Эффективность производства и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование методов расчетов показателей эффективности производства предприятия. Здесь даются характеристики показателей эффективности производства, которые необходимо применять при оценке эффективности производства предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность экономической эффективности производства…………....4
1.1. Экономическая эффективность и ее виды…………………...…..…4
1.2. Система показателей оценки эффективности производства…..…..8
1.3. Факторы повышения эффективности производства…………………………………..………………………………....15
Глава 2. Современное состояние эффективности производства в РФ….........15
2.1. Оценка экономической эффективности общественного производства..........................................................................................................22
2.2. Оценка эффективности производства молока в современный период………………………………………………………………………….…25
2.2.1.Основные причины снижения темпов прироста производства молока и сокращения его объемов…………………………………………..….27
2.2.2.Меры по обеспечению стабильного развития рынка молочных продуктов………………………………………………………………….……. 33 Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ эф.пр..doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

      

Факторы повышения эффективности производства

    Работники. Основным источником и определяющим фактором повышения эффективности производства (деятельности предприятия) являются работники – руководители, предприниматели, специалисты, рабочие. Производительность их труда во многом определяется методами, техникой, личным мастерством, знаниями, отношением к работе и способностью выполнять ту или иную работу. Деловые качества работников наиболее полно могут проявляться в условиях функционирования на предприятии мощного и гибкого мотивационного механизма. Производительность труда будет возрастать тогда, когда руководство предприятия материально и морально стимулирует  использование творческих способностей всех категорий работников, проявляет интерес к их личным проблемам, оказывает содействие созданию и поддержанию благоприятного социального микроклимата, в границах своих полномочий и возможностей предприятия, осуществляет социальную защиту людей, гарантирует их занятость и т.п.

     Организация и системы. Единство трудового коллектива, рациональность в делегировании ответственности и нормах управляемости относятся к принципам хорошей организации дел на предприятии, которые обеспечивают необходимую специализацию и координацию производственных и управленческих процессов и, таким образом, высший уровень эффективности (производительности) деятельности. Одной из причин недостаточной производительности предприятия как сложной производственно-экономической системы является слишком жесткая организационная структура, чрезмерное обособление подразделений по профессиональным группами или функциями. Поэтому система должна быть динамичной и гибкой, периодически реорганизованной в соответствии с новыми задачами, которые возникают перед предприятием при изменении ситуации. 

     Методы работы. Более совершенные методы работы в условиях преобладания трудоемких процессов становятся достаточно перспективными для повышения производительности. Научная организация труда во всех подразделениях предприятия способствует тому, чтобы преобразовать ручной труд в более продуктивный за счет усовершенствования способов выполнения трудовых операций, применяемых механизмов и инструментов, организации рабочих мест. Для усовершенствования методов труда на предприятии очень важным является постоянный анализ трудовых операций и использования рабочего времени, систематическая аттестация рабочих мест, обобщение и использование накопленного на других родственных предприятиях положительного опыта, организация обучения разных категорий работников прогрессивным приемам труда, устранение ненужной (лишней) работы и выполнение полезной с наименьшими затратами силы, времени и средств.

     Стиль управления. Значительный (по некоторым оценкам – преобладающий) вклад в повышение эффективности (производительности) производства может обеспечивать современная хорошо организованная система управления, под контролем которой находятся ресурсы и результаты деятельности предприятия. Составной частью такой системы является стиль управления – типичный “мягкий” фактор повышения эффективности деятельности предприятия. Каждый руководитель, предприниматель или менеджер предприятия должен знать, что абсолютно совершенного стиля управления для всех случаев не существует. Общая эффективность деятельности предприятия зависит от того, когда, где, как и по отношению к кому применяется соответствующий стиль управления. Известно, что стиль управления, в котором объединены профессиональная компетентность, деловитость и высокая этика взаимоотношений между людьми, влияет практически на все виды и направления деятельности предприятия. От него зависит, в какой мере учитываются внешние факторы повышения эффективности производства на том или ином предприятии.

     Государственная политика. Осуществляемая государством (правительством) экономическая и социальная политика существенным образом влияет на эффективность общественного производства через: практическую деятельность правительственных учреждений и государственных структур; законодательную деятельность; финансовые мероприятия и стимулы (налоги, тарифы, финансовая поддержка больших научно-технических и производственных проектов, финансирование социальных программ, регулирование процентных ставок для кредитов); устанавливаемые и контролируемые экономические правила и нормативы (регулирование доходов и оплаты труда, контроль  цен, лицензирование внешнеэкономической деятельности и т.п.); создание рыночной, производственной и социальной инфраструктуры; макроэкономические структурные изменения; программы разгосударствления собственности и приватизацию государственных предприятий; коммерциализацию организационных структур непроизводственной сферы и т.п.

     Институционные механизмы. Задачей государства является создание не только на национальном уровне, не только соответствующих экономических, социальных, политических и законодательных, но и организационных условий повышения производительности производственно-экономических систем. Такие условия в частности обеспечиваются путем учреждения и постоянного функционирования на национальном, региональном или отраслевом уровнях специальных институционных механизмов – организации (исследовательских и учебных центров, институтов, ассоциаций), деятельность которых ориентирована на: определение и решение основных проблем повышения эффективности (производительности) различных производственно-экономических систем и экономики в целом; практическую реализацию стратегии и тактики развития народного хозяйства, осуществляемых на соответствующих уровнях управления; подготовку (переподготовка, повышение квалификации менеджеров и других кадров) для рыночной экономики.

     Инфраструктура. Важной предпосылкой повышения эффективности (производительности) производства на предприятиях является достаточный уровень развития и активная деятельность разнообразных учреждений рыночной, производственной и социальной инфраструктуры. В современных условиях все предприятия в процессе своей инновационной, производственной и коммерческой деятельности не могут обходиться без соответствующих услуг инновационных фондов, товарно-сырьевых бирж, бирж труда, фондовых бирж, коммерческих банков и других институтов рыночной инфраструктуры. Непосредственное влияние на результативность деятельности предприятий, уровень эффективности их производства в целом оказывает надлежащее развитие и высококачественное функционирование производственной инфраструктуры – коммуникаций, транспорта, оптовой и розничной торговли, специализированных информационных систем и т.п.         

     Структурные изменения. На показатели эффективности (производительности) на разных уровнях хозяйствования нередко влияют структурные изменения в обществе в зависимости от качества управления деятельностью отдельных предприятий. Понимание этих изменений позволяет избегать ненужных погрешностей в принятии правительственных решений, более реалистически и целеустремленно планировать деятельность предприятий, развивать рыночную и социальную инфраструктуру. Наиболее важным кроме политических, считаются структурные изменения экономического и социального характера.  
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние эффективности производства в РФ

     2.1.Оценка  экономической эффективности общественного производства 

     Социально-экономические реформы 90-х годов и рыночные преобразования в России по-новому поставили проблему теоретической и методологической оценки эффективности общественного производства, которая в конечном итоге определяет его результативность, рациональность использования ресурсов, конкурентоспособность, экономическую перспективу развития. Это диктует потребность поиска критериев и показателей оценки эффективности и факторов ее роста. Причем эффективность производства есть результат развития производительных сил общества. Поэтому актуальной стала задача поиска конституирующих элементов для разработки конкретного механизма реализации основных направлений повышения эффективности и развития производительных сил.

     При разработке теории переходной экономики одним из основных вопросов является оценка эффективности производства. Для этого нужна система показателей, отражающая все стороны материального производства, а каждый из входящих в систему показателей должен содержать важную экономическую информацию. В то же время нужен и возможен сводный показатель эффективности производства.

     Если суммировать все точки зрения на содержание эффективности производства, то можно отметить, что в целом это понятие есть соотношение результата и затрат в стоимостном выражении. Однако инфляционные процессы, колебания курсов валют и ценных бумаг и многие другие моменты могут существенным образом искажать (и искажают) реальные характеристики эффективности производства. Поэтому необходимо оценивать эффективность на основе измерителей, которые в максимальной степени отражали бы реальное состояние производительных сил общества и его экономических ресурсов. Такими измерителями выступают трудовые, которые должны стать конституирующим элементом в системе показателей, позволяющих дать реальную оценку эффективности общественного производства. Следовательно, в экономической теории и практике необходимо оперировать, наряду с общепринятыми, и такой категорией, как социально-трудовая эффективность общественного производства.

     В совокупности показателей эффективности производства главным элементом является производительность живого труда, так как реализация современных технологий, ресурсосбережение, финансовые результаты развития хозяйства – все это исключительная функция живого труда, следствие его трудовой мотивации, экономической ответственности и инициативы, качественных характеристик работников.

     Особенности современного этапа развития производительных сил состоят в том, что экономика России характеризуется технологической многоукладностью, нарастанием технологического консерватизма, низким уровнем обновления материально-технической базы, невысоким уровнем отечественных капиталовложений в развитие экономики, низкой заинтересованностью в развитии научно-технического прогресса собственников, обострением демографической ситуации. В целом названные основные особенности современной экономики негативно влияют на формирование условий развития производительных сил.

     Эффективность национального хозяйства предполагает наличие научно-обоснованной стратегии экономического роста. Практика государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах показывает, что симбиоз рыночных и государственных (правовых и административных) ее регуляторов представляет собой устойчивую саморазвивающуюся систему. В связи с этим стратегическая концепция роста эффективности национального хозяйства должна основываться, прежде всего, на государственном управлении научно-техническим развитием, что предполагает разработку долгосрочной стратегической Программы, которая должна стать стержнем экономической политики. Государственное управление научно-техническим развитием должно выполнять функции планирования, учета, контроля, регулирования и совершенствования экономического механизма реализации.

     Современная стратегия повышения эффективности национального хозяйства предполагает проведение активной промышленной политики. Россия является одной из немногих стран мира, где государственное регулирование экономики жестко ограничено исключительно монетаристскими мерами воздействия: налогами, тарифными, пошлинами, процентными ставками, объемом денежной массы, валютными резервами, размерами внешнего и внутреннего долга и пр. 9

     В результате существенно сократилось воспроизводство основного капитала и капиталообразование. Именно в этом, причина отсутствия реального экономического роста и усиления деиндустриализации страны. В таких условиях исключительно важная роль принадлежит формированию и реализации промышленной политики на федеральном уровне и в промышленно развитых регионах.

     Главной целью федеральной промышленной политики должно стать формирование современного отечественного высокотехнического промышленного комплекса на основе рационального использования ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны. Содержание и приоритеты федеральной политики должны служить основой разработки региональной политики в области реструктуризации и развития промышленности. Оптимальная промышленная политика должна привести, в конечном счете, к высокоорганизованной и управляемой промышленной системе.  
 
 

2.2.

Оценка  эффективности производства молока в современный период. 

     Молочное скотоводство сегодня остается одной из ведущих подотраслей животноводства и его развитие имеет важное значение не только в обеспечении продовольственной независимости страны, но и в социальном аспекте. Достаточно сказать, что это одна из немногих отраслей, приносящая ежедневный доход. В нёй занято более 1 млн. человек.

     Удельный вес продукции молочного животноводства в ценовом отношении в общей животноводческой продукции составляет более 35%.

    Максимальный уровень производства молока в России был достигнут в 1990 году. Тогда во всех категориях хозяйств было произведено 55,7 млн. т молока. Упор делался на крупные животноводческие комплексы с промышленной технологией производства. В сельхозпредприятиях они давали более половины всего объема производимого молока. Однако необходимо отметить, что средний надой молока на корову в целом по России в тот период составлял всего 2781 кг.

Информация о работе Эффективность производства и пути ее повышения