Анализ теневого сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы определить влияние теневого сектора на экономику страны и выявит методы борьбы с ней. В связи с этой целью, необходимо решить следующие задачи: дать определение теневой экономики; определить ее причины существования; выявить ее источники; измерить масштабы теневого бизнеса; показать последствия теневой деятельности; провести анализ роста неорганизованного рынка; показать влияние на ВВП, СНС; показать методы борьбы с теневым сектором.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4
Сущность и особенности теневой экономики …………………………………5
Причины существования теневой экономики…………………………….6-8
Структура нелегального бизнеса…………………………………………...9-10
Масштабы теневого сектора………………………………………………...11-13
Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности……………………………………………………………………14-28
Анализ показателей роста неорганизованного рынка………………….29-31
Отражение теневой экономики в СНС и её влияние на оценки ВВП..32-34
Модель сокращения возможного уровня уровня ВВП…………………35-36
Методы борьбы с теневым сектором………………………………...…………37-40
Социально – правовой контроль над экономической преступностью в России………………………………………………………………………..41-49
Подходы к решению проблем теневой экономики………………………50-51
Заключение………………………………………………………………………………..52-53
Список использованной литературы……………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТАЭСАвтосохраненный).docx

— 304.53 Кб (Скачать документ)

Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической  сферой и затрагивают практически  все стороны общественной жизни.

На восьмом  Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с npaвонарушителями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества.

В руководстве  для дискуссии на девятом Конгрессе  ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  отмечено следующее: «Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности в проституцию».

2.1 Анализ показателей  роста неорганизованного рынка

 

Существуют  причины, объясняющие, почему сектор теневой  экономики занимает значительное место  в экономике России:

1. Финансово-экономические:

  • несовершенство налоговой системы – в России в бюджет и государственные фонды взимается до 35% ВВП а в развитых странах – 25 –30% (если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составляют 50–60% всей его прибыли);
  • неравноправное первичное распределение капитала – теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала);
  • полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно – как кормушка для чиновников и олигархов);
  • отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);
  • структура финансов архаична (денежные средства, которые находятся в тени вне российских банков – наличные в рублях и иностранной валюте и безналичные за рубежом – составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую сумму, примерно равную всей официальной денежной массе М2, – около $300 млрд.).

2. Правовые:

  • противоречия, пробелы в законодательстве, которые способствуют безответственной нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
  • отсутствие антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых и законодательных;
  • слабая и коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно нарушающих закон);
  • отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной преступностью, в том числе в экономической сфере;
  • незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, посягательств криминала и рейдерства олигархов (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

3. Административные:

  • отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета, а на эффективное развитие бизнеса;
  • запретительное, наказательное администрирование – формальные административные барьеры;
  • высокая «благотворительная» нагрузка на бизнес.

4. Общественно-политические:

  • неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого вмешательства государства в экономику;
  • недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата работников бюджетных организаций);
  • социальная и политическая незащищенность большинства населения – государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане не считают себя чем-либо обязанными перед таким государством;
  • деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.

Основными в системе мер по преодолению  теневой экономики должны стать  следующие мероприятия: проведение безусловной всеобщей уголовной  амнистии по налоговым и экономическим  преступлениям физических и должностных  лиц на определенную сумму, к примеру, до $ 10 млн, оставив лишь право на гражданско-правовой иск пострадавшей стороне; компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» акциями государственных банков и предприятий; введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики; установление экономически целесообразного, справедливого налогообложения; стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом; проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки открытого частного предпринимательства; проведение реальной административной реформы; формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной и судебной системы; ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и финансовой сфере; законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в уголовно-процессуальном порядке.

2.2 Отражение теневой экономики в СНС и ее влияние на оценки   ВВП

 

Требования  полноты характеристики экономики  предполагает взаимоувязанное отражение  всех аспектов ненаблюдаемой экономики  во всей последовательности счетов: как  в текущих счетах, отражающих производство, распределение и использование  доходов, так и в счетах. Отражающих движение и состояние экономических  активов (счета накопления, балансы  активов и пассивов), а также  в счетах товаров и услуг и  в счетах «остального мира». Взаимоувязка показателей ненаблюдаемой экономики во всех счетах обеспечивает соответствие между незаконными операциями, связанными с денежными поступлениями (например, доход от торговли наркотикам), и законными операциями, связанными с расходами (например, приобретение недвижимости торговцами наркотиков).

Значительный  объем неучтенной экономической  деятельности существенно влияет на объем и структуру макроэкономических данных, в частности на объем и  структуру ВВП, вызывая искажение  официальных данных о состоянии  экономики:

  • размер ВВП недооценивается из-за того, что значительная часть товаров и услуг, служащих для удовлетворения потребностей общества, не принимается во внимание при определении общего объема ВВП;
  • официально определенные темпы роста ВВп занижаются, если рост теневой экономики происходит более быстрыми темпами по сравнению с «легальной» экономикой (что характерно для стран в период перехода к рыночной экономике);
  • структура ВВП искажается как в отношении его производства в отраслях и секторах экономики, та к и отношении использования конечных товаров и услуг.

Объем ненаблюдаемой  деятельности по производству товаров  и услуг в СНС должен оцениваться  и добавляться к стоимости  выпуска. Рассчитанного по данным официального статистического учета. Соответственно должны корректироваться и другие показатели СНС: промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, ВВП, оплата труда наемных работников, прибыль, смешанные доходы, конечное использование товаров и услуг.

Одной из разновидностей теневой экономики  является получение скрытого дохода от разницы в ценах на товары и  услуги, представляющего собой различные  доплаты сверх установленной  цены за приобретенные товары и услуги, которые могут принимать форму  чаевых, подарков и т.п. Они рассматриваются в СНС как составная часть стоимости товара или услуги и должны добавляться к величине выпуска, валовой добавленной стоимости, ВВП, оплаты труда наемных работников или смешанных доходов. Это позволяет сбалансировать стоимость производства и использования товаров и услуг, а также величину полученных и использованных доходов.

Не влияет на общий размер ВВП, но сказывается  на его компонентах преднамеренное занижение предприятиями величины заработной платы с целью уменьшения налога на заработную плату и отчислений на социальное страхование. Для этого  предприятия могут прибегать  е оплате труда работников наличными  деньгами или натурой без соответствующего отражения в бухгалтерском учете. Если эти случаи имеют место, в  СНС должны быть увеличены оплата труда наемных работников, сальдо первичных доходов и располагаемый  доход домашних хозяйств и уменьшена  прибыль предприятий. Предполагается, что использование домашними  хозяйствами этого дохода уже  учтено, поэтому не нуждается в  корректировке.

Согласно  принципам СНС в границы производства не включается и не отражается в  ВВП непроизводительная деятельность, связанная с перераспределением активов (как законным, так и незаконным). Эта деятельность не влияет на объемы ВВп, но сказывается на формировании активов секторов экономики, должна поэтому отражаться в соответствующих счетах СНС. ВТО же время ее следует ограничивать от таких аспектов криминальной деятельность, которые не связаны с движением продуктов, доходов и активов и которые поэтому являются предметом анализа не СНС, а статистики правонарушений.

В России значительное распространение получила утечка капитала за границу (например, незаконный перевод денежных средств  на счета заграничных банков), которая  представляет собой перераспределение  активов и, как правило, сама по себе не влияет на размер ВВП и его  структуру. Однако в ряде случаев  она может быть связана с операциями по незаконному вывозу товаров, которые  оказывают влияние на размеры  и структуру ВВП. Таким образом, необходим анализ содержания незаконных потоков ресурсов за границу, рассматриваемых  как утечка капитала.

Соответствие  требованиям СНС предполагает использование  комплексного исследования теневой  экономики на всех этапах: при формировании исходной системы статистических показателей, характеризующих дано явление, определении  программы, организационных форм, видов  и методов статического наблюдения, формировании информационной базы, определении  методов получения оценок отдельных  явлений и теневой экономики  в целом. Применение комплексного подхода  в расчетах и при анализе теневой  экономики предполагает использование  показателей различных отраслей экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов и т.д.) и социальной статистики (статистики бюджетов домашних хозяйств, правонарушений).

2.3 Модель сокращения возможного  уровня ВВП

 

Теневая экономика – это незаконно не налогооблагаемая или криминальная хозяйственная деятельность.

Вычислительная  модель позволяет промоделировать по крайней мере два явления. Первое – казнокрадство, т.е. нецелевое использование бюджетных средств, а точнее – их разворовывание, и перевод их, например, из социальных или инвестиционных назначений на потребительский рынок (Приложение 2).

Модель  показывает, что за семь лет сокращение возможного уровня ВВП в одном  из вариантов (это крайний, но реалистичный вариант) может достигать 15%. Коррупция или взятка – это неявный налог на осуществление предпринимательской деятельности в России. В связи с тем, что экономика стала частной, налоговое давление хотя и может стимулировать развитие, но за пределами оптимума налогообложения, т.е. в нашем случае, это развитие подавляет.

Моделирование показало, что уровень взяточничества в российской системе взаимоотношений  бизнеса с властью в одном  из своих вариантов приводит к  еще большему эффекту. За семь лет  возможный уровень роста ВВП  снижается на 20%. Цифры показывают, что в год темпы роста ВВП страны за счет обоих этих явлений снижаются на 5%. Это практически и есть то желаемое и требуемое удвоение ВВП, которое финансово-экономический блок Правительства РФ не в состоянии организовать в стране. Есть способы убедиться не только на моделях, не только на субъективных экспертных оценках в том, что действительно такие масштабные экономические эффекты в российской экономике имеют место (приложение 3).

Эти данные впервые были опубликованы в декабре  прошлого года в статье В.И. Якунина с соавторами. Сравниваем два экономических комплекса страны – автодорожное хозяйство и железнодорожное хозяйство. Они представляют собой объекты инфраструктуры, пути сообщения общего пользования. Их смысл и экономическое содержание одинаково, но в первом случае (два графика слева), в случае автодорожного хозяйства, осуществляемое бюджетное финансирование приводит практически к мгновенному росту инфляции вместо развития, потому что прирост ВВП падает.

В случае железнодорожной инфраструктуры общего пользования, наоборот, бюджетные инвестиции, хотя и невелики, ведут к снижению инфляции и одновременно к повышению  темпа роста ВВП. В одной инфраструктуре, транспортной, с одной стороны (в  случае с автодорожным хозяйством) – инфляция, сокращение роста; с другой (в случае с железнодорожным транспортом) – снижение инфляции и рост. В чем же разгадка?

Разница в том, что бюджетные средства в автодорожном комплексе разворовываются, по компетентным экспертным оценкам  – вплоть до 50%. Такова цена вопросов целевого использования бюджетных средств. По-видимому, именно это и привело к принятию руководством страны решения о сворачивании системы дорожных фондов. Надо сказать, отчасти это решение было ошибочным, потому как никакой компенсирующей системы финансирования дорожного хозяйства предложено не было. И, несмотря на эффективность использования в железнодорожном хозяйстве средств, выделяемых из бюджета, бюджетная поддержка железнодорожной инфраструктуры в должной мере не производится.

Информация о работе Анализ теневого сектора