Экономическая эффективность и экономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель работы - определение природы экономической эффективности и выявление пределов вмешательства государства в экономический процесс.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи работы: дать понятие экономической эффективности, определить место и роль государства в современных экономических системах, оценить влияние государственного вмешательства на эффективность экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая эффективность и экономическое равновесие ………………6
1.1. Понятие экономической эффективности…………………………………...6
1.2. Общее равновесие и экономическая эффективность. Парето-эффективности…………………………………………………………………...10
2.Пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………….13
2.1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах……………………………………………………………13
2.2 Понятие и пределы государственного регулирования экономики……….17
2.3 Социальное регулирование…………………………………………………21
3.Проблемы и особенности государственного вмешательства в рыночную экономику…………………………………………………………….………….24
3.1. Проблемы и ограничения государственного вмешательства……………24
3.2.Влияние государственного вмешательства на эффективность экономики………………………………………………………………………...25
Заключение …...………………………………………………………………….30
Список исользовонной литературы…………………………………………….33
Преложение………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.60 Кб (Скачать документ)

Однако только этим не исчерпывается  данная функция государственного управления. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и прочие.

В качестве субъектов государственного регулирования экономики традиционно  выступают органы государственной  власти и управления. В странах  общего права (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие), где  судебный прецедент рассматривается  в качестве источника права, субъектами государственного регулирования экономики  могут выступать также и суды.

Общепризнанными правовыми  формами государственного регулирования  экономики соответственно выступают  законы, подзаконные и судебные акты.

Законы всегда имеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением, однако, с двумя  оговорками. Первая. Зачастую, не законы, а указы Президента, согласно сложившейся практике, имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая процессы акционирования, приватизации и др. Весьма важным является то, чтобы эта практика всегда строго согласовывалась со ст. 90 ч. 3 Конституции РФ, гласящей, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» и что Президент только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».

Вторая оговорка заключается  в том, что в России судебные прецеденты пока не являются правовыми формами  государственного регулирования. Они  постепенно создаются Конституционным Судом и требуется время для того, чтобы его решения стали признаваться в качестве источников права.

Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами  государственного регулирования экономической  и других сфер жизни общества, являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы и прочие, которые  в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые формы [10., С. 25].

С помощью данных средств  государственного воздействия решаются не только вопросы пополнения государственного бюджета, финансирования различных  государственных программ, содержания госаппарата, армии, полиции и других государственных институтов, но и  вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из одной, менее приоритетной сферы экономики в другую, более приоритетную сферу и др.

Путем использования данных средств решаются также вопросы  привлечения или, наоборот, ограничения  притока в экономику страны иностранного капитала. Например, в России, законодательные  и исполнительно-распорядительные органы российского государства  приняли ряд нормативно-правовых актов, направленных на широкое привлечение  в страну различных товаров из-за рубежа и иностранных инвестиций.

Следует обратить внимание прежде всего на то, что современные теоретические модели государственного регулирования экономики в западных странах подразделяются на два вида, в зависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.

Первая группа моделей  исходит из того, что регулирующий орган (парламент, правительство и  так далее.) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования.

Согласно этой точке зрения основные особенности регулирующего органа, оказывающие решающее влияние на выработку политики – это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий и прочие.

Вторая группа моделей  исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим воздействием или господством «окружающей» среды. Согласно этому взгляду определяющими  факторами политики регулирования  экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные  экономические группы и комиссии, формирующие «окружающую» среду.

Оба эти взгляда, конечно  же, характеризуются неполнотой, взаимосвязаны  друг с другом и взаимно дополняют  друг друга. Поскольку политика регулирования  является совместным продуктом как  государственной бюрократии, так  и «окружающей» среды, модели формирования политики органом регулирования  должны определяться и объясняться  не единичными, а множественными факторами.

Государственное регулирование  экономики на Западе рассматривается  в теории и на практике обычно в  неразрывной связи с социальным, а точнее – социально-экономическим  регулированием. Последнее предпринимается  исключительно в целях обеспечения  безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.

Предпринимаются также попытки  выделения «чисто» экономического регулирования, касающегося проблем  себестоимости производимых товаров, их рыночных цен, проникновения на рынок  товаров, конкуренции и прочие.

В зависимости от конкретных целей государственное регулирование  экономики, а вместе с ней и  социальной сферы в западных источниках классифицируется следующим образом.

Экономическоерегулирование. Оно подразделяется на регулирование с общими и частными целями. Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, на предотвращение концентрации экономической мощи в одних руках, на недопущении недобросовестных торговых операций и так далее. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, рыболовства, развитие новых технологий и прочие.

2.3 СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Социальное регулирование  преследует цель страхования жизни  и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений общественного  порядка, оптимизации рекламы как  показателя соответствия стандарту  качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, стабилизации и развития системы  переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения, и так  далее.

В зависимости от форм государственного регулирования в западной литературе выделяются два его вида: политическое регулирование и так называемое «законодательно-административное»  регулирование. Под «законодательно-административным»  регулированием понимается практическая деятельность государственных органов  по администрированию системы управления путем издания различных нормативных  актов, а под политическим – государственное  регулирование в области политики. Каждый из этих видов подразделя¬ется в свою очередь на ряд направлений государственного регулирования.

Политическое регулирование  в зависимости от конкретной экономической  ситуации в западной академической  литературе подразделяется на такие  направления, как специальный контроль над предпринимательской деятельностью  государственных органов; регулирование  посредством чрезвычайных экономических мер; регулирование посредством установления дополнительных налогов с предприятий; регулирование через обычные налоговые инспекции; и другие.

Помимо сказанного в западной научной литературе выделяются различные  виды государственного регулирования  в зависимости от функций предпринимательской  деятельности.

Среди них:

  • регулирование, связанное с «входом и выходом на рыночные отношения» (установление юридического лица, разрешение на виды предпринимательской деятельности, закрытие предприятий);
  • регулирование процесса строительства заводов, фабрик и так далее;
  • регулирование производственной деятельности (производственное оборудование и производственный процесс, объем производства, технология производства, цена, показатель качества и упаковка продукта, и другие);
  • регулирование торговых операций (цена, количество, условия ликвидации задолженностей, торговые партнеры, район торговых опе-раций, метод торговых операций и так далее);
  • регулирование транспортировки и хранения товаров;
  • регулирование, связанное с управлением кадрами и трудом (занятость, зарплата, благосостояние, обучение и переподготовка кадров и другие);
  • регулирование, связанное с управлением финансами (создание фондов, использование фондов, управление финансами и налоговая деятельность, управление регистрацией на бирже ценных бумаг, и другие).

Государственное регулирование  в сфере экономики, равно как  и в других сферах имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

 

 

 

 

 

ГЛАВА3.ПРОБЛЕМЫ И  ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА  В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

3.1 ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Очевидно, что современная  рыночная система немыслима без  вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда  рано или поздно встает вопрос о  разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для  регулирования. Например, недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль за ценами и другие). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования.

Рыночная система не исключает  планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и  выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует  отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и  поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и  необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и так далее.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого  те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные  потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Надо иметь в виду, что  среди экономических регуляторов  нет ни одного идеального. Любой  из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты  регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с  инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается  в России.

3.2 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Очевидно, что современная  рыночная система немыслима без  вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда  рано или поздно встает вопрос о  разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Существуют важные ограничения  для регулирования. Например, недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль за ценами и другие). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ.

Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся  системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические, либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и так далее.

Информация о работе Экономическая эффективность и экономическое равновесие