Анализ теневого сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы определить влияние теневого сектора на экономику страны и выявит методы борьбы с ней. В связи с этой целью, необходимо решить следующие задачи: дать определение теневой экономики; определить ее причины существования; выявить ее источники; измерить масштабы теневого бизнеса; показать последствия теневой деятельности; провести анализ роста неорганизованного рынка; показать влияние на ВВП, СНС; показать методы борьбы с теневым сектором.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4
Сущность и особенности теневой экономики …………………………………5
Причины существования теневой экономики…………………………….6-8
Структура нелегального бизнеса…………………………………………...9-10
Масштабы теневого сектора………………………………………………...11-13
Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности……………………………………………………………………14-28
Анализ показателей роста неорганизованного рынка………………….29-31
Отражение теневой экономики в СНС и её влияние на оценки ВВП..32-34
Модель сокращения возможного уровня уровня ВВП…………………35-36
Методы борьбы с теневым сектором………………………………...…………37-40
Социально – правовой контроль над экономической преступностью в России………………………………………………………………………..41-49
Подходы к решению проблем теневой экономики………………………50-51
Заключение………………………………………………………………………………..52-53
Список использованной литературы……………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТАЭСАвтосохраненный).docx

— 304.53 Кб (Скачать документ)

 

3. Методы борьбы с  теневым сектором

 

В настоящее  время трудно отрицать необходимость  срочной разработки концепции и  программы государственной политики в отношении теневой экономики. Доктор экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических исследований «Перспективные технологии» В.О. Исправников в своей статье «Как вывести капиталы из «тени»» предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, – считает он, – Во-первых, сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой «правил экономической игры». Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?

Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в чулках у населения России находится  до 70 млрд. долл. – это примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300 млрд. долл. [Вопросы статистики-1999 №12] Вместе с тем только «челноками» в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.

Формируя  концептуальную основу линии в отношении  теневой экономики, следует иметь  в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной  собственности и административно-распределительной  системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу  угла новой модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления  этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в теневой экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной  стороны, изменить общие условия  хозяйствования, а с другой – осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

В целях  создания и поддержания благоприятной  хозяйственно-правовой среды для  бизнеса нужна постоянная корректировка  легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению  репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего это относится к налоговому режиму.

Представляется  уместным обратиться к опыту новой  экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

Согласно  же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная  налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) – до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26–28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.

Также предстоит  разработать и реализовать действенные  меры защиты населения со стороны  государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).

А главное, конечно же, создать благоприятное  экономическое и правовое пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы  и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение  в «теневом бизнесе» – катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. Хорошо если это кончится только разводом. С каждым днем все весомее и значимее становится такое понятие, как репутация фирмы. Недаром с 2000 года этот актив включен в баланс предприятия. Кое-кто из бывших теневиков уже в полной мере осознал это и изо всех сил старается отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что некоторые сознательно провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке. Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они считают, что выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.

3.1 Социально-правовой контроль  над экономической преступностью  в России

 

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, «коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности».

Зарубежные и отечественные  криминологи отмечают взаимосвязь  и взаимообусловленность между  гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности  это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют  общие детерминанты противоправного  поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами  и имеют единую направленность. Поэтому  эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями – административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:

Государственный контроль – осуществляется государственными органами.

Контроль негосударственных  организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:

  • банковский контроль – его субъектами выступают коммерческие банки;
  • страховой контроль – осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;
  • потребительский контроль – осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.
  • аудиторский (независимый) контроль – осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;
  • контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).
  • Внутренний контроль – осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.

В зависимости от предмета и сферы контроля различают:

  • финансовый контроль (в том числе – налоговый, валютный, бюджетный, аудиторский и т.п.)
  • финарегистрационный контроль – контроль за соблюдением законодательства при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
  • лицензионный контроль и надзор – контроль за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию;
  • антимонопольный контроль – контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления;
  • контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
  • контроль за соблюдением законодательства в отдельных сферах экономики и на отдельных рынках, в том числе – на рынке ценных бумаг, в сфере страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, в сфере торговли, в сфере оборота алкогольной продукции.
  • Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля, осуществляемого Государственной регистрационной палатой. Этот орган производит регистрацию предприятий различных организационно-правовых форм. Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» полномочия по регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3 ст. 78).

Разрешительный  способ возникновения юридических  лиц является средством контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять незаконную экономическую деятельность. В частности, в интересах борьбы с коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица органов государственной власти и управления и государственные служащие.

  • Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.) Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей, повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных, экологических и санитарных норм, правил торговли.
  • Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о правах потребителей. Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определил организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения правонарушений, связанных с монополистической деятельностью и нарушением прав потребителей. Государственным органом, осуществляющим контроль в этой сфере является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. №793. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.

Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителю.

  • Торговый контроль. Важнейшими государственными органами, осуществляющими контроль в этой криминогенной сфере экономики являются: Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), Госторгинспекции МВЭС России, Государственный санитарный надзор России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод России), Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В обеспечении контрольных функций принимают участие также и другие органы и организации – Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ, Государственная ветеринарная служба и ряд других.
  • Таможенный контроль. Осуществляется Государственным таможенным комитетом РФ. Его задачами являются:
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • защита экономических интересов РФ;
  • организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
  • организация и совершенствование таможенного дела в РФ;
  • обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ;
  • обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
  • Предупредительная деятельность органов уголовной юстиции. Милиция в целях предупреждения экономических преступлений наделена законодательством также и другими правами (ст. 11 Закона РФ «О милиции»). Органы предварительного следствия и дознания получают полученные в ходе расследования уголовных дел сведения, имеющие значение для предупреждения преступлений. При производстве предварительного следствия и дознания они выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений (п. 1 ст. 10 Закона РФ «О милиции»), и вносят в соответствующие органы и должностным лицам представления о принятии мер к их устранению (п. 13 ст. 11 Закона РФ «О милиции»).

Требование о выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений, закреплено и в нормах уголовно-процессуального законодательства (ст. 21, 21', 21'', 68, 140, 213,321, 355 УПК РФ).

Информация о работе Анализ теневого сектора