Анализ трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:58, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, под воздействием которых формируются и получают дальнейшее развитие методы управления персоналом.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней содержатся предложения по решению актуальной задачи, состоящей в повышении эффективности управления персоналом.

Содержание

Введение
1. Экономическое значение и роль персонала в повышении эффективности производства
1.1. Особенности и специфика управления персоналом на предприятиях пищевой отрасли
1.2. Методика определения эффективности управления персоналом
1.3. Основные направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов в пищевой промышленности
2. Анализ использования персонала на ОАО «Бурятхлебпром»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико - экономические показатели
2.2. Анализ состава и структуры персонала
2.3. Анализ уровня организации труда рабочих
2.4. Анализ основных показателей, характеризующих уровень использования персонала
3. Пути улучшения использования персонала на ОАО «Бурятхлебпром»
3.1. Совершенствование состава и структуры персонала
3.2. Мероприятия, направленные на улучшение
и эффективное управление персоналом
3.3. Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

бурят хлеб пром.docx

— 116.57 Кб (Скачать документ)

      Общими  для них будут следующие:

- Улучшение качества перерабатываемого сырья и достаточный его объем для полной загрузки производственной мощности при наличии спроса на выпускаемый продукт. Улучшение качества сырья - повышение полезных веществ в нем и извлекаемости их при том же объеме сырья увеличит выход продукции, а значит, повысит производительность труда.

- Снижение затрат сырья и полезных веществ в нем на всех этапах выращивания, уборки, хранения, переработки, транспортировки. Увеличивая объем сырья и полезных веществ в нем при прочих равных условиях, соответственно увеличивается и количество вырабатываемой продукции, а значит, повышается производительность труда.

- Механизация и автоматизация производственных процессов. Это прямо высвобождает численность, а значит, повышает производительность труда.

- Масштабное внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий. При этом растет объем выпускаемой продукции, а значит и повышается производительность труда.

- Использование трудосберегающей техники и технологии. Снижая трудозатраты, это также прямо повышает производительность труда.

- Увеличение масштабов производства, концентрация производства. Производительность труда растет за счет условно-постоянной численности, то есть тех категорий работников, число которых мало зависит от роста объема производства (руководящий персонал, рабочие, занятые на аппаратурных процессах, охрана и т.д.). С удвоением масштабов производства, как правило, в пищевой промышленности производительность труда возрастает в полтора раза.

- Рост до оптимального размера уровня специализации, кооперирования и комбинирования.

- Совершенствование организации управления, труда и производства.

- Экономическое, материальное и моральное стимулирование повышения производительности труда. Хотя сам рынок является универсальной стимулирующей системой, но в рамках отдельных отраслей, фирм и предприятий должны быть  и свои стимулирующие системы с учетом конкретных условий их Функционирования.

- Внедрение научно-обоснованного нормирования труда и научной организации труда.

      В каждой конкретной отрасли пищевой  промышленности имеются свои конкретные факторы, резервы и пути роста  производительности труда. Например, в  сахарной промышленности увеличение выхода сахара позволяет повысить производительность труда в основном производстве на 16 %,  во вспомогательном производстве резервы оцениваются в 48 %, в управлении – 12 %, в обслуживающем хозяйстве -24 %.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ использования  персонала на ОАО  «Бурятхлебпром»

2.1. Краткая характеристика  деятельности предприятия.  Основные технико  - экономические показатели

      ОАО «Бурятхлебпром» создано на основе фирмы «Бурятхлебпром» в 1994 году путем акционирования. Данное предприятие является самостоятельным субъектом. Является также юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Бурятия. ОАО «Бурятхлебпром» имеет самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием на русском языках, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.

      Цель  создания - дальнейшее увеличение мощности предприятия, выпуск конкурентоспособной  качественной продукции, завоевание рынка  сбыта и создание собственной  торговой сети. На сегодняшний день общество имеет четыре участка по производству хлеба, хлебобулочных  и кондитерских изделий и в 1995 году один участок по производству пива (минипивзавод), способный производить тонну напитка в сутки, выполнение плана прибылей. Имущество принадлежит ОАО «Бурятхлебпрому» на праве полного хозяйственного ведения. В состав имущества организации входят основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Переданное данной организации в полное хозяйственное ведение имущество включая дивиденды, за счет прибыли образуют уставной и специальный фонды.

      В целях повышения заинтересованности членов трудового коллектива хлебокомбината в процессе своего развития и создания новых основных фондов, 10% прибыли  остается в распоряжении завода после  обязательных платежей бюджету.

      ОАО «Бурятхлебпром» имеет право:

      1) Оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных  договоров.

      2) Покупать, продавать другим предприятиям  и организациям, сдавать гражданам  в аренду, предоставлять во временное  пользование здания, сооружения, транспортные  средства, инвентарь и другие  материальные ценности, а также  списывать имеющееся на балансе  имущество.

      3) Передавать на договорных началах  материально-денежные ресурсы другим  предприятиям, организациям и гражданам,  производящим продукцию или выполняющих  для ОАО «Бурятхлебпрома» работы  и услуги.

      Акционерное общество "Бурятхлебпром" - ведущий  производитель хлеба в Бурятии. Войдя на рынок республики как  небольшой производственный экспериментальный  цех,  предприятие сумело не только в десять раз увеличить объем выпускаемой продукции, но и значительно расширить ассортимент.

    Сегодня АО "Бурятхлебпром" производит 25 видов  хлеба и 35 сортов булочных изделий. Ежедневно  из цехов завода выходит  более 40 тонн продукции - около половины всего  потребляемого жителями города Улан-Удэ хлеба.

      Безупречное качество, отмеченное дипломами многих солидных выставок, и применение оригинальных рецептур выпечки хлеба выгодно  выделяют ОАО "Бурятхлебпром" среди  предприятий хлебной промышленности республики.

      Предприятие в плане технического перевооружения не стоит на месте, постоянно обновляя свою производственную базу. В столице  республики "Бурятхлебпром" имеет 36 собственных торговых точек, где  наиболее полно представлена продукция  предприятия.

      Хлебобулочные изделия акционерного общества реализуются  как в городе Улан-Удэ, так и  в сельских районах республики Селенгинском, Кабанском, Заиграевском. Их доставкой  занимается специализированный фирменный  транспорт "Бурятхлебпрома". В  торговые точки изделия подвозятся до трех раз в сутки, поэтому покупатель всегда имеет возможность приобрести свежий, только что вышедший из печи хлеб.

      В 1995 году акционерным обществом был  установлен минипивзавод, способный  производить тонну напитка в  сутки. Пиво "Стимул" готовится  с использованием знаменитой чешской технологии и сырья. Оно реализуется через собственную сеть общественного питания, а также успешно конкурирует с другими сортами пива в десятках баров и кафе республики. Одновременно с началом выпуска нового продукта "Бурятхлебпром" открыл пивной бар "У Бориса", оборудованный в традициях европейских заведений. Кроме того, многие улан-удэнцы по достоинству оценили еще два бара, работающих на базе предприятия. У жителей республики продукция ОАО "Бурятхлебпром" пользуется заслуженной популярностью, т. к. на предприятии все - от пекаря до руководителя думают, прежде всего, о покупателе, предлагая исключительно качественные и разнообразные хлебобулочные изделия.

     Для нормального функционирования комбината  проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся коньюктуры рынка. Это позволяет  сделать комбинат устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а также  обеспечить его дальнейшее развитие.

     Проведение  систематических анализов деятельности предприятия позволяет:

- быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности комбината и его структурных подразделений;

- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;

- определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

- находить оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли.

       Для всесторонней оценки эффективности  деятельности предприятия используются  различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки  обращения и производства и  др.

     Основные  технико-экономические показатели предприятия на примере ОАО «Бурятхлебпром» (см. таблица 2.1). 

     По  представленным данным в таблице 2.1, рассматривая динамику за последние  три года, по товарной и реализованной  продукции наблюдается постоянное увеличение, в 2009 г по сравнению с 2008 г на 65291 тыс. руб. или 36,7%, а в 2010 по сравнению с 2009 г на 120089 тыс. руб. или 49,4%, такой рост произошел в  основном за счет повышения спроса не только на местных, но и на соседние рынки сбыта данной продукции, следствием чего, возникла необходимость открытия дополнительных производственных цехов, расширения ассортимента выпускаемой  продукции.

     Основные  фонды имеют тенденцию к увеличению, так в 2009 г по сравнению с 2008 г  на 25333 тыс. руб.  или 24,1%, а в 2010 по сравнению с 2009 г. г на 12801 тыс. руб.  или 9,8% за счет открытия нового цеха, в  результате этого потребовалось  новое оборудование.

     Фондоотдача основных фондов  с каждым годом  увеличивается, так в 2009 г на 0,17 руб. или 10,05%,а в 2010 г по сравнению с 2009 г на 0,67 руб. или 36,02%, это говорит  о том что ОАО «Бурятхлебпром»  использует достаточно эффективно свои основные средства (повышение производительности оборудования в результате технического перевооружения реконструкции, строительства  нового цеха).

     Среднесписочная численность ОАО «Бурятхлебпром»  соответственно имеет тенденцию  к увеличению, в 2009 г по сравнению  с 2008 г на 228 человек или 34,96%, а  в 2010г по сравнению с 2009 г на 31 человек  или 3,5% за счет расширения предприятия, роста спроса на выпускаемую  продукцию.  

     Среднегодовая выработка в 2009 г по сравнению  с 2008 г.  увеличилась на 3687 руб. или  на 1,36%, а в 2010 г по сравнению с 2009 г. на 121942 руб. или на 44,4%, это говорит  об эффективном использовании времени, меньше затрачивается на исправление  брака (в процессе производства используется качественное оборудование), нет простоев машин.

     Фонд оплаты труда  увеличевается в 2009 г  по сравнению  с 2008 г на 67703 тыс. руб. или на 54,3% и в 2010 г по сравнению с 2009 г на 116215 тыс. руб. или на 60,4%, с учетом изменяющейся рыночной ситуации в Бурятии и в целом по России, инфляции.

     Среднегодовой уровень оплаты труда увеличивается  за счет  повышения уровня тарифной ставки.

     Себестоимость продукции  увеличивается в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 56426 тыс. руб. или 34,3%,а в 2010 г.  по сравнению  с 2009 г.на 103742 тыс. руб. или на 47%, это  говорит об увеличении затрат на производство, роста цен на продукцию и неэффективном  использовании сырья и материалов. Предприятию ОАО «Бурятхлебпром»  необходимо предпринять срочные  мероприятия по снижению затрат, экономичном  использовании сырья и материалов.

     Материалоемкость  продукции в 2009 г. и в 2010 г. снизились  соответственно на - 0,01 руб. или - 2,7%, т.к  темпы роста товарной продукции  превысил темпы роста материальных затрат продукции.

     Затраты на 1 рубль продукции тоже снизились  в 2009 г. на - 0,02руб./руб. или на - 2,17%,в 2010 г. на - 0,01 руб./руб. или на - 1,11%, т.к  темпы роста товарной продукции  превысили темпы роста себестоимости  продукции.

     Прибыль ОАО «Бурятхлебпром» имеет тенденцию  к увеличению в 2009 г по сравнению  с 2008 г на 3623 тыс. руб. или 69,67%, а в 2010 г по сравнению с 2009 г. на 7967тыс. руб. или 90,3%, это говорит об увеличении выпуска и качества продукции, расширение рынка продаж, повышение уровня технического производства. Данное предприятие в  целом работает эффективно, прибыльно, рационально, об этом свидетельствует  рентабельность продукции в 2008 г. составила 3,16% в 2009 г.  3,99%, в 2010 г. 5,1%.

2.2. Анализ состава  и структуры персонала

          Состав и структура предприятия  направлена, прежде всего, на установление   четких    взаимосвязей    между  отдельными     подразделениями

предприятия, распределения между ними прав и  ответственности. В ней реализуются  различные требования к совершенствованию  систем управления, находящие выражения  в тех или иных принципах управления.

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов