Экономическая эффективность и экономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель работы - определение природы экономической эффективности и выявление пределов вмешательства государства в экономический процесс.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи работы: дать понятие экономической эффективности, определить место и роль государства в современных экономических системах, оценить влияние государственного вмешательства на эффективность экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая эффективность и экономическое равновесие ………………6
1.1. Понятие экономической эффективности…………………………………...6
1.2. Общее равновесие и экономическая эффективность. Парето-эффективности…………………………………………………………………...10
2.Пределы государственного вмешательства в рыночный процесс………….13
2.1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах……………………………………………………………13
2.2 Понятие и пределы государственного регулирования экономики……….17
2.3 Социальное регулирование…………………………………………………21
3.Проблемы и особенности государственного вмешательства в рыночную экономику…………………………………………………………….………….24
3.1. Проблемы и ограничения государственного вмешательства……………24
3.2.Влияние государственного вмешательства на эффективность экономики………………………………………………………………………...25
Заключение …...………………………………………………………………….30
Список исользовонной литературы…………………………………………….33
Преложение………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.60 Кб (Скачать документ)

В этой связи понятие эффективности  производства рассматривается как  одна из форм проявления экономических  законов. По данному определению, изучая эффективность, отраслевые и специальные  экономические науки тем самым  изучают действие общих законов  в специфических условиях отраслевой структуры производства, отдельных  предприятий или других звеньев  народного хозяйства, в конкретном проявлении, в обусловленном месте  и времени.

1.2 ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 «Общее равновесие – это равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках». [17., С. 233].

Достижениеобщего равновесия – результат воздействия изменения на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось движение.

Взаимосвязь товарных рынков можно записать с помощью системы  уравнений, которую предложил швейцарский  экономист Леон Вальрас:

 

                                                       (1.2)

 

  • функция спроса на данный товар
  • запас наличных денег
  • показатель реальных активов, отражающий богатство страны

- цены n-товаров и услуг 

Если известны А и М, то число уравнений равно числу неизвестных. Это означает принципиальную возможность решения системы (то есть достижение общего равновесия) и во-вторых, единственность такого решения.

Данная система называется системой общего равновесия.  Л. Вальрас  рассматривал путь к равновесию как  постепенный процесс («нащупывание») верных пропорций обмена. Л. Вальрас говорил: «система общего равновесия устойчива, и, будучи выведена из этого состояния, стремится к нему вновь через механизм относительных цен» [6., С. 187].

Модель Вальраса несколько  идеализировала действительность, так  как в ней предусматривалось, что потребитель знает свои функции  спроса и предложения, технические  коэффициенты и др. Модель общего равновесия исходит из совершенной конкуренции, предполагающей идеальную мобильность  всех ресурсов, полную информированность  всех участников, абсолютизирует состояние  равновесия, тогда как в реальной действительности гораздо чаще встречаются  диспропорции и дисбалансы. Более того, Л. Вальрас шел от модели, к реальной действительности, а не наоборот. Однако эту модель можно упрощать и усложнять путем включения новых переменных.

Модель Л. Вальраса универсальна настолько, что в известных пределах пригодна для описания любой экономической  системы.

Как известно, продукты распределяются между потребителями. Распределение  продуктов эффективно, когда весь объем произведенной продукции  распределяется между потребителями  так, что нельзя улучшить положение  одного, не ухудшив положение другого. Чтобы найти все множество  возможных эффективных вариантов  распределения двух благ между потребителями, нужно определить все точки взаимного  касания их кривых безразличия. Соединив их мы получим кривую контрактов (договорную кривую).

Криваяконтрактов – это множество возможных эффективных вариантов распределения двух экономических благ между потребителями или множество точек, соответствующих распределениям благ, после которых взаимовыгодный обмен теряет смысл, так как невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки. Множество таких распределений называют Парето - эффективными (Парето-оптимумом) по имени итальянского экономиста Вильфреда Парето, предложившего этот критерий эффективности. Распределение называется Парето – эффективным, если товары нельзя перераспределить так, что чтобы улучшить чье – то положение, не ухудшив положения других.

Действительно для достижения эффективности по Парето необходимо устранить любые дополнительные выгоды от обмена. А это и предполагает равенство предельных норм замещения  одного товара, другим у всех потребителей, участвующих в обмене. Касание  кривых безразличия означает равенство  предельных норм замещения. В общем  виде, это означает, что соотношение  цен обмениваемых товаров равны  для всех участников сделки.

Подобное определение  эффективности часто применяется  не только в экономике, но и в математике и в других науках.

 

ГЛВАВ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.

2.1 СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИКИ В ИСТОРИЧЕСКИХ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Вопрос о соотношении  государства и экономики практически  существовал всегда, с тех пор  как появилось первое государство и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство. Это один из «вечных» вопросов, который каждый рас по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Естественно, он по-разному  встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-разному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При  этом дело заключается не только и  даже не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разном типе и характере. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим  государством и соотносившаяся с  ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и  полностью зависимой от государства  огромной массы людей-рабов. Экономика  же феодального общества и государства  ориентировалась на полу бесправный крепостной труд [13., С. 18].

Решение проблем соотношения  государства и экономики может  осуществляться на двух разных уровнях  и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.

Рассмотрение проблем  соотношения государства и экономики  на общетеоретическом уровне означает выявление общих закономерностей  их развития, взаимосвязи и взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление и изучение свойственных им на разных этапах истории тенденций эволюции; решение традиционного вопроса о приоритетности, а точнее – первичности и вторичности государства и экономики по отношению к друг другу.

В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении  государства и экономики на общетеоретическом  уровне решался и решается далеко не одинаково. В одних случаях  первенство отдается экономике перед  государством и политикой. В других, наоборот, – государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий  паритет. Считается, что государство  способно оказывать на экономику  такое же воздействие, как и экономика  на государство.

Разумеется, можно и нужно  спорить с теми положениями теории первенства экономики над государством и политикой, которые абсолютизируют экономический фактор, пытаются объяснить  все происходящее в обществе явления  и события лишь экономическими причинами, отождествляют «социальное» с «экономическим», и пр. Но нельзя оспаривать то, что было многократно подтверждено самой жизнью, многовековой историей развития человеческого общества и в этом смысле стало очевидным. А именно – что экономическое развитие в конечном счете, в общем и целом, определяет собой основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот.

Появление рабского труда  обуславливает собой с неизбежностью  появления рабовладельческого государства, труда крепостных крестьян и ремесленников  – возникновение феодального  государства, наемного труда рабочих  – капиталистического государства. Именно так совершается экономическое  и государственное развитие, а  не наоборот.

Проблема соотношения  государства и экономики может  и должна рассматриваться не только в общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане применительно  к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений  того или иного конкретного государства  с соответствующей ему конкретной экономикой.

Рассмотрение данной проблематики в прикладном, практическом, так  же как и в общетеоретическом  плане задача весьма сложная и многоаспектная. Решению ее посвящена огромная научная и популярная литература. Однако тема по-прежнему остается актуальной. Причин для этого существует много. Главные из них применительно, например, к современному российскому государству, праву и экономике – обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта для определения оптимальных путей и форм их взаимодействия.

Исходными посылками при  этом, так же как и при рассмотрении проблем соотношения государства  и экономики в исторически  различных социальных системах являются следующие.

1. Государство иэкономика – это сложные, многогранные явления, охватывающие, соответственно, не только сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие его сферы. Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство – это «чисто» надстроечное, а экономика – «чисто» базисное явление, в данном случае не «срабатывает». Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных – экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений и в этом смысле оно – не только надстроечное или уже – политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление. Экономика также, влияние на другие сферы общества, выступает как многогранное явление. И так – во всех без исключения странах.

В практическом плане это  означает, что соотношение государства  и экономики следует прослеживать не только в сфере политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

 При рассмотрении соотношения  государства и экономики следует  обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.

В практическом плане это  означает, что более эффективным  и оправданным для использования  накопленного опыта в современной  России было бы изучение характера  соотношения государства и экономики  не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к  строго определенной социальной системе.

Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе – это не пассивный, а весьма активный процесс. Это – двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.

При анализе проблем соотношения  государства и экономики в  исторически разных социальных системах в практическом плане (для решения  аналогичных проблем применительно к современной России) более целесообразным представляется идти не по традиционному пути, предполагающему изучение государства и экономики от рабовладельческого государства и права вплоть до наших дней, а по иному пути. А именно – по пути их классификации и исследования в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры (см. приложения 1,2).

О характере взаимосвязи  и взаимодействия государства и экономики в условиях рыночных отношений существует огромная научная литература. В силу этого нет необходимости останавливаться здесь на освещении данного вопроса.

2.2 ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

При рассмотрении проблем  соотношения государства, права  и экономики важное место занимает проблема механизма государственного воздействия или государственного регулирования экономики. Данная проблема имеет не только теоретическое, но и  практическое значение.

В отечественной и зарубежной специальной литературе рассмотрению ее всегда уделялось особое внимание. И это не случайно, ибо от того, как понимается, а главное, как  применяется механизм государственного регулирования экономики, во многом зависят результаты его деятельности, результаты экономического развития страны.

Сравнивая между собой  механизмы государственного воздействия  на экономику различных социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. Если, например, в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций – юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.

Разумеется, государство  проявляется таким же двояким  образом и во всех других случаях, практически при любой общественно-политической системе. Однако степень его регулятивной и непосредственно экономической  деятельности, соотношение той и  другой далеко не всегда бывает одинаковой [11., С. 42].

Что же собой представляет государственное регулирование  экономики?

Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование  экономики воспринимается как одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

Информация о работе Экономическая эффективность и экономическое равновесие