражданского, коммерческого  налогового, банковского и иных, непосредственно связанных с  развитием экономики, отраслей права  в общей системе права.

 

Приложение 2

Характерные особенности  взаимоотношений государства и  экономики в условиях существования  исторически сложившейся третьей  группы рыночных социальных систем заключается  в следующем:

а) установлении преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;

б) минимальном вмешательстве государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;

в) органичном сочетании  административно-правовых с финансо¬выми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения;

г) сосредоточении в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;

Информация о работе Экономическая эффективность и экономическое равновесие